МАДОУ ЦРР-д/с №22

352140, Кавказский район, ст.Кавказская, ул. 60 ЛЕТ СССР,,18., тел:(861)93-22-9-24, Е-mail: mdou22@list.ru

МАДОУ ЦРР-д/с №22 - 352140, Кавказский район, ст.Кавказская,  ул. 60 ЛЕТ СССР,,18., тел:(861)93-22-9-24, Е-mail: mdou22@list.ru
Uc browser

Как научить ребенка читать?

Составитель:
Учитель-логопед МАДОУ ЦРР – д/с № 22 Н. Е. Анищенко 

Современные родители хотят видеть своего ребенка умным, одаренным, умеющим читать и считать чуть ли не раньше, чем ребенок научится ходить. Сегодняшняя школа диктует свои условия «Ребенок должен читать хорошо».

Однако, оптимальным возрастом для обучения чтению является пять лет. Ребенок в этом возрасте физиологически готов к развивающему обучению, проявляет большой интерес к организованным формам занятий, связанных с усвоением знаний, умений, навыков. В этом возрасте особо выражено «чутье ребенка к языку». Ребенок может анализировать свойства предметов и воздействовать на них с целью изменения. Поэтому, если ваш ребенок уже проявляет интерес к буквам, может 15 минут увлеченно заниматься развивающими играми, стоит аккуратно попробовать начинать обучение.

Обязательным условием при этом должно быть четкое и правильное произношение Вашим ребенком всех звуков речи.

Если ребенок не выговаривает какие-либо звуки, то перед началом обучения чтению следует их поставить у логопеда, иначе при чтении у ребенка закрепятся неправильные звуки и возникнут проблемы с фонематическим слухом.

Итак, родителям необходимо обратить внимание на то, что дошкольнику важно запомнить звуки, а не буквы. Буквы мы пишем и видим, а звуки произносим, гласные звуки говорим долго (тянем), а согласные – отрывисто.

Например, при знакомстве с буквой В учим ребенка говорить «в», а не «вэ», букву М называем «м», а не «мэ» или «эм» и т. д. При соблюдении этого правила ребенок быстрее поймет, почему слог из «в» и «а» читается «ва», а не «вэа».

Такое обучение провоцирует побуквенное чтение, и в дальнейшем потребует длительной коррекции у логопеда. Не надо пугаться, что малыш не узнает, как называются буквы в русском алфавите. Через 1-2 года, обучаясь в первом классе, умея бегло читать, он легко выучит алфавитные имена всех букв.

Если вы все же хотите, чтобы ваш ребенок знал и буквы, то познакомьте его с их графическим изображением. Предложите ему упражнения для запоминания букв:

  • подумай, на что похожа буква;
  • посчитай сколько частей в букве;
  • выложи букву (шнурок, спички, палочки, пуговицы, горох);
  • вылепи букву из пластилина;
  • обведи букву пальчиком на столе, карандашом на листе;
  • «Волшебный мешочек» – найди пальчиками, на ощупь такую же букву, как у меня;
  • подчеркни букву, которую я покажу.

Не перегружайте ребенка заучиванием всех звуков сразу. Это непросто, скучно и бестолково. Выучите с малышом 4 гласных звука (А, У, О, Ы) и 7-10 согласных. При этом помните, что согласные произносим быстро, отрывисто: «ш», «п»,

«л»,…а не «шэ», «пэ», «лэ». Этого пока хватит, чтобы начать усваивать слоги.

Начинайте читать слоги, составленные из уже выученных букв. На этом этапе важно учитывать некоторые тонкости. Сначала предлагаем слоги состоящие из согласной + гласной, т. е. ВА, ДУ, СО, ПЫ и т. д. Гласные Е, Ё, И, Я, Ю трудные, знакомство с ними лучше отложить. Показывая буквы ребенку говорите:

«С, О – получается СО, В, А – получается ВА». Не говорите: «С и О читай, что получится?» Из-за союза «И» ребенку трудно соединить две буквы в слог. Ведя пальчиком ребенка, старайтесь читать вместе с ним слог сразу, исключая буквенное чтение.

Крупными печатными буквами   напишите таблицу   слогов,   в   которых будет одна фиксированная гласная: ГА, МА, ВА, ША, ЛА, …   Потом возьмите другую фиксированную гласную: ГУ, МУ, ВУ, ШУ, ЛУ, …

Помните, что занятие по длительности в возрасте 5-6 лет не должно быть более 15 минут! Желательно сделать перерыв на один-два дня. При возникновении рассеянности, сонливости, усталости, отсутствия интереса к занятию, – прекращайте заниматься. Не наказывайте малыша за непонимание Вашего объяснения, запаситесь терпением. Больше хвалите малыша, поощряйте, развивайте у него желание учиться.

