МАДОУ ЦРР-д/с №22

352140, Кавказский район, ст.Кавказская, ул. 60 ЛЕТ СССР,,18., тел:(861)93-22-9-24, Е-mail: mdou22@list.ru

МАДОУ ЦРР-д/с №22 - 352140, Кавказский район, ст.Кавказская,  ул. 60 ЛЕТ СССР,,18., тел:(861)93-22-9-24, Е-mail: mdou22@list.ru
Uc browser

«Использование  телесно-ориентированных практик  (элементов образовательной кинезиологии  и сенсомоторной коррекции) в работе педагогов ДОУ»

Консультация для педагогов ДОУ

подборка игр и упражнения для детей 

Составитель: учитель-логопед
Лисицкая Е.А. 
ст. Кавказская

Дыхательные упражнения

Дыхательные упражнения не только улучшают ритмы, но и повышают энергетическое обеспечение деятельности мозга, элиминируют многие соматические нарушения, успокаивают, снимают стрессы и т.д. Умение произвольно контролировать дыхание развивает самоконтроль над поведением, эмоциями, речью, движениями. Особенно эффективны дыхательные упражнения для коррекции детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью.

Для выполнения дыхательных упражнений нужно соблюдать три основных правила:

  1. Во время дыхательных упражнений необходимо научить детей дышать животом для того, чтобы заставить двигаться диафрагму.
  2. Дыхательные упражнения должны проводиться в четыре фазы «выдох животом – пауза 2-3 сек. – вдох животом – пауза 2-3 сек.»
  3. Дыхательными упражнениями следует заниматься не более 2-3 минут за один прием.

Для того чтобы дети почувствовали свое дыхание можно предложить им положить руку на свой живот, а для того, чтобы они его увидели им можно предложить дуть на птичье перышко, подвешенное на ниточке.

Дыхательные упражнения можно сочетать с разнообразными вариантами упражнений глаз и языка. Эффективным приемом является подключение к дыхательным упражнениям аудиальной, визуальной и сенсорной системы (во время дыхательных упражнений прослушивать музыку, «надувать» цветные шарики в животе, «вдыхать» солнечный свет и золотистую энергию и т.д.).

Упражнение № 1. Вдох-пауза-выдох-пауза. При выполнении дыхательных упражнений очень эффективно использовать образное представление (визуализация), т.е. подключать правое полушарие. Например, возможен образ желтого или оранжевого теплого шарика, расположенного в животе, соответственно надувающегося и сдирающегося в ритме дыхания. При вдохе губы вытягиваются трубочкой и с шумом «пьют» воздух.

Упражнение № 2. Дыхание только через левую, а потом только через правую ноздрю (при этом для закрытия правой ноздри используют большой палец правой руки, остальные пальцы смотрят вверх, а для закрытия левой ноздри применяют мизинец правой руки). Дыхание медленное, глубокое. Дыхание только через левую ноздрю активизирует работу правого полушария головного мозга, способствует успокоению и релаксации. Дыхание только через правую ноздрю активизирует работу левого полушария головного мозга, способствует развитию логического мышления.

Упражнение № 3. Глубоко вдохнуть. Пауза. На выдохе произносить звуки: пф-пф-пф-пф-пф. Пауза. Вдох. Пауза. На выдохе: р-р-р-р. Пауза. Вдох. Пауза. На выдохе: з-з-з-з. Пауза. Вдох. Пауза. На выдохе: ж-ж-ж-ж. Пауза. Вдох. Пауза. На выдохе: мо-ме-мэ-му.

Упражнения на формирование пространственных представлений

Развитие пространственной функции необходимо проводить в трех основных плоскостях: лево-право, верх-низ, перед-зад.

«Пространство листа». Необходимо показать детям на пространстве альбомного листа, как надо размещать рисунки, сканировать строчки: следует начинать работу с верхнего левого угла, слева направо, сверху вниз. На первых этапах работы можно разлиновать альбомный лист на полосы и клетки, показать стрелками направления движения глаз. Работу следует выполнять строго внутри клетки или полосы.

