МАДОУ ЦРР-д/с №22

352140, Кавказский район, ст.Кавказская, ул. 60 ЛЕТ СССР,,18., тел:(861)93-22-9-24, Е-mail: mdou22@list.ru

МАДОУ ЦРР-д/с №22 - 352140, Кавказский район, ст.Кавказская,  ул. 60 ЛЕТ СССР,,18., тел:(861)93-22-9-24, Е-mail: mdou22@list.ru
Uc browser

Методическое сопровождение образовательного процесса к дидактическому пособию «Многофункциональная ширма»

Автор: Попова Ольга Борисовна
воспитатель МАДОУ ЦРР – д/с № 22
ст.Кавказская
2020 год

Предисловие

Как известно, развитие ребёнка происходит в деятельности. Никакое воспитывающее и обучающее влияние на ребёнка не может осуществляться без реальной деятельности его самого. Для удовлетворения своих потребностей ребёнку необходимо пространство, т.е. та среда, которую он воспринимает в определённый момент своего развития.

Важной задачей ДОУ при введении Федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС) становиться совершенствование педагогического процесса и повышение развивающего эффекта образовательной работы с детьми посредством организации предметно – пространственной среды, обеспечивающей творческую активность и позволяющую детям наиболее полно реализовать себя.

Под развивающей предметно – пространственной средой следует понимать естественную комфортную обстановку, рационально организованную в пространстве и времени, насыщенную разнообразными предметами и игровыми материалами, эстетически оформленную. В такой среде возможно одновременное включение в активную познавательно – творческую деятельность всех детей группы в соответствии с их потребностями и интересами.

 

Введение

Выдающийся философ и педагог Жан Жак Руссо, одним из первых  предложил рассматривать среду как условие оптимального саморазвития личности. Селестен Френе считал, что благодаря ей ребенок сам может развивать свои индивидуальные способности и возможности. Роль взрослого заключается в правильном моделировании такой среды, которая способствует максимальному развитию личности ребенка. Современные ученые и педагоги – Н.А. Короткова, Н.Я. Михайленко и другие – считают, что при этом насыщение окружающего ребенка пространства должно претерпевать изменения в соответствии с развитием потребностей и интересов детей младшего и старшего дошкольного возраста. В такой среде возможно одновременное включение в активную коммуникативно-речевую и познавательно-творческую деятельность, как отдельных воспитанников, так и всех детей группы .

        Вопрос организации предметно-пространственной  среды ДОУ на сегодняшний день стоит особо актуально. Это связано с введением нового Федерального государственного образовательного стандарта к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования.       Чтобы предметно – пространственная развивающая среда выступала,   как развивающая, подвижная и легко меняющаяся, я пришла к решению   создать универсальную многофункциональную ширму для использования в игровой театрализованной и познавательно – образовательной деятельности детей.

 

Основная часть

Многофункциональная напольная ширма, несмотря на свое довольно прозаичное название, является очень интересным предметом интерьера детского сада, а главное, многофункциональная ширма соответствует всем требованиям ФГОС ДО предъявляемым к развивающей предметно-пространственной среды группы.

Насыщенность средыобеспечивает игровую, познавательную,

исследовательскую, творческую, двигательную активность, эмоциональное благополучие и возможность самовыражения детей.

Трансформируемость –возможность изменений предметно-пространственной среды в зависимости от образовательной ситуации, в том  числе от меняющихся интересов и возможностей детей.

Полифункциональность – возможность разнообразного использования, не обладает жестко закрепленным способом употребления.

Доступность свободный доступ детей к игрушкам, материалам, пособиям, которые хранятся в карманах ширм.

Вариативность –наличие различных пространств для деятельности детей и уединения, свобода выбора разнообразных материалов, игр и игрушек; периодическая сменяемость материалов, стимулирующих разнообразную детскую активность.

Безопасность соответствует всем элементам и требованиям по

обеспечению надёжности и безопасности их использования.

Основное предназначение ширмы – это зонирование пространства. Что соответствует одному из принципов, прописанных в «Концепции по дошкольному воспитанию».

Принцип комплексирования и гибкого зонирования.

