Автор: Гавриленко Людмила Ивановна
воспитатель МАДОУ ЦРР – д/с № 22
ст.Кавказская
2020 год
Предисловие
Дошкольное детство – период рождения личности, первоначального раскрытия творческих сил ребёнка, становление основ индивидуальности. Общепризнанно, что основной вид деятельности дошкольника – игра. В игре развиваются способности к воображению, произвольной регуляции действий и чувств, приобретается опыт взаимодействия и взаимопонимания. Игра способствует развитию, обогащает жизненным опытом, готовит почву для успешной деятельности в реальной жизни.
Деятельность – это первое условие развития у обучающегося познавательных процессов. Чтобы ребенок активно развивался, необходимо его вовлечь в деятельность. Образовательная задача заключается в создании условий, которые бы провоцировали детское действие.
Тенденции современного образования ставят перед педагогом сложную задачу: организовать предметно-пространственную среду таким образом, чтобы она способствовала развитию детей дошкольного возраста.
Введение
Передо мной, как педагогом, в связи с переходом на Федеральный образовательный стандарт, встала проблема необходимости обогащения среды элементами, стимулирующими познавательную, эмоциональную, двигательную деятельность детей.
Предметно-пространственный мир включает себя разнообразие объектов социальной действительности. Развивающая предметно-пространственная среда в современных дошкольных учреждениях должна отвечать определенным требованиям: это прежде всего свобода выбора ребенком темы, сюжета игры, учет возрастных и половых особенностей детей дошкольного возраста, учет специфики образовательной программы.
Предметы, окружающие ребенка должны нести в себе:
- Разнообразие: наличие всевозможного игрового и дидактического материала;
- Доступность: расположение материала в поле зрения ребенка;
- Эмоциональность, насыщенность, яркость, привлекательность;
- Обеспечение индивидуальной комфортности, психологической защищенности.
Данная проблема разрабатывалась рядом известных психологов и педагогов (Е.В. Зворыкина, С.Л. Новоселова, В.А. Петровский, Л.Т. Стрелкова и др.).
Образовательная (развивающая) среда, по определению В.А. Ясвина, – это система влияний и условий формирования личности, а также возможностей для ее развития, содержащихся в социальном и пространственно-предметном окружении.
Основная часть
Игровое дидактическое пособие «Развивающее панно», по моему мнению, полностью соответствует современным требованиям к созданию предметно – пространственной среды в ДОУ в соответствии ФГОС ДО.
«Развивающее панно»– это увлекательное и необычное развивающее пособие для детей любого возраста. Его можно использовать в групповой и индивидуальной работе, самостоятельно детьми и совместной деятельности с педагогом.
Это поможет детям научиться различать цвета, формы и размеры, развить мелкую моторику, освоить навыки математического счёта, развить фантазию и пространственное мышление и т. д.
«Развивающее панно» изготовлено из небольшого отрезка ковра. Из разноцветного жесткого фетра вырезали большое количество модулей, как для образовательной деятельности, по каждой лексической теме, так и для игр. Ковер прикрепили к стене.
Актуальность.
Данное пособие содержит в себе такие характеристики как насыщенность, трансформируемость, полифункциональность, доступность и безопасность.
- Насыщенность предметно- пространственной среды раскрывается в
обеспечении игровой, познавательной, исследовательской, творческой активности детей.
- Трансформируемость среды позволяет изменять ее в зависимости от
образовательной ситуации, от интересов детей и их возможностей.
Например, изменяются объекты в зависимости от лексической темы недели.
- Полифункциональность обеспечивается за счет использования множества съемных объектов.
- Доступность среды определяется в постоянной и открытой возможности взаимодействия детей.
- Безопасность среды раскрывается соответствием к требованиям по
- обеспечению надежности в ее использовании.
Цель данного пособия: Развитие интеллектуальных и творческих способностей дошкольников в процессе игровой деятельности.
«Развивающее панно» решает такие образовательные задачи, как:
- – ознакомление детей с окружающим миром;
- – развитие мышления – пространственного и логического, внимания, памяти, зрительного и кинестетического восприятия, воображения, способностей к анализу, сравнению, обобщению, классификации;
- – развитие речи (развитие фонематических представлений, звукового
- анализа и синтеза, лексико – грамматических категорий, связной речи);
- – развитие мелкой моторики рук.
Заключение:
Я считаю, что использование такого дидактического пособия для обучения детей дошкольного возраста является весьма эффективным. Так как данная методика позволяет аккумулировать в одном месте множество идей и решает множество образовательных задач, активизируя познавательный интерес детей, расширяя знания, умения, навыки, обучая управлению своими эмоциями, пониманию окружающих.