«Карточки». Детям предлагаются карточки с различными фигурами (квадрат, круг, точка, крестик) и задания к ним.

Например:

– Написать букву (нарисовать фигурку) справа или слева от вертикальной линии.

– Положить кружок, справа от него – крестик, слева от крестика поставить точку. Нарисовать точку, ниже точки – крестик, справа от точки – кружок.

– Нарисовать квадрат, справа от него – крестик, выше крестика поставить точку.

– Определение правой и левой стороны предмета. Взять книгу обеими руками, а затем показать правую и левую стороны книги. Определить правую и левую сторону предмета, который лежит на столе.

«Мое место». Проводится отработка понятий по вертикальной оси: «право», «лево», «правее, чем…», «левее, чем…», «справа от…», «слева от…», «впереди», «сзади». Педагог предлагает им определить свое место: «Я сижу слева от Пети, справа от Маши, левее Сережи, напротив Коли и т.д.». Затем дети меняются местами, и игра продолжается.

«Холодно-горячо». Взрослый прячет в комнате предмет, а затем при помощи речевых инструкций ведет игрока к цели. Инструкции могут быть: «шаг направо, два шага вперед, три налево и т.д.». Если ребенок хорошо владеет ориентацией в пространстве, то можно использовать план-схему.

«Лабиринт». Ребенок должен обходить стулья с продвижением вперед: справа от стула, слева от стула, над стулом, под стулом. Обязательным условием является проговаривание вслух своих пространственных действий.

«Осьминожки». Дети располагаются определенным образом по периметру комнаты (в углу, у окна, около мяча и т.д.) и запоминают свое место. Педагог включает музыкальный фрагмент, во время которого дети свободно бегают по залу. Во время паузы они должны как можно быстрее вернуться на свое место. Усложнение упражнения: дети должны занять место, на одну позицию вперед при движении по часовой стрелке.

«Зеркало». Педагог встает спиной к детям и выполняет движения руками, ногами, телом. Дети повторяют все движения инструктора. Усложнение упражнения заключается в том, что инструктор встает лицом к детям, которые должны повторить его движения.

«Моя рука, твоя рука». Дети разбиваются на пары и, сидя лицом друг к другу, определяют сначала у себя, затем у партнера левую руку, левое плечо, правое колено и т.д.

«Тень». Дети разбиваются на пары, становятся лицом друг к другу. Один из играющих делает замедленные движения, другой должен в точности копировать все движения напарника, быть его «тенью». В начале проработки задания взрослый вводит некоторые ограничения на действия «оригинала»: не делать сложных движений, недоступных для выполнения партнеру, не производить одновременно несколько движений.

«Пространство моего тела». Взрослый предлагает детям прикоснуться левой рукой к своему правому колену, затем правой рукой к левому уху, затем правой рукой к правой пяточке и т.д.

«Пространство тела соседа». Педагог предлагает детям прикоснуться левой рукой к правому уху соседа слева, затем правой рукой к левой пяточке соседа справа, затем правой рукой к правому уху соседа справа и т.д.

«Пространство за спиной». Детям предлагается выполнять определенные действия за своей спиной: завязывать шнурки, застегивать пуговицы, ощупывать и узнавать предметы, лепить из пластилина и т.д.

Формирование межполушарного взаимодействия

Процесс психического развития детей происходит при условии их высокой двигательной активности. При регулярном выполнении перекрестных движений образуется большое количество нервных волокон, связывающих полушария головного мозга, что способствует развитию высших психических функций. Мозолистое тело, координирующее одновременную работу обоих полушарий, интенсивно развивается до 7-ми летнего возраста. Для развития межполушарного взаимодействия можно предложить следующие упражнения.

«Кулак-ребро-ладонь». Детям показывают три положения руки на плоскости пола, последовательно сменяющих друг друга. Ладонь на плоскости; ладонь, сжатая в кулак; ладонь ребром на плоскости стола; распрямленная ладонь на плоскости стола. Детям предлагается выполнять движения вместе с логопедом, затем по памяти в течение 8-10 повторений моторной программы. Упражнение выполняется сначала правой рукой, потом – левой, затем – двумя руками вместе. При затруднениях в выполнении логопед предлагает ребенку помогать себе командами («кулак-ребро-ладонь»), произносимыми вслух или про себя.  