Жизненное пространство в детском саду должно давать возможность построения непересекающихся сфер активности. Это позволяет детям в соответствии со своими интересами и желаниями в одно и то же время свободно заниматься, не мешая друг другу, разными видами деятельности: физкультурой, музыкой, рисованием, конструированием, шитьем, моделированием, экспериментированием. Они могут рассматривать альбомы и книги, слушать запись любимой сказки и т. д.

Дидактическая ценность:

  • Многофункциональная ширма используется как средство обучения и воспитания детей.
  • Ширма удобна в использовании, имеет привлекательный дизайн, помогающий украсить интерьер группы.

Актуальность –пособие имеет развивающее, обучающее и воспитывающее значение. Его можно использовать во всех образовательных областях для разного вида деятельности. А также ширма может использоваться как уголок «уединения» в групповом пространстве.

Цель: Оптимизация предметно-пространственных условий для расширения игрового и социального опыта дошкольников.

Задачи:

  • Формирование первичных представлений об основных свойствах отношениях объектов окружающего мира: форме, цвете, размере; Формирование представлений о порядковым счете, количестве, закрепление счета в пределах 10;
  • Развивать умение устанавливать размерные отношения между предметами разными по ширине, высоте, толщины, расположенных в определенной последовательности;
  • Закреплять представления о геометрических фигурах;
  • Развивать умения обозначать словами положение предметов;
  • Углублять представление детей о частях суток и днях недели.
  • Развивать связную речь, как основу познавательной и игровой деятельности, активный словарь, речевые навыки у детей.
  • Систематизировать представление детей о природе;
  • Развитие умения устанавливать причинно-следственные связи между природными явлениями и сезонными явлениями.
  • Формировать представления о диких и домашних животных.
  • Развивать мелкую моторику.
  • Развивать логическое мышление, внимание и память.

 

Описание:

Ширма изготовлена из труб пвх и материала разной фактуры на ощупь. Состоит из трех подвижных секций, которые скреплены между собой.

К рамам крепятся полотнища из ткани и шторки, они являются двухсторонними и съемными, т. к. закрепляются на тесьму, что позволяет быстро и легко снять или закрепить полотна.

Часть, где крепится сетка, имеет полотно с пристроченными к нему полосами тесьмы-липучки, предназначенными для прикрепления дидактических картинок, счетного материала, а также для показа театра на фланелеграфе.

Еще одним важным средством в повышении уровня речи детей является театрализованная деятельность. Именно через театрализацию дети знакомятся с окружающим миром во всем его многообразии через образы, краски, звуки. Театральные игры являются важнейшим фактором, стимулирующим развитие у детей связной речи. В театральной игре каждый ребенок мог бы проявить свои эмоции, чувства, причем не только наедине с собой, но и публично не стесняясь присутствия слушателей, старается говорить четко, чтобы его все поняли.

Кроме этого можно использовать для оформления сюжетно-ролевых игр с помощью иллюстраций на разные тематики. Эта часть имеет карманы. В них можно положить атрибуты для игр или инсценировки.

Панно “Времена года”. На нем изображен ствол дерева и меняющаяся наполнение (зима – снег, весна-цветочки, лето: фрукты; осень желтые листья) также возможно прикреплять различных животных и птиц в зависимости от времени года.

 

Рассмотрим все части ширмы с другой стороны.

 

Эту секцию можно использовать как стенд по всем образовательным областям, во время организованной образовательной деятельности (ООД, в организованной совместной деятельности (СОД, для демонстрации дидактических картин, наглядного пособия, различных схем и т. д. с целью расширения кругозора детей, формирования целостной картины мира.

Кроме этого, данную секцию можно использовать для оформления сюжетно-ролевых игр с помощью иллюстраций на разные тематики. Эта часть имеет карманы. В них можно положить атрибуты для игр или инсценировки.

Так же размещены резинки с прищепками, где педагог может размещать дидактический и наглядный материал.

Внутри ширмы можно создать такой уголок уединения, где дети могут отдохнуть, посмотреть книги, пообщаться, поиграть.

