МАДОУ ЦРР-д/с №22

352140, Кавказский район, ст.Кавказская, ул. 60 ЛЕТ СССР,,18., тел:(861)93-22-9-24, Е-mail: mdou22@list.ru

МАДОУ ЦРР-д/с №22 - 352140, Кавказский район, ст.Кавказская,  ул. 60 ЛЕТ СССР,,18., тел:(861)93-22-9-24, Е-mail: mdou22@list.ru
Uc browser

Методическое сопровождение образовательного процесса на дидактическое игровое пособие для младшего дошкольного возраста по сенсорной интеграции «Сенсорный сундучок»

Подготовила воспитатель:
Таран С.А.
2021 год

«Взрослые должны не подавлять,
а поддерживать, не сковывать,
а направлять проявления активности ребёнка,
а также создавать такие ситуации,
в которых  они ощущают радость открытия».
Д.Б. Эльконин.

Предисловие

Сегодня общество испытывает самые глубокие и стремительные перемены за всю свою историю. Идет обновление знаний во всех областях, растет поток информации, которую человек должен быстро усвоить и с пользой для себя использовать.

В Российской Федерации одна из наиболее актуальных задач модернизация системы дошкольного образования, которое является первой ступенью российской образовательной системы. Задача детского сада обеспечить более полное, всестороннее развитие детей с учетом возрастных  характеристик на этапе дошкольного образования, подготовить их к обучению в школе. Готовность ребенка к будущему школьному обучению в значительной мере зависит от полноценного овладения им сенсорной интеграции.

В наше время проблема сенсорной интеграции у детей стоит особенно остро, дети ограничены в получении взаимодействия с окружающим миром, тактильного взаимодействия (мы ходим в обуви, одежде, на машине). Мы часто, сами того не замечая, вызываем у детей сенсорные перегрузки зрения – слуха и сенсорный голод всего остального. Примерами могут послужить телевизор и компьютер. Как часто современные дети очень хорошо справляются с компьютерной техникой и не могут воспринимать информацию, одновременно поступающую по нескольким чувственным каналам.

Поэтому, для улучшения сенсорного развития ребенка необходимо обогащать теорию и практику дошкольного воспитания, т. е. разрабатывать и использовать наиболее эффективные средства и методы сенсорной интеграции  в детском саду.

По мнению Лоер А. Хоекман, психолога, дисфункция сенсорной интеграции вызвана двумя основными причинами: ребёнок получает слишком много чувственной информации и его мозг перегружен; ребёнок не получает достаточного количества чувственной информации. Упорядочивание ощущений – это и есть сенсорная интеграция. Сенсор (от лат. sensus, «восприятие»). Интеграция – это вид организации чего-либо. Интегрировать – значит собрать или организовать разные части в единое целое. Тогда части работают слаженно, как одна система. 

Введение

Младший дошкольный возраст очень важный период в развитии ребенка, период ознакомления с окружающей действительностью. В это время необходимо дать ребенку возможность получить, как можно более разнообразный и полезный чувственный опыт. Большое значение в этом вопросе, как было сказано выше, имеет сенсорная интеграция.

Недаром профессор Н. М. Щелованов называл этот возраст «золотой порой сенсорного воспитания».

Проблема сенсорного воспитания возникла еще в 17 веке. Тогда этой проблемой занимался Ян Амос Коменский. Он написал книгу «Великая дидактика»,  в которой впервые сформулировал дидактические принципы; которые не утратили своего значения до настоящего времени. В 19веке проблемой сенсорной интеграции занимался Фридрих Фребель – создатель первых детских садов. Он создал знаменитые «дары»– пособие для развития строительных навыков в единстве пространственных отношений, тесно связал развитие ребенка с многообразными видами деятельности.

Огромный вклад в теорию сенсорного воспитания детей внесла Мария Монтессори (1870-1952, она разработала ряд упражнений способствующих развитию тактильного и термического чувства.

Среди многих ученых были известные представители отечественной дошкольной  педагогики и психологии Е. И. Тихеева, А. В. Запорожец,     Л.А. Венгер, А. В. Усова, Э. Г. Пилюгина, Н. Б. Венгер, которые занимались проблемой сенсорного развития дошкольников. Они справедливо считали, что главной составляющей полноценного развития детей является развитие сенсорной интеграции, т.е. то, как ребенок воспринимает окружающий мир, насколько он совершенно слышит, видит и осязает окружающее. Для того чтобы в памяти ребенка закрепилось любое понятие, его название, он должен его увидеть, услышать, попробовать и потрогать. И только в этом случае в головном мозге формируется эта связь.

Таким образом, проблема формирования сенсорной культуры является приоритетной, имеет первостепенное значение в развитии ребенка и требует пристального внимания.