 

«Лезгинка». Дети складывают левую руку в кулак, большой палец отставляет в сторону, кулак разворачивает пальцами к себе. Правой рукой прямой ладонью в горизонтальном положении прикасаются к мизинцу левой. После того одновременно меняют положение правой и левой рук

в течение 6-8 смен позиций. Необходимо добиваться высокой скорости смены положений. Упражнение сочетается с движениями глаз и языка: правая рука складывается в кулачек, левая – в ладошку, глаза смотрят в сторону кулачка, язык – в сторону ладошки. При смене положений рук произойдет смена положений глаз и языка.

 «Лягушка». Детям предлагают положить руки на стол. Одна рука сжата в кулак, другая лежит на плоскости стола (ладошка). Одновременно и разнонаправленно менять положение рук.

«Ухо-нос». Детям предлагают левой рукой взяться за кончик носа, а правой рукой – за противоположное ухо. Одновременно отпустить ухо и нос, хлопнуть в ладоши, поменять положение рук «с точностью до наоборот».

«Велосипед». Лежа на полу или сидя. Ребенок имитирует ногами езду на велосипеде, касаясь при этом левым локтем правого колена, затем правым локтем левого колена.

«Перекрестное марширование». На первом этапе дети медленно шагают, попеременно прикасаясь то правой, то левой рукой до противоположного колена (перекрестные движения). Педагог на этапе освоения упражнения отсчитывает 12 движений в медленном темпе. На втором этапе дети также шагают, но уже касаясь одноименного колена – 12 раз (односторонние движения). На третьем и пятом этапах – перекрестные движения, на четвертом – односторонние. Обязательное условие – начинать и заканчивать упражнение перекрестными движениями.

«Рисующий слон». Детям предлагают наклониться головой к правому плечу, вытянуть вперед правый хобот (правую руку) и рисовать ей горизонтальную восьмерку (знак бесконечности) большими мазками. Затем повторить тоже левым хоботом (левой рукой) и двумя хоботами одновременно.

 

Упражнения для развития мелкой моторики рук

Давно известно, что развитие мелкой моторики рук связано с развитием левой височной и левой лобной областей головного мозга, которые, в свою очередь, отвечают за формирование многих сложнейших психических функций.

Тренировать пальцы рук можно уже с 6-ти месячного возраста. Простейший метод – массаж: поглаживание пальцев рук в направлении от кончиков пальцев к запястью. Можно использовать и простейшие упражнения: брать каждый пальчик ребенка по отдельности, сгибать и разгибать его. Упражнение обеих рук проводить 2-3 минуты ежедневно. С 10-ти месячного возраста можно давать малышу перебирать сначала более крупные и яркие предметы, затем более мелкие.

Систематические упражнения по тренировке движений пальцев наряду со стимулирующим влиянием на развитие речи являются, по мнению М.М. Кольцовой, «мощным средством повышения работоспособности головного мозга». Формирование словесной речи ребенка начинается, когда движения пальцев рук достигают достаточной точности. Развитие пальцевой моторики как бы подготавливает почву для последующего формирования речи. Поскольку существует тесная взаимосвязь и взаимозависимость речевой и моторной деятельности, то при наличии речевого дефекта у ребенка особое внимание необходимо обратить на тренировку его пальцев.

Для развития мелкой моторики рук можно предложить такие упражнения:

Массаж. В качестве массажера можно использовать мячики различного размера и фактуры.

«Волна». Детям предлагается сначала на правой руке, а затем на левой руке делать волнообразные движения каждым пальчиком отдельно.