Взаимодействуя с данным дидактическим игровым пособием, ребенок сможет решать примеры, составлять свои первые слоги и слова, выучит алфавит и цифры, разовьет восприятие цвета и формы. И все это будет проходить в непринужденной и игровой форме, ведь в основе лежит принцип, согласно которому мотивация к познанию исходит от ребенка.
Оглавление
Предисловие________________________________________2
Введение __________________________________________2
Основная часть _____________________________________3
Заключение_________________________________________4
Приложение _______________________________________6
Приложение
Примеры дидактических игр, заданий с использованием игрового дидактического пособия
1.«Назови правильно»
Цель: развивать пространственное восприятие, умение различать цвета.
2.«Собери бусы»
Цель: формировать умение группировать фигуры по двум свойствам
– цвету и размеру.
3.«Узнай и дорисуй»
Цель: развивать внимание детей, учить видеть часть целого, развивать мелкую моторику.
4.«Один – много»
Мы волшебники немного
Был один, а станет много
Цель: образовывать существительные множественного числа именительного и родительного падежей.
Воробей – воробьи – воробьев сорока – сороки – сорок
Синица – синица – синиц ворона – вороны – ворон
Снегирь – снегири – снегирей дятел – дятлы – дятлов
5.«Веселый счет»
Сколько их – всегда мы знаем
Хорошо мы все считаем
Цель: закрепить в речи детей согласование существительных с числительными.
Один воробей, два воробья, три воробья, четыре воробья, пять воробьев. (Снегирь синичка дятел, сорока).
6.«Узнай по описанию»
Цель: Закреплять знания детей о временах года, сезонных изменениях. Учить детей угадывать и описывать предмет по его характерным признакам. Развивать внимание, наблюдательность, находчивость, мелкую моторику рук.
Содержание игры:
Перед началом игры можно обговорить о каком времени года пойдет речь, или же ведущий (воспитатель или ребенок) сам называет время года, а затем уже дает описание предмета, не называя его, остальные дети, молча на листочке бумаги рисуют отгадку. Кто первый правильно отгадал и схематично нарисовал загаданный предмет, находит его в коробке, вешает (кладет) на игровое поле и становится ведущим.
7.«Составь картинку и расскажи»
Цель игры: развить у детей мышление, воображение, речь.
Содержание игры: детей спрашивают –«Какое сейчас время года?» и предлагают составить картинку, выбрав нужные детали из фетра. Затем воспитатель просит описать картинку.
8.«Что не так?»
Цель: развить речемыслительную деятельность ребенка – внимание, мышление, восприятие, связную речь.
Содержание игры: Выбрав какое- либо время года, одна группа детей размещает несколько несоответствующих деталей или фигурок на панно и предлагает другим детям найти лишнее, объяснив свой выбор.
9.«Прослушай и выбери нужное»
Цель: развить у детей внимание, мышление, речемыслительную деятельность, закрепить знания о природных явлениях.
Содержание игры: перед детьми разложены карточки с временами года и природными явлениями. Воспитатель предлагает прослушать стихотворение о времени года, а дети должны выбрать нужные карточки и назвать их месяцы.
Осень.
Обсыпается весь наш бедный сад,
Листья пожелтелые по ветру летят;
Лишь вдали красуются, там, на дне долин,
Кисти ярко-красные вянущих рябин.
А. К. Толстой
Зима.
Пришла зима с морозами
С морозами, с метелями.
Сугробы под берёзами,
Белым-бело под елями.
О. Высотская
Весна.
Сельская песня
Травка зеленеет,
Солнышко блестит,
Ласточка с весною
В сени к нам летит.
А. Н. Плещеев
Лето.
Если в небе ходят грозы,
Если травы расцвели,
Если рано утром росы
Гнут былинки до земли,
Если в рощах над калиной
Вплоть до ночи гул пчелиный,
Если солнышком согрета
Вся вода в реке до дна,
Значит, это уже лето!
Значит, кончилась весна!
Е. Трутнева
Содержание игр и упражнений постоянно можно изменять и пополнять в зависимости возраста детей, лексической темы недели.
Список рекомендуемых источников
1.В.А.Недоспасова «Растем играя» – М., 2003 г.
2.Лосев. П. Н. Управление методической работой в современном ДОУ. М., 2005.
3.Маханева М. Д., Князева О. Л.. Перспективная модель организации деятельности ДОУ. М., 2004.
4.Евдокимова Е.С. Технология проектирования в ДОУ. М.,2006.
5.Михайленко Н.Я., Короткова Н.А. Как играть с ребенком. – М.: Педагогика, 1990.
6.https://ciur.ru/izh_dou/izh