Когда Ваш ребенок научится уверенно читать, перестанет путать слоги с простыми гласными, можно перейти к обучению чтения слога с гласными И, Е, Я, Ю, Ё. Принцип работы такой же, как на предыдущем этапе, – чтение по таблицам. Для разнообразия            предложите        малышу самому                              написать      слоги, продиктованные Вами. Можно привлечь к урокам еще «учеников». Пусть это

будут любимые игрушки (медвежонок, зайчик, кукла), играйте в школу.

В русском языке есть «прямые» слоги, их Ваше чадо уже научилось читать (согласный + гласный) и «обратные» слоги (гласный + согласный).

Начинаем учиться читать обратные слоги типа АБ, ОН, УЛ, ЫС, ЯМ, ЕТ, ЮТ, ЁК. Чтобы было проще, вырежьте из бумаги стрелочку и во время чтения подкладывайте ее под читаемый слог, указывая направление глазкам малыша. Потом чередуйте слоги: ТА, ОХ, ЫМ, ГУ, УС, ЯТ и т.д.

Начинаем читать простые слова, состоящие из двух слогов типа КА-ША, МУ- ХА, ВО-ДА, РУ-КА, О-СА, У-СЫ, Ю-ЛА… Важно не торопиться, ведь при чтении слов, которые состоят из трех-четырех букв, малыш должен уметь читать слоги легко, уверенно, сразу видеть слог, а не отдельные буквы. Тогда чтение не покажется утомительным и скучным.

Предложите ребенку игру: «Я начинаю читать слово, а ты заканчивай.»

Потом переходите к чтению слов, состоящих из трех букв: СО-К, МА-К, ДО-М и т.д. Сначала печатайте слово, как бы отделяя черточкой последнюю букву, объясняя так: «Две буквы ты уже умеешь читать, теперь присоединяй третью, получится слово».

В русском языке есть слова двусложные, трехсложные, четырехсложные и т.д. Для эффективного обучении чтению используйте последовательность схем-слов, представленную ниже. Вы можете придумывать свои слова, но слоговая структура слова должна сохраняться.

Читаем слова типа: ПА-ПА, ЛИ-СА, МЫ-ЛО, НЕ-БО, ЛЫ-ЖИ, ДЕ-ТИ, БА-НЯ и т.д.

МОХ, ЖУК, ШАГ, БОК, ЛЕС, ПЁС, РЁВ и т.д.

КУ-РИ-ЦА, РА-ДУ-ГА, МА-ЛИ-НА, О-СИ-НА и т.д. ЗА-БОР, ДИ-ВАН,ПИ-РОГ, РУ-КАВ, ПЕ-СОК и т. д. ЛАВ-КА, МЕЧ-ТА, ДУП-ЛО, ЛЕН-ТА и т д.

ВОК-ЗАЛ, РОС-ТОК, КОС-ТЮМ и т. д.

ПИ-РО-ЖОК, СА-МО-ЛЁТ, ТЕ-РЕ-МОК и т. д. МАТ-РЁШ-КА, КАР-ТИ-НА, ЧЕ-МО-ДАН и т. д.

ПА-РО-ВОЗ, ШО-КО-ЛАД, КАР-ТОШ-КА, ЛАС-ТОЧ-КА и т. д.

И только теперь, когда ребенок уверенно читает разные слова, можно начинать читать несложные предложения.

Обучение чтению – процесс непростой, требующий большого терпения, умения и индивидуального подхода. Обучая ребенка поэтапно, Вы добьетесь желаемого результата намного быстрее, а также избежите возможных побочных проблем, таких как дислексия, дисграфия.

Источники материалов:

http://logoped-nizhniy-novgorod.ru/kak_nauchit_rebenka_chitat.html Как правильно научить ребенка читать. Советы логопеда. Эффективная методика и советы родителям.

https://papik.pro/klipart/21321-klipart-chtenie-67-foto.html https://docplayer.com/46258467-Konsultaciya-dlya-roditeley-kak-uchit-rebenka- chitat.html Зайцева М. А. «Как учить ребенка читать». https://nsportal.ru/detskiy-sad/logopediya/2021/03/21/uchitel-logoped-o-tom-kak-i-

kogda-pravilno-uchit-rebyonka-chteniyu Рожкова О. В. «Учитель -логопед — о том, как и когда правильно учить ребенка чтению».

Категория: Анищенко Н.Е.

Наш сайт использует файлы cookies, чтобы улучшить работу и повысить эффективность сайта. Продолжая работу с сайтом, вы соглашаетесь с использованием нами cookies и политикой конфиденциальности.

Принять