«Колечко». Поочередно и как можно быстрее перебирать пальцы рук, соединяя в кольцо с большим пальцем последовательно указательный, средний и т.д. Упражнение выполняется в прямом (от указательного пальца к мизинцу) и в обратном (от мизинца к указательному пальцу) порядке. В начале движения выполняются каждой рукой отдельно, затем вместе. Затем каждая рука в своем направлении: правая в прямом, левая – в обратном и наоборот.
 «Лягушка». Указательный палец и мизинец поднять вверх и держать полусогнутыми. Средний и безымянный прижать к ладони большим пальцем.

 

«Речка и рыбка».

Речка – волнистое, плавное движение расслабленных кистей рук.

Рыбка. Исходное положение. Выпрямленные ладони прижаты друг к другу. Пальцы направлены в сторону «от себя». Поворачивать сомкнутые ладони вправо и влево, имитируя движения рыбки хвостом.

«Дружные пальчики»    

Вариант 1. Исходное положение. Пальцы одной руки выпрямить, прижать друг к другу и удерживать напряжённые пальцы до счёта 10. Выполнить сначала каждой рукой по очереди, затем двумя руками одновременно. После упражнения – встряхнуть кисти рук.

Вариант 2. Это упражнение можно предварить небольшим рассказом о том, какое название имеет каждый палец: большой, указательный, средний, безымянный и мизинчик.

Исходное положение. Все пять пальцев вытянуты и разведены в стороны – пальчики «поссорились». Затем все пальцы прижать друг к другу – «помирились». Чередовать эти две позиции, сопровождая словами: поссорились – помирились.

«Улитка». Исходное положение. Указательный, средний и безымянный пальцы прижаты к ладони. Большой палец и мизинец то выпрямляются, то прячутся. Выполнять упражнение сначала каждой рукой по очереди, потом двумя руками одновременно. Можно изобразить, как улитка ползёт по столу.
«Очки-бинокль».

Положение «очки» – соединены указательный с большим пальцем правой руки, указательный с большим пальцем левой руки. Кончики пальцев правой и левой руки соединены друг с другом.

Положение «Бинокль» – пальцы каждой руки соединены в кулачок (неплотно).

«Деревья». Исходное положение. Расположить кисти рук перед собой, ладонями к себе. Пальцы разведены в стороны и напряжены. После выполнения упражнения встряхнуть кисти рук.

В поле дерево стоит, Ветер ветки шевелит.

(Покачивать руками из стороны в сторону.)

Дует ветер нам в лицо, Закачалось деревцо!

(Покачивать руками вниз – вверх, не сгибая пальцы.)

«Три богатыря». Указательный средний и безымянный пальцы вытянуты вверх   и прижаты друг к другу. Большой палец прижимает мизинец к ладони. Удерживать пальцы в таком положении до счёта 5-10. Выполнять сначала каждой рукой по очереди, затем – двумя руками одновременно.
«Стул». Менять положение левой и правой рук, чтобы получался «стул».

 

           «Корни»

Вариант 1.

Исходное положение. Ладони опущены вниз. Пальцы разведены в стороны и напряжены. Удерживать руки в таком положении на счёт до пяти – десяти. После упражнения расслабить кисти рук, встряхнуть руками.

Высокие красивые деревья здесь растут,

(показать руками «деревья»)

А корни под землёю для них водичку пьют.

(Показать руками «корни».)

Вариант 2.

Исходное положение. Ладони опущены вниз и прижаты друг к другу тыльной стороной. Пальцы разведены в стороны и напряжены. Удерживать в таком положении кисти рук, потом встряхнуть.

«Лодочка». Исходное положение. Обе ладони поставлены на ребро и соединены «ковшиком», большие пальцы прижаты к ладоням «Пароход».

          «Птенчики в гнезде». Пальцы правой руки собрать в «щепоть» это «птенцы». Левой рукой сбоку обхватить пальцы — это гнездо. Попеременно чередовать положение рук.
«Птичка пьет водичку».

Исходное положение. Пальцы сложить «щепотью» – это «клюв». Не отрывая локоть от стола, «клювом» коснуться стола. Далее – имитировать движений птицы: захватить «воду», поднять «голову» пощёлкать «клювом».