Также центр моторики в его составляющие входят плетение косичек, накручивание лент, завязывание бантов.

Заключение

В соответствии с требованиями ФГОС ДО, развивающая предметно-пространственная среда должна обеспечивать возможность общения и совместной деятельности детей и взрослых, двигательной активности детей, а также возможности для уединения. Должна быть содержательно-насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной и безопасной.  Из чего можно сделать вывод, что данное пособие полностью соответствует требованиям ФГОС ДО.

Таким образом, использование многофункциональных ширм в предметно -пространственной среде группы – это необходимая составляющая образовательного процесса в современных ДОУ.

Необходимо помнить, что для ребенка важно, чтобы его услышали и поняли, приняли таким, какой он есть, с его особенностями и интересами. Поэтому, чтобы помочь дошкольнику вырасти творческим, инициативным и самостоятельным человеком, взрослым членам семьи и педагогам нужно поощрять его за инициативность, создавать условия для проявления ребенком своей индивидуальности.

 

Оглавление

Предисловие________________________________________2

Введение  __________________________________________2

Основная часть  _____________________________________3

Заключение_________________________________________6

Приложение  _______________________________________ 7

 

Приложение

Примерная тематика и ролевое сопровождение

сюжетно – ролевых игр – ситуаций.

Игры в семью.

  • Совместный отдых.
  • Встреча (проводы).
  • Уборка.
  • Ремонт квартиры.
  • Приготовление подарков.
  • Подготовка к празднику.
  • Забота о( о людях, животных).

Роли: Мама, папа, дети, внуки, бабушка, дедушка, сёстры, братья, соседи, друзья.

Игровые действия и поведение. Приезжать из командировки, приходить с работы; встречать и провожать гостей; готовиться к празднику ( подарки, сюрпризы, программа концерта); убирать квартиру (мыть пол и окна, протирать мебель, мыть игрушки, вешать занавески, стирать вещи, пылесосить, чистить и выбивать ковры); ремонтировать квартиру (штукатурить стены, красить пол, стены и потолки, стелить пол, клеить обои, стеклить окна); готовить еду, вызывать врача для членов семьи, лечить домашних животных, собирать посылки к празднику.

 

Игры в магазин.

  • Булочная – кондитерская ( хлебный отдел, магазин).
  • Овощной магазин ( отдел, палатка), « Овощи – фрукты».
  • Мясной, колбасный магазин ( отдел, палатка).
  • Рыбный магазин ( отдел, палатка).
  • Молочный магазин ( отдел, палатка).
  • Гастроном ( продовольственный магазин).
  • Супермаркет.
  • Магазин одежды.
  • Обувной магазин.
  • Мебельный магазин.
  • Магазин посуды.
  • Магазин бытовой техники.
  • Спортивный магазин.
  • Магазин « Турист».
  • Книжный магазин.
  • Магазин музыкальных инструментов.
  • Газетный киоск.
  • Склад.
  • Рынок.

Роли: Продавец, покупатель, грузчик, шофёр, кладовщик,  администратор, директор, контролёр, охранник.

Игровые действия и поведение. Охранять, грузить, привозить, выгружать, проверять, раскладывать, отсчитывать, расфасовывать и взвешивать товар; выписывать чек, квитанцию; оформлять витрину; покупать товар; узнавать цену ,вешать ярлык; отсчитывать деньги; предлагать, рекламировать, показывать товар; вступать в диалог с продавцом ( покупателем); договариваться о покупке.

 

Игры в мастерскую.

  • Ателье по пошиву и ремонту одежды.
  • Ателье по ремонту и пошиву обуви.
  • Дом моделей.
  • Фотоателье.
  • Ателье « Мебель на заказ».
  • Мастерская по мелкому ремонту ( замков, ключей, зонтов, сумок и др.).
  • Мастерская по ремонту машин, бытовой техники и механизмов ( телевизоров, холодильников, утюгов и др.).

Роли. Мастер, клиент, приёмщик, швея, столяр, плотник, инженер, модельер, модель.

Игровые действия и поведение.