Основная часть

Изучив исследования ведущих педагогов, педагогическую литературу по сенсорной интеграции дошкольников, можно сделать вывод, что залог успеха в работе в данном направлении – это правильно созданная развивающая предметно – пространственная среда.

Так как основная форма и содержание организации жизни детей является игра. “Для детей дошкольного возраста игры имеют исключительное значение: игра для них – учеба, игра для них – труд, игра для них – серьезная форма воспитания. Игра для дошкольников – способ познания окружающего”, – говорила Н. К. Крупская. Исходя из этого, можно сделать вывод, что необходимо пополнить развивающую предметно – пространственную среду дидактическими играми по сенсорной интеграции.

Маленький ребенок по сути своей – неутомимый исследователь. Он все хочет знать, ему все интересно и обязательно необходимо везде сунуть свой нос. А от того, сколько разного и интересного малыш увидел, зависит то, какими знаниями он будет обладать.

Дидактические игры по сенсорной интеграции помогают усвоению, закреплению знаний, овладению способами познавательных действий. Дети осваивают признаки предметов, учатся классифицировать, обобщать, сравнивать. Использование дидактической игры повышает интерес детей к занятиям, развивает сосредоточенность, обеспечивает лучшее усвоение программного материала.

Одним из таких дидактических пособий  по сенсорной интеграции является «Сенсорный сундучок», сделанный своими руками.

Пособие представляет собой деревянный сундучок, в этом сундучке находятся контейнеры, наполненные дидактическими играми по сенсорной интеграции. Каждый контейнер имеет свой маркер, который обозначает направление игр, которые находятся в ней:

  1. – дидактические игры, направленные на восприятие слуховым рецептором;
  2. – дидактические игры, направленные на восприятие зрительным рецептором;
  3. – дидактические игры, направленные на восприятие тактильным рецептором.

Игры, направленные на восприятие вкусовыми и обаятельными рецепторами, мы не проводим в условиях детского сада. А рекомендуем проводить их родителями дома со своими детьми.

Цель пособия: создание условий, обеспечивающих эффективное использование дидактических игр для формирования представлений о сенсорных эталонах.

Задачи:

  • Создать условия для обогащения и накопления сенсорного опыта детей в ходе предметно-игровой деятельности через игры с дидактическим материалом;
  • Формировать умения ориентироваться в различных свойствах предметов (цвете, величине, форме, количестве);
  • Воспитывать первичные волевые черты характера в процессе овладения целенаправленными действиями с предметами (умение не отвлекаться от поставленной задачи, доводить ее до завершения, стремиться к получению положительного результата и т. д.).

В процессе создания пособия было отдано  предпочтение играм, сделанным своими руками. Такими дидактическими играми стремимся заинтересовать детей  через яркий образ предметов, сюрпризные моменты и эмоциональную речь. Все игры, которые  используются в свободной деятельности со своими воспитанниками, периодически меняем, добавляя новые.

Но вся эта работа по сенсорной интеграции  не имела бы таких положительных результатов без активного взаимодействия с родителями. Между нами сложились партнерские отношения, чтобы этого добиться, я использовала различные формы работы:

  • Для родителей я проводила различные консультации: «Развитие сенсорных способностей детей младшего дошкольного возраста», «Дидактические игры как средство сенсорной интеграции детей дошкольного возраста».
  • Подготовила для родителей в родительский уголок памятку «Что нужно ребенку для сенсорного развития».
  • Оформила выставку дидактических игр и игрушек, способствующих закреплению сенсорных эталонов, объясняла родителям, как игратьс детьми в эти игры, какие игры и игрушки можно приобрести для детей и как дома оформить игровой уголок для ребенка.
  • Организовала для родителей библиотеку игр по сенсорному развитию, которая постоянно пополняется.
  • Оформила фотовыставку «Вот как мы играем».

 

Заключение

В результате проделанной работы по сенсорной развитию детей, дети стали проявлять больше интереса к предметам ближайшего окружения, их свойствам, старались передавать отношение цветов, размеров, форм в изобразительной и конструктивной деятельности. Они любопытны, эмоциональны, активны, общительны.

Таким образом, эти данные, подтверждают тот факт, что дидактическая игра имеет огромное значение в сенсорном развитии. Я сделала вывод что, дидактические игры — это наиболее приемлемый и эффективный способ донесения ребенку необходимых знаний. Использование дидактических игр помогает успешно решать задачи программы дошкольного образования и предупредить появление проблем у детей в школе.

Подводя итог, можно сделать вывод о том, что использование дидактических игр по сенсорной интеграции способствует формированию сенсорных эталонов у детей дошкольного возраста. 

Оглавление

Предисловие________________________________________2

Введение  __________________________________________3

Основная часть  _____________________________________3

Заключение_________________________________________5

Приложение  _______________________________________ 7

 

Приложение

Перечень игр по сенсорной интеграции 

1.Игра «Закрой окошки»

Цель: Соотносить предметы по форме и цвету одновременно.