 

«Птичка летит». Исходное положение. Руки расположить перед собой (локтями к себе). Большие пальцы переплести – это «голова» птицы. Остальные пальцы – «крылья». Помахать ими.

Птички летели,

(помахать «крыльями»)

Сели – посидели, (прижать ладони к груди). Дальше полетели.

«Пчела». Исходное положение. Выпрямить указательный палец, остальные пальцы прижать к ладони большим пальцем. Вращать указательным пальцем.

 

«Цепочка»

Вариант 1. Поочередно соединяем большой палец левой руки с остальными пальцами, образуя «колечки» (большой с указательным, большой со средним и т.д.). через них попеременно пропускаем «колечки» правой руки.

Вариант 2. Указательный палец левой руки соединяется с большим пальцем правой. Затем указательный палец правой соединяется с большим пальцем левой руки. Также соединяем средний палец левой руки с большим пальцем правой; меняем руки; соединяем безымянный палец левой руки с большим пальцем правой; меняем руки; мизинец одной руки с большим пальцем другой.

«Мы топали». Исходное положение: ударять по очереди каждым пальчиком по столу, как по клавишам, сопровождая движения пальцев ритмичным послоговым проговариванием скороговорки:

Мы то-па-ли, мы то-па-ли, До то-по-ля до-то-па-ли, До то-по-ля до-то-па-ли, Чуть но-ги не от-то-па-ли!

Развитию мелкой моторики рук способствуют регулярные занятия с пластилином или глиной, во время которых ребенок укрепляет и развивает мелкие мышцы пальцев.

Существует и такой способ развития пальцев руки – отщипывание. От листа бумаги дети кончиками пальцев отщипывают клочки и создают своего рода аппликацию.

Кроме того, можно порекомендовать нанизывание бус на нитку, застегивание и расстёгивание пуговиц, кнопок, крючков. Для формирования пространственных представлений, работу с пуговицами можно выполнять за спиной.

 

Развитие мелкой моторики рук по системе Марии Монтессори.

Много интересных заданий для развития мелкой моторики предлагает методика М. Монтессори. Все упражнения системы Монтессори имеют следующий принцип: «Помоги мне сделать самому». Ребенку даются задания, с которыми он может справиться, и делают все, чтобы он чувствовал себя максимально комфортно при выполнении заданий.

Примеры упражнений:

Пересыпать фасоль. Используется две емкости, которые ставятся на поднос. Одна из них заполняется фасолью. Продемонстрировать ребенку, как необходимо пересыпать фасоль из одной емкости в другую, показав, при этом, как собирать просыпавшиеся на поднос зерна в заполненную емкость: зажимая их большим и указательным пальцами. По мере освоения упражнения можно использовать более мелкий сыпучий материал: горох, чечевицу, крупу (рис, пшено). Пересыпать содержимое одной емкости в другую можно при помощи ложки:

Лепить из теста. Сделайте ребенку густое соленое тесто, из которого можно будет легко лепить, катать «колбаски», шарики и т.п. Вдобавок дайте ему «украшения» для его поделок в виде горошин, фасолин, пуговиц (только следите, чтобы не проглотил)   и т.п. Покажите ему как делать кружки, «колбаски», шарики, кубики, а все остальное предоставьте придумать ему самому – фантазии малыша хватит на многое, будьте в этом уверены. На поделках из соленого теста очень удобно учить ребенка обращаться с ножом. Сделайте вместе с малышом из теста помидор/лимон/огурец/картошку, дайте ему в руки пластмассовый нож из набора одноразовой посуды и покажите, как надо резать овощи или фрукты.

Переливать воду. Дайте возможность ребенку переливать воду из одного сосуда в другой. Можно сначала предложить ребенку налить воду из одного графина в другой, затем из графина в стакан. Приготовьте тряпочку или губку и покажите ребенку, как нужно вытереть пролитую воду.