Привозить в ремонт, ремонтировать товар; шить, изготавливать на заказ; измерять, кроить, смётывать, примерять, подгонять изделие по размеру; выдавать гарантийный талон, чек, квитанцию; фотографировать клиента; демонстрировать одежду и обувь; предъявлять готовую вещь.

 

Игры в почту.

  • Почтовые услуги.
  • Услуги сберкассы.

Роли. Почтальон, кассир, телеграфист, грузчик, шофёр, рабочий.

Игровые действия и поведение.

Писать, относить на почту и получать письма, телеграммы; готовить и отправлять посылки и бандероли; покупать и выписывать газеты, журналы; загружать, разгружать, привозить, отвозить, сортировать, раскладывать почту; пробивать, выписывать и оплачивать чеки, квитанции, заполнять бланки в сберкассе и на почте; телеграфировать, звонить и сообщать о срочной доставке.

 

Игры в детский сад.

  • Занятия с воспитателями (музыкальными руководителями, педагогами по физкультуре и др.).
  • Труд в детском саду и на участке.
  • Прогулки (игры, наблюдения, экскурсии).
  • На стадионе.
  • В музее и на выставке в детском саду.

Роли.

Воспитатель, воспитанник, музыкальный руководитель, педагог по физкультуре, артист, зритель, спортсмен, экскурсовод.

Игровые действия и поведение. Проводить занятия и развлечения; учить трудиться на участке и в игровых комнатах; учить правильному поведению в музее и в театре; проводить экскурсии; организовывать игры; выступать перед зрителями; готовить сцену к выступлению; мастерить поделки для праздника.

 

Игры с машинами и другими транспортными средствами.

  • Автомобильный транспорт (легковые и грузовые автомобили; специальная техника: комбайны, трактора, уборочные машины, поливочные машины, подъёмные краны, экскаваторы, бетономешалки, самосвалы; пассажирский транспорт: автобус, троллейбус, трамвай, такси).
  • Водный транспорт (речные и морские корабли, теплоходы, катера, лодки, парусники).
  • Воздушный транспорт (самолёты, вертолёты, ракеты).
  • Железнодорожный транспорт (поезда: грузовые и пассажирские).
  • Вокзалы (речной, морской, железнодорожный, авто – и аэровокзалы).

Роли. Шофёр, комбайнёр, тракторист, экскаваторщик, грузчик, заправщик, лётчик, механик, техник, начальник поезда, билетный кассир, пассажир, кок, капитан, штурман, боцман, моторист, судовой врач, командир экипажа, стюардесса, проводник, начальник вокзала, начальник поезда, билетный контролёр, кондуктор, контролёр.

Игровые действия и поведение. Грузить и выгружать грузы; подготавливать технику к работе, к поездке (ремонтировать, мыть, заправлять горючим); сеять и убирать урожай; замешивать раствор; убирать улицы; доставлять пассажиров; входить и выходить на остановках; проверять и выдавать проездные документы (билеты); сообщать о правилах поездки; узнавать расписание; отдавать и выполнять приказы и распоряжения; заботиться о пассажирах.

Список рекомендуемых источников

1.httpsHYPERLINK “https://dohcolonoc.ru/”://HYPERLINK “https://dohcolonoc.ru/”dohcolonocHYPERLINK “https://dohcolonoc.ru/”.HYPERLINK “https://dohcolonoc.ru/”ruHYPERLINK “https://dohcolonoc.ru/”/

2.tmndetsady.ru › avtorskie-posobiya ›

  1. Игра и дошкольник. Развитие детей старшего дошкольного возраста в игровой деятельности. СПб, 2004
  2. Н.Я.Михайленко, Н.А.Короткова «Организация сюжетной игры в детском саду: Пособие для воспитателя, 2-е изд.-М.:Изд-во «Гном и Д» 2006

5.В.А.Недоспасова «Растем играя: средний и старший дошкольный возраст»: Пособие для воспитателей и родителей:-М.:Просвещение, 2002

Категория: Попова О.Б.

Наш сайт использует файлы cookies, чтобы улучшить работу и повысить эффективность сайта. Продолжая работу с сайтом, вы соглашаетесь с использованием нами cookies и политикой конфиденциальности.

Принять