Дидактический материал: 4 дорожки разных цветов, с вырезанными в них геометрическими фигурами (окошечки).

Методические приемы: закрыть окошки фигурками.

 

2.Игра «Найди такой же»

Цель: Подбор предметов по образцу.

Дидактический материал: три шарика, три кубика одного цвета и величины. Методические приемы: воспитатель предлагает детям, играя, найти предметы такой же формы.

3.Игра «Чудесный мешочек»

Цель: Закреплять знания детей о форме (куб, шар, кирпичик).

Дидактический материал: мешочек с предметами разной формы.

Методические приемы: определять на ощупь предметы.

 

4.Игра «Разложи по коробочкам»

Цель: Фиксировать внимание детей на цветовые свойства предметов.

Дидактический материал: разноцветные коробочки, фигурки желтого и зеленого цветов. Методические приемы: воспитатель предлагает детям подобрать желтую фигурку к коробочке такого же цвета.

 

5.Игра «Солнышко»

Цель: Выделять и называть основные цвета, по образцу выбирать нужный цвет.

Дидактический материал: круг желтого цвета, прищепки двух цветов.

6.Игра «Ежик»  

Цель: Производить выбор по величине и слову; чередовать по цвету и величине.

Дидактический материал: плоскостные изображения ежика и елки, прищепки зеленого, белого, черного цветов.

7.Игра «Найди подходящую заплатку»

Цель: Находить идентичные геометрические фигуры (плоскостные и объемные). Дидактический материал: геометрические фигуры.

Методические приемы: воспитатель раздает трафареты геометрических фигур. Дети выбирают из набора соответствующую по форме фигуру, вставляют ее в прорезь.

8.Игра «Бусы»

Цель: Укрепление и развитие мелкой моторики, зрительно – моторной координации; различение предметов по форме, цвету и материалу; развитие усидчивости

Материалы: пуговицы различной величины и цвета; бусинки разной формы, величины, материала; проволока, леска, тонкая нитка.

Ход: Ведущий предлагает ребёнку сделать бусы. Можно предложить сделать бусы по образцу, а пуговицы подобрать по форме и цвету. Возможно, и сам ребёнок может предложить свой вариант изготовления бус. После этого ребёнок приступает к созданию бус.

9.Игра «Веселый паровозик»

Цель: Фиксировать внимание детей на цветовые свойства предметов.

Материалы: геометрические фигуры, разные по цвету; картинки одежды, разной поцвету.

Ход:

Вариант № 1

Предложить детям разложить в соответствующие окошки «паровозика» геометрические фигуры.

Вариант № 2

Предложить детям разложить в соответствующие окошки «паровозика» картинки с одеждой.

10.Игра «Рыбалка»

Цель: Укрепление и развитие мелкой моторики, зрительно – моторной координации; различение предметов по цвету; развитие усидчивости.

Материалы: «удочка», «аквариумы» разных цветов, «рыбки»

Ход:

Разложить с помощью удочки разноцветных «рыбок» в «аквариумы» в соответствии цветовых свойств.

11.Игра «Шагаем в пробках»

Цель: Развивать у детей моторику рук. Тренировать память с помощью стихотворений.

Ход игры: Но не стоит далеко убирать пробки, они могут помочь нам еще и в развитии мелкой моторики и координации пальцев рук. Предлагаю устроить «лыжную эстафету». Две пробки от пластиковых бутылок кладем на столе резьбой вверх. Это – «лыжи». Указательный и средний пальцы встают в них, как ноги. Двигаемся на «лыжах», делая по шагу на каждый ударный слог. Мы едем на лыжах, мы мчимся с горы, Мы любим забавы холодной зимы. А если забыли стихотворение про «лыжи», тогда вспомним всем известное… Какое? Ну, конечно! Мишка косолапый, по лесу идёт… Здорово, если малыш будет не только «шагать» с пробками на пальчиках, но и сопровождать свою ходьбу любимыми стихотворениями.

12.«Игры с бельевыми прищепками»         

Цель: Развивать мелкую моторику рук у детей младшего возраста, формировать  умение различать и объединять предметы по признаку цвета, способствовать  развитию ощущений собственных движений и формированию положительного настроя на совместную с взрослым работу, стимулировать  речевую активность детей.

Взрослый: Давайте поможем нашему ежику найти иголочки.

Взрослый дает ребенку вырезанную из цветного картона заготовку ежика, на которой нарисованы глаза, уши, нос, но нет иголок. Дети прикрепляют к спинке ежика прищепки.

Взрослый: (поглаживая ежика по его новым иголкам).Ой!  Какой ежик стал колючий!

А вот новая загадка.