Проталкивать фасоль в банку. Возьмите что-нибудь с дырочками или просто сделайте в обычной полиэтиленовой крышке несколько отверстий диаметром примерно 10 мм. Наденьте крышку на какую-нибудь банку и дайте малышу горсть фасолинок. Пусть ребенок проталкивает фасолины в дырочки, а потом радостно греметь банкой. Детям очень нравится перекладывать подобные «игрушки» из одной емкости в другую. Можно усложнить задачу (для более старших детишек) и дать им возможность сортировать предметы. Например, фасоль в одну банку, горох – в другую, чечевицу – в третью. Или покрасить что-либо одно в разные цвета.

Перекладывать плавающие предметы. На поднос поставить две тарелки – глубокую и мелкую. В глубокую налить воду и запустить туда несколько мелких плавающих предметов. Дайте ребенку ложку и предложите ему вылавливать по одному предмету ложкой и складывать их в мелкую тарелку. Очень важно закончить упражнение, перенеся все предметы из глубокой тарелки в мелкую, а пролитую воду собрать губкой.

Открывать и закрывать мешочки, бутылочки и баночки. Для этих занятий понадобятся корзинка с мешочками, кошельками, застегивающимися по-разному. Либо корзинка с пустыми бутылочками с пробками и баночками с крышками разных размеров.

Работа с мешочками. Разложить их на столе перед ребенком в ряд. Медленно и аккуратно открывайте каждый, начиная с первого в ряду. Когда они все будут открыты, начните закрывать их, также с первого в ряду. Предложите ребенку сделать то же самое.

Работа с бутылочками и баночками. Выстройте сосуды перед ребенком на столе в ряд. А теперь медленно открывайте один сосуд за другим, вынимая пробку или, отвинчивая крышку и, кладите пробку или крышку на стол перед соответствующим сосудом. Когда все сосуд открыты, закрывайте их, начиная с первого в ряду один за другим. Предложите ребенку сделать это самому, усложните задание, перемешав крышки.

Водить пальцем, потом чертить карандашом. Начертите на нескольких листах бумаги толстым фломастером вертикальные, горизонтальные, ломаные линии и геометрические фигуры. Покажите ребенку, как можно медленно проводить пальцем по этим линиям, затем предложите ему сделать это самому. Далее пусть он обведет линии и фигуры карандашом и продолжит незаконченные чертежи.

Рисовать пальцем на песке или крупе. Нарисуйте пальцем на поверхности крупы или песка кружок, а внутри него глаза или улыбку. Легонько встряхните противень, а когда рисунок исчезнет, – предложите малышу что-нибудь нарисовать. 

 

Игры и упражнения для развития зрительно-моторной координации

Зрительно-моторная координация – осуществление координированных движений, осуществляемых под контролем зрения. Значимость данной функции возрастает с началом обучения в школе. Поэтому у детей старшего дошкольного возраста развитая зрительно-моторная координация является необходимым элементом определения готовности ребенка к школе.

Развитию зрительно-моторной координации способствует выполнение таких упражнений, как раскрашивание, обводка по контуру, штриховка и т. д. Но для поддержания интереса ребенку необходимо предлагать новые задания и упражнения.

Задачи упражнений:

  • Формирование способов восприятия движущихся предметов;
  • Развитие навыка прослеживания глазами за действием руки;
  • Развитие умения удерживать в поле зрения зрительный стимул при выполнении зрительной задачи;
  • Развитие осязания и мелкой моторики;
  • Формирование умения пользоваться карандашом;
  • Развитие умения проводить линии (прямые, косые, изогнутые) от заданного начала к заданному концу, между границами, по образцу;
  • Развитие умения соединять точки прямой линией;
  • Развитие умения выбирать рациональный способ действия при выполнении графических заданий.

Работа с лабиринтами

Материал: лабиринт.

Ход работы:

  • Ребенок рассматривает лабиринт. Педагог предлагает ребенку привести Колобка (бусинку) к домику, прокатывая его палочкой.
  • Ребенок прослеживает путь. В конце пути в пустой квадрат кладет нужную геометрическую фигуру.
  • Ребенок прослеживает путь. В конце пути в пустой квадрат кладет квадратик нужного цвета или оттенка.
  • Ребенок прослеживает путь. В конце пути в пустой квадрат кладет нужный блок Дьенеша.
  • Выкладывает путь пуговицами одного цвета (чередуя по цвету; одного размера и т. д.).

Пройди по дорожке

Материал:

1 вариант: бланки с дорожками (дорожки имеют различную фактуру), шарик.

2 вариант: дорожка из ленточек на ковролине, каталочка.

3 вариант: дорожка из проволоки, шарик с дырочкой.

4 вариант: бланк с дорожками, металлический шарик, магнит.

5 вариант: дорожка на полу, шарик.

Ход работы:

1 вариант: ребенок прокатывает шарик по дорожкам (или проводит пальцем по дорожкам), прослеживает движение глазами.

  • вариант: ребенок прокатывает каталочку по дорожке, движение прослеживает глазами.

3 вариант:

– шарик надет на дорожку из проволоки; ребенок прокатывает шарик по дорожке, движение прослеживает глазами.

– держит дорожку с шариком вертикально; шарик скатывается по дорожке, ребенок прослеживает движение шарика глазами.

4 вариант: ребенок перемещает шарик с помощью магнита по дорожке; прослеживает движение глазами.

5 вариант: ребенок прокатывает шарик рукой (ногой) по напольной дорожке.

Волшебные ниточки

Материал:

1 вариант: силуэтные изображения, веревочка с липучками, ковролин.

2 вариант: силуэтное изображение из бархатной бумаги, лист бархатной бумаги, трафарет, нитки.

Ход работы:

1 вариант: ребенок прикрепляет силуэт к ковролину, «обводит» его веревочкой по внешнему контуру, прослеживает движение глазами.

2 вариант:

– ребенок выкладывает ниточку по контуру силуэта.

– ребенок выкладывает ниточку по внутреннему контуру, снимает трафарет.

Волшебное стекло

Материал: волшебное стекло, карандаш, лист бумаги с изображением.

Ход работы: Ребенок обводит предмет, смотря через «волшебное» стекло.

Обведи точно

Материал:

1 вариант: бланк с заданием, лазерная указка.

2 вариант: лист бумаги с изображенным предметом, фломастер, калька.

3 вариант: бланк с заданием, манка или песок, кульки.

4 вариант: фольга, трафарет, ручка.

Ход работы:

1 вариант: ребенок обводит предмет лазерной указкой.

2 вариант: ребенок обводит предмет фломастером через кальку.

3 вариант: ребенок насыпает манку в кулек (внизу кулька дырочка), обводит изображенный предмет манкой.

4 вариант: ребенок обводит трафарет, вместо листа бумаги фольга; рассматривает полученное изображение.

 

Игры с природным материалом Материал: камешки, ракушки, различные крупы и т.д.

Ход работы:

  1. Выкладывание различных изображений из камушков и т.д.
  2. Поиск предметов в ведерках с крупами.
  3. «Продолжи ряд».

Выложи верно

Материал:

1 вариант: бланки с заданием, пластилин.

2 вариант: бланки с заданием, плоские бусины.

Ход работы:

1 вариант: дети выкладывают жгутиками из пластилина предметы по контурным линиям.

2 вариант: дети накладывают на контурные линии плоские бусины.

Заполни трафарет Материал: трафарет, крупа.

Ход работы: дети заполняют трафарет крупой, снимают аккуратно трафарет, называют полученное изображение.

Ловец мыльных пузырей Материал: мыльные пузыри, стаканчики.

Ход работы: Ребенок пускает мыльные пузыри, другие дети ловят их стаканчиками.

Игры с прищепками

Материал: прищепки, веревка, геометрические фигуры, различные изображения.

Ход работы:

1 вариант: дети прикрепляют прищепки на одежду друг к другу, затем с завязанными глазами снимают прищепки друг с друга.

2 вариант: ребенок прикрепляет прищепки к предметным изображениям.

3 вариант: ребенок развешивает геометрические фигуры на веревочке, прикрепляя их прищепками (выбирает фигуры определенного цвета, чередует фигуры в разной последовательности и т.д.).