Колкую, зеленую срубили топором.

Красивую, зеленую  принесли к нам в дом.

Дети. Это елочка.

Взрослый: Да, это елка, но она плачет. Она потеряла все свои иголочки. Не плачь, не плачь, елочка! Мы тебе поможем.

Взрослый раздает детям вырезанные из зеленого картона треугольники. Дети выбирают из коробки зеленые прищепки и «возвращают» елке ее иголочки.

Взрослый: (поглаживая елку). Ой! У елки иголки колки!

Взрослый: А где же солнышко? Оно потеряло свои лучики. Какого цвета лучики у солнца?

Дети. Желтого.

Взрослый: Правильно. Давайте поможем солнышку.  Солнышко, выгляни, жёлтое, высвети.

13.Игра «Золушка»

Цель: Развивать у детей моторику рук.

Ход игры: Перед детьми положить перемешанные семена гороха, фасоли и

киндер  – игрушки. За 30 секунд, вы должны их рассортировать.

Когда ребенок научиться делать это достаточно быстро,

можно усложнить задание: например, завязать ему глаза.

14.Игра «Мозаика из бросового материала»

Цель: Формирование навыков работы с бросовым материалом,

развивать фантазию ребенка.

Ход игры: Подберите по желанию пуговицы разного цвета и размера или

разноцветные пробки от пластиковых бутылок.

Предложите ребенку выложить рисунок, это может быть неваляшка, бабочка, снеговик, мячики, бусы и т. д.

После того, как ребенок научится выполнять задание без вашей помощи, предложите ему придумывать

свои варианты рисунков. В таких играх мы закрепляем

формирование сенсорного эталона – цвет, а если

использовать пуговицы, то и сенсорного эталона

– форма (круг, квадрат, треугольник, овал).

 15.Игра «Шагаем в пробках»

 Цель: Развивать у детей моторику рук.

Тренировать память с помощью стихотворений.

Ход игры: Но не стоит далеко убирать пробки, они могут помочь

нам еще и в развитии мелкой моторики и координации

пальцев рук. Предлагаю устроить «лыжную эстафету».

Две пробки от пластиковых бутылок кладем на столе

резьбой вверх. Это –  «лыжи». Указательный и

средний пальцы встают в них, как ноги. Двигаемся

на «лыжах», делая по шагу на каждый ударный слог.

Мы едем на лыжах, мы мчимся с горы,

Мы любим забавы холодной зимы.

А если забыли стихотворение про «лыжи»,

тогда вспомним всем известное… Какое? Ну, конечно!

Мишка косолапый, по лесу идёт…

Здорово, если малыш будет не только «шагать»

с пробками на пальчиках, но и сопровождать

свою ходьбу любимыми стихотворениями.

  1. «Аукцион»

Цель: Совершенствовать знания детей в различении тканей

по качеству, закрепить знание цветов и их оттенков.

Ход игры: правильно описать качество ткани,

определить, какое изделие из нее можно пошить.

17.Игра «Палочки цветные»

Цель: Фиксировать внимание детей на цветовых свойствах игрушек, формировать простейшие приемы установления тождества и различия цвета однородных предметов.

Дидактический материал: палочки красного, желтого, зеленого, синего, белого, черного цветов ( по 10 каждого цвета ).

Методические приемы: вначале воспитатель распределяет палочки сам, затем предлагает кому – либо из детей взять любую палочку, посмотреть, где лежат палочки такого же цвета, и положить их вместе, затем сделать тоже с палочкой другого цвета.

18.Игр «Что это?»

Ребенок закрывает глаза. Ему предлагают пятью пальцами дотронуться до предмета, но не двигать ими. По фактуре нужно определить материал (можно использовать вату, мех, ткань, бумагу, кожу, дерево, пластмассу, металл).

19.Игра «Геометрическое лото»

Цель: Закреплять знания детей о геометрических фигурах, умения различать и находить нужную геометрическую фигуру; закреплять умения детей в счете предметов; развивать внимание; учить (закреплять) умения детей играть по правилам, быть ведущим

Материал: лото «геометрические фигуры»

Ход игры: Показывать по очереди образец геометрической фигуры. Ребѐнок, на карточке которого имеется показанная фигура, берѐт и накладывает еѐ на свою карточку так, чтобы она совпадала с нарисованной.

20.Игра «Построй, не открывая глаз»

Цель: Строить с закрытыми глазами; развивать мелкую моторику рук, выдержку; Материал: плата, наборы конструктора.

Ход игры : перед детьми лежат плата и конструктор. Дети закрывают глаза и пытаются что-нибудь построить. У кого интересней получится постройка, того поощряют.

21.Игра «Угадай, что звучит?»

Цель: Развивать слуховое внимание, умение различать на слух музыкальные инструменты.

Ход: Дети угадывают какие музыкальные инструменты звучат с закрытыми глазами.

22.Игра «Шумные коробочки»

Цель: Развивать слуховое внимание, умение различать какая крупа насыпана в коробочку по звуку.

Ход: Дети угадывают какая крупа насыпана в коробочку по звуку  когда ее трясешь, закрытыми глазами.

Консультация для родителей

«Игры на развитие сенсорной интеграции у детей дошкольного возраста»

     Сенсорное развитие ребенка — это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе, вкусе.

Сенсорное восприятие играет большую роль в развитии ребенка. Ведь именно в детском возрасте идет накопление представлений об окружающем мире.

С момента восприятия предметов и явлений вокруг начинается познание. Все иные его формы, такие как память, мышление и воображение, формируются на основании восприятия.

Существует пять сенсорных систем, с помощью которых человек познает мир: зрение, слух, осязание, обоняние, вкус.

В развитии сенсорных способностей важную роль играет освоение сенсорных эталонов – общепринятых образцов свойств предметов. Например, 7 цветов радуги и их оттенки, геометрические фигуры, метрическая система мер и пр.

В детском саду ребенок обучается рисованию, лепке, конструированию, знакомится с явлениями природы, начинает осваивать основы математики и грамоты. Овладение знаниями и умениями во всех этих областях требует постоянного внимания к внешним и внутренним свойствам предметов.

Эффективной формой развития сенсорного восприятия являются сенсорные дидактические игры. Но не все игры по сенсорной интеграции, по ряду причин, возможно проводить с детьми в детском саду. Это те игры, которые направлены на развитие вкусовых и обанятельных рецепторов.

Приведу пример дидактических игр, в которые вы, уважаемые родители, можете позаниматься со своим ребенком в свободное время, без особых затрат и подготовки:

«Мы предприниматели» 

Цель: упражнять детей в различении цветущих растений

по запаху; закрепить знание цветов и их оттенков.

Правила игры: правильно выполнять предложенные тесты.

Дидактический материал: цветущие растения (астра, одуванчик, роза, лилия), трафареты, гуашь, кисточка.

Методика проведения:

Эта игра проводится весной или летом, когда цветут цветы. Предложить детям открыть фирму по производству духов.

Воспитатель предлагает взять на себя роль президента фирмы (либо выбирается кто-нибудь из детей, а воспитатель выступит

в качестве советника). Прием на работу в фирму осуществляется на конкурсной основе, т. е. по результатам тестирования. Чтобы стать сотрудниками фирмы, желающим необходимо хорошо различать запахи, знать много названий цветущих растений,  уметь о них рассказывать, быть дисциплинированными и культурными.

«Вспомни, как они пахнут»

Детям предлагают по картинкам с изображением разных предметов и явлений (акварельные краски, еловая ветка, сильный дождь, дыня, кофе, огурец, мыло, шампунь, веточка земляники, цветущий ландыш и др.) вспомнить, как они пахнут, и объяснить словами.

«Коробочки с запахами»

Материал: коробочки или баночки, наполненные остро пахнущими веществами, например кофе, какао, приправами, мылом, духами, цветами.

Педагог берет коробочку или баночку, отвинчивает крышку и четко показывает, как нужно нюхать, вдыхая через нос. Ребенок повторяет это действие. Педагог называет содержимое всех баночек, дает их понюхать. Затем дети с завязанными глазами самостоятельно определяют по запаху содержимое всех баночек.

«Фрукт или овощ?»

Цель: развивать умения познавать признак запаха и классифицировать объекты.

Материал: разложенные по стаканам кусочки фруктов и овощей (огурец, яблоко, банан, апельсин, лимон, лук и т.д.).

Ход игры: предложить детям определить по запаху с закрытыми глазами лежащие в стаканах продукты и разделить их на фрукты и овощи.

« Съедобное – несъедобное»

Цель: развивать умение детей определять по запаху съедобное – несъедобное.

Материал: разложены по стаканам продукты питания: хлеб, фрукты, овощи; предметы туалета: мыло, духи, зубная паста.

Ход игры: предложить детям от имени больной обезьянки, которая потеряла нюх и зрение, определить по запаху съедобные для нее продукты.

«Что приготовил повар на обед?»

Это игровое упражнение лучше проводить во время обеда.

Цель: развитие обоняния, вкуса.

Ход игры: предложить детям по запаху определить меню сегодняшнего обеда. Например: щи, гороховый или рыбный суп и т.д. Подтвердить запах вкусовыми качествами блюда.

«Угадай, какой вкус?»

Цель: обогащать вкусовые ощущения, развивать память; развивать умение определять нужный способ для опознания предметов; обогащать словарь детей.

Детям предлагается 4 пары баночек. Они наполнены солью, ванилином, сахаром, лимонной кислотой.

Ребенку предлагается найти кислый, соленый, сладкий, горький вкусы

«Найди пару»

Ребенок должен найти баночки с одинаковым вкусом.

«Что, каким бывает?»

Перед ребенком лежат картинки с ягодами, фруктами, овощами. Ребенок определяет баночку с определенным вкусом и кладет рядом картинку с продуктом, имеющим такой же вкус. Например: кислый вкус – лимон, клюква, смородина; сладкий вкус – груша, клубника, арбуз и т.д.

Игра « Лото запахов»

Начнем с самого интересного: «А что в комплекте?» Прежде всего это 20 баночек с «запахами». Кто-то в первый раз узнает, как пахнет лаванда, а кто-то погрузится в приятные воспоминания, откупорив «море». В том числе и поэтому так сложно назвать рекомендуемый возраст для этого лото: интересно будет всем, от мала до велика. Что есть что написано с обратной стороны на французском и английском языках. У каждой баночки порядковый номер. Если у вас возникли трудности с переводом, обратите внимание на этот красочный список, в нем есть и русский текст. Несколько раз посмотришь, хочешь не хочешь, много новых слов выучишь =) тоже польза… На всякий случай внесем и в нашу заметку весь список:  миндаль, базилик, дерево (карандаш), арахис, корица, шоколад, сено, клубника, жасмин, ежевика, орехи, апельсин, солодка, ревень, влажная земля, чай, чабрец, липа.

Баночки небольших размеров. По личному опыту могу сказать, что удобны как для маленьких, так и для больших ручек.

Не забывайте, что это лото. И как в любом другом здесь тоже есть карточки с рисунками, всего 4. На них изображено все то, что вам предстоит не просто понюхать, а отгадать. Порядковый номер, помните, что на баночках, дублируется.

Обоняние – одно из наиболее важных чувств человеческого организма, развитию которого, как правило, уделяется слишком мало внимания. А ведь у малышей все заложено изначально. Не зря ведь говорят, что уже с пеленок они распознают своих родных по запаху. Помните смешные истории, как мамы вместо себя оставляют в кроватке что-то из своей одежды? Так почему бы не развить эти способности, разве могут они быть лишними. Добиться хороших результатов помогут тренировки.

Раздаем каждому по карточке (или по две, это уж как вы сами договоритесь). Игроки по очереди открывают по одной баночке.

Если никаких ассоциаций не возникло, откладываем баночку. Если же игрок уверен, что он нюхает именно то, что изображено на его карточке, то оставляет баночку себе.

В Лото запахов все не так очевидно, как в обычном. Тут необходима проверка. Убедитесь, что баночки как следует закрыты и переверните их.

Обогащайте и насыщайте предметный мир ребенка, разнообразьте мир вещей, которые малыш сможет потрогать, обследовать.

Учите детей вслушиваться в различные звуки – это обогащает слуховые впечатления.

 

Консультация для родителей на тему: 

«Дидактические игры как средство сенсорной интеграции детей дошкольного возраста».

Сенсорное развитие ребёнка – это развитие восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положения в пространстве, а также запахе, вкусе.

Сенсорное развитие служит основой познания мира. Развитие сенсорных способностей составляет фундамент общего умственного развития ребёнка. С восприятия предметов и явлений окружающего мира начинается познание. Все другие формы познания – запоминание, мышление, воображение – строятся на основе образов восприятия и являются результатом их переработки.

Дошкольный возраст – возраст становления и развития наиболее общих способностей, которые по мере взросления ребёнка будут совершенствоваться и дифференцироваться. Одна из наиболее важных способностей – способность к познанию.

В основе развития сенсорных способностей лежит освоение детьми сенсорных эталонов, то есть общепринятых образцов внешних свойств воспринимаемых объектов (цвета, формы, величины).

Лучший способ развивать и закреплять сенсорные навыки у ребёнка – превращать любые занятия и обязанности в игру, т.к. предметная игра является ведущим видом деятельности и основой становления ребёнка. Играя, ребёнок учится и познаёт мир.

Игры имеют большое значение в удовлетворении познавательных потребностей и интересов детей в сенсорном воспитании. Они развивают внимание, зрительную память, слух, что даёт возможность полнее воспринимать мир.

Одним из факторов, влияющих на развитие, является эффективно подобранные средства – интересные и увлекательные объекты для разглядывания и изучения. Это, прежде всего, разнообразные дидактические игры, дающие массу тактильных, зрительных, звуковых, обонятельных ощущений.

Предлагаем вам несколько игр для занятий с детьми дома. 

Дидактическая игра «Подбери фигуру»

Цель: закрепить представления о геометрических фигурах.

Задачи:

Обучающая: упражнять в назывании геометрических фигур, научить подбирать фигуры по образцу, закрепить навык обследования геометрических форм приёмом обведения и накладывания.

Развивающая: развитие внимания, развитие речи.

Воспитательная: воспитывать усидчивость, целеустремлённость.

Демонстрационный материал: круг, квадрат, треугольник, овал, прямоугольник, вырезанные из картона, мягкая игрушка – заяц.

Раздаточный материал: карточки с контурами 5 геометрических фигур, по 1 фигуре каждой формы той же величины, как и контурные изображения на карточки.

Ход игры:

  1. Посадить детей за стол и вынести из раздевалки большого мягкого зайца. Воспитатель: Смотрите, кто к нам пришёл. Это зайчик из леса прискакал. Он совсем не знает, что такое геометрические фигуры. Он перепутал все фигуры и ни одной не вставил правильно. Сейчас мы с вами поиграем в очень интересную игру «Подбери фигуру» и объясним зайчику, какие бывают фигуры и как их обследовать.
  2. Воспитатель показывает круг и, обводя его пальцем, спрашивает: «Как называется эта фигура, какая она по форме?». Показывает овал, тоже обводит его пальцем. «А это какая форма?». То же самое проделывает с остальными фигурами в следующей последовательности: треугольник, квадрат, прямоугольник. Обводя фигуры, следует фиксировать внимание на углах. Неточные и ошибочные ответы детей воспитатель исправляет. Попросить детей обводить пальцем каждую фигуру, лежащую на подносе, затем накладывать её на наклеенную фигуру и только при полном совпадении – класть формы и такие же фигуры на подносах. Разложить все фигуры на карточках так, чтобы они совпадали с нарисованными.
  3. Заключение. Мы сегодня научились подбирать фигуры по форме – круг, квадрат, овал, треугольник, прямоугольник.

Дидактическая игра «Геометрическое лото»

Цель: обучать сравнивать форму изображённого предмета с геометрической фигурой и подбирать предметы по образцу.

Задачи:

Образовательная: обучать сравнивать форму изображённого предмета с геометрической фигурой и подбирать предметы по образцу.

Развивающая: развивать внимание.

Воспитательная: воспитывать усидчивость, целеустремлённость.

Материал: 5 карточек и изображениями геометрических фигур (по одному кругу, квадрату, треугольнику, прямоугольнику, овалу); по 5 карточек с изображением предметов разной формы: круглой (теннисный мячик, яблоко, футбольный мяч, шарик, воздушный шар), квадратный (коврик, платок, оконная рама, кубик, флаг), овальный (дыня, слива, лист, жук, яйцо), прямоугольной (портфель, конверт, книга, домино, карта).

Ход игры:

  1. Воспитатель: Ребята, нас окружают геометрические фигуры. Сейчас мы с вами поиграем в игру, которая называется «Геометрическое лото» и попробуем увидеть в окружающих нас предметах самые различные формы.
  2. В игре принимает участие 6 детей. Воспитатель рассматривает вместе с детьми материал. Дети называют фигуры и предметы. Затем по указанию воспитателя подбирают к своим геометрическим образцам карточки к изображению предметов нужной формы. Воспитатель предлагает детям правильно назвать форму предметов (круглая, овальная, квадратная, прямоугольная и треугольная). Выигрывает тот, кто быстрее подберёт все карточки к геометрическому образцу. Затем дети меняются.
  3. Завершение. Ребята, все молодцы. Сегодня вы почти все определили геометрические фигуры, на которые похожи разные предметы. Кто не справился сегодня, обязательно это сделает в следующий раз.

Дидактическая игра «Нанизывание бусин разной формы»

Цель: закрепление знаний основных фигур (квадрат, круг).

Задачи:

Образовательная: обучать детей различать и чередовать предметы по форме.

Развивающая: укреплять и развивать мелкую моторику рук, развивать зрительно-моторную координацию.

Воспитательная: воспитывать усидчивость, целеустремлённость.

Материалы и оборудование: по шесть деревянных бусин круглой (диаметр 2 см) и квадратной (сторона 2 см) формы одинакового цвета и величины для каждого ребёнка, шнурок для нанизывания, карточки со схемами сборки бус, кукла, шкатулка.

Ход игры:

  1. К детям в гости приходит кукла Катя и приносит с собой бусины, шнурки и карточки в шкатулке. После традиционного стука в дверь, приветствий и знакомства с гостем, воспитатель обращает внимание детей на то, что лежит в шкатулке. Кукла просит детей сделать для её подружек (других кукол) бусы.
  2. Воспитатель показывает детям бусины, обращает внимание детей на то, что они разные по форме: круглые и квадратные.
  3. Подготовив пару бусин для нанизывания, воспитатель определяет порядок нанизывания бусин: вначале круглую, затем квадратную. Воспитатель обращает внимание детей на последовательность нанизывания бусин: сначала круглая, затем квадратная, снова круглая, предлагая каждому ребёнку потрогать бусины на ленте.
  4. Воспитатель раздаёт материал детям для самостоятельного изготовления бус. Во время самостоятельной работы воспитатель периодически направляет детей, оказывает непосредственную помощь.

Воспитатель, положив нитку бус, сравнивает с каждым ребёнком правильность выполнения задания.

  1. Завершение. В конце игры воспитатель собирает у всех детей бусы и вместе с детьми показывает кукле, как много красивых бус ребята сделали. Дети надевают украшения на кукол. Куклы благодарят детей.

Впоследствии воспитатель может предложить детям несколько разных схем сборки бус для выполнения задания.

Так же вы можете скачать сборник дидактических игр по сенсорному развитию детей младшего дошкольного возраста «Мир вокруг».

 

Консультация для родителей на тему:

«Развитие сенсорных способностей у детей младшего дошкольного возраста через дидактические игры»

Познание человеком окружающего мира начинается с «живого созерцания», с ощущения (отражение отдельных свойств предметов и явлений действительности при непосредственном воздействии на органы чувств) и восприятия (отражения в целом предметов и явлений окружающего мира, действующих в данный момент на органы чувств). Непосредственное чувственное восприятие окружающего мира составляет основу представлений. Характер этих представлений, их точность, отчетливость, полнота зависят от степени развития тех сенсорных процессов, которые обеспечивают отражение действительности, то есть развитие ощущений и восприятий.

Основы сенсорного развития закладываются в раннем дошкольном возрасте. Чем меньше ребёнок, тем больше значение в его жизни имеет чувственный опыт. Профессор Н.М. Щелованов называл ранний возраст «золотой порой» сенсорного воспитания. Теория и практика дошкольного обучения и воспитания, начиная с самых своих истоков уделяла сенсорному воспитанию существенное внимание, а зачастую выделяла его в качестве центрального момента педагогического процесса.
В первые годы жизни уровень развития восприятия связаны с такими операциями мышления, как обобщения, классификация, поведение под понятие и другими. Развитие восприятие определяется тремя параметрами перцептивными действиями сенсорными эталонами и действиями соотнесения.
Формирование сенсорного опыта имеет важнейшее значение для развития ребёнка, вопросы рациональных способов овладения общечеловеческим опытом остаются открытыми и сейчас, на современном этапе.
Изучение вопросов сенсорного развития и воспитания детей педагогами, психологами показало, что развитие восприятия — сложный процесс, который включает в качестве основных моментов усвоение детьми сенсорных эталонов, выработанных обществом и овладения способами обследования предметов. Сенсорное восприятие и должно быть направлено на обеспечение этих задач.

Умение рассматривать, воспринимать предметы и явления формируется успешно лишь тогда, когда дети ясно понимают, зачем нужно рассматривать тот или иной предмет, слушать те или иные звуки. Потому, обучая восприятию различных предметов и явлений, необходимо четко объяснять детям, смысл их действий. Этот смысл становится особенно понятен детям, если они затем используют свои представления в практической деятельности; в этом случае восприятие детей делается более осознанным и целенаправленным: ведь если плохо рассмотришь предмет, то затем трудно изобразить его или сконструировать.
В процессе воспроизведения предмета в той или иной деятельности проверяются и уточняются уже сформированные представления детей. В связи с этим основная задача сенсорного воспитания заключается в том, чтобы формировать у детей такие умения, воспринимать и представлять предметы и явления, которые способствовали бы совершенствованию процессов рисования, конструирования, звукового анализа слов, труда в природе и т. д.

Таким образом, сенсорное развитие должно осуществляться в неразрывной связи с разнообразной деятельностью. При этом неправильно было бы думать, что любая конструктивная, любая изобразительная деятельность дает нужное направление сенсорному развитию. Для этого необходимо, чтобы основная направленность и содержание этих видов деятельности были подчинены общим задачам умственного развития, то есть когда мы учим детей рисовать, конструировать и т.д., то нужно оценивать результаты этого обучения не только по качеству рисунков, построек, но в основном по тому, какой умственный багаж приобрели при этом дети.    Например, можно научить ребенка строить из кубиков красивый дом, но педагогический процесс при этом организуется таким образом, что ребенок ничего не приобретает ни для сенсорного, ни для умственного развития.
Умения воспринимать предметы, анализировать их, сравнивать, обобщать не формируются сами собой в ходе той или иной деятельности, требуется специальное обучение по определенной системе. Обучая детей рисовать, лепить, строить, педагог должен одновременно уделять специальное внимание развитию их восприятия, умения анализировать, обобщать и т.д.

В связи с этим, продуктивная деятельность может быть организована по-разному: в одном случае дети получают некоторые навыки рисования