Надень бусы на леску Материал: бусины различного размера, формы, цвета; леска, шнурок.

Ход работы: Ребенок нанизывает бусины одного цвета, размера и т.д. на шнурок (леску).

 

Утренний комплекс упражнений сенсомоторной коррекции.

Данный комплекс упражнений можно делать с ребенком дошкольного и младшего школьного возраста. Он занимает немного времени, позволяет проснуться, ощутить бодрость и прилив сил и просто доставляет удовольствие.

«Мытье головы» – кончиками пальцев массировать голову в направлении: ото лба к макушке; ото лба до затылка; от ушей к шее.

«Паучки» – пальцы плотно соприкасаются с поверхностью головы за ушами; массаж производится ребенком обеими руками навстречу друг другу от ушей к макушке.

«Обезьяна расчесывается» – правая рука массирует пальцами голову от левого виска к правой части затылка и обратно; затем левая рука – от правого виска к левой части затылка.

«Ушки» – уши растираются ладонями, как будто они замерзли; разминаются 3 раза сверху вниз и 3 раза оттягиваются в стороны.

«Глазки отдыхают» – закрыть глаза, межфаланговыми суставами больших пальцев сделать 3-5 массирующих движений по векам от внутренних к наружным уголкам глаз; повторить то же движение под глазами. После этого помассировать брови от переносицы к вискам.

«Веселые носики» – потереть область носа пальцами, затем ладонями до появления чувства тепла. Повращать кончик носа вправо и влево 3-5 раз. После этого проделать 3-5 поглаживающих движений указательными пальцами обеих рук вдоль носа, сверху вниз с обеих сторон.

«Рыбки» – рот немного приоткрыт, взять пальцами правой руки верхнюю губу, а левой – нижнюю; выполнять одновременные и разнонаправленные движения рук, растягивая губы вверх, вниз, вправо, влево.

«Расслабленное лицо» – руками проводить по лицу сверху вниз, слегка нажимая как при умывании (3-5 раз). Затем тыльной стороной ладони и пальцев рук мягкими движениями провести от подбородка к вискам; «разгладить» лоб от центра к вискам.

«Гибкая шея» – массировать шею сзади (сверху вниз) двумя руками: поглаживающие, похлопывающие пощипывающие, растирающие, спиралевидные движения.

«Теплые ручки» – растирание и разминка пальцев рук и всей кисти от кончиков пальцев к основанию и обратно. Имитация «силового мытья», растирания и пожатия рук.

«Домик» – сложить пальцы «домиком» перед грудью и надавливать ими друг на друга сначала одновременно, затем отдельно каждой парой пальцев.

«Потягивания» – потянуться вверх, распрямляя руки и поднимаясь на носки, постепенно напрягая все тело, как «струнку». Осуществлять потягивания поочередно каждой рукой вправо, влево, вверх, вниз, вперед, назад.

«Тянемся к солнышку» – стать у стены, касаясь ее пятками, ягодицами, лопатками, плечами и затылком. На вдохе поднять руки вверх, задержать дыхание и потянуться еще выше «к солнышку», не отрывая пяток от пола.

«Шаги» – шагать в медленном темпе попеременно, касаясь то правой, то левой рукой противоположенного колена (12 раз), затем продолжить упражнение, касаясь одноименного колена (12 раз), далее сзади дотронуться правой рукой до правой пятки, аналогично с левой рукой (по 12 раз), завершить касанием сзади каждой рукой противоположенной пятки (12 раз).

«Буратино» – одновременно поднимать одноименную руку и ногу, сгибая их в локтевом или коленном суставе ( походка Буратино), то же упражнение выполняется, сгибая правую руку и левую ногу и наоборот.

Категория: Лисицкая Е.А.

Наш сайт использует файлы cookies, чтобы улучшить работу и повысить эффективность сайта. Продолжая работу с сайтом, вы соглашаетесь с использованием нами cookies и политикой конфиденциальности.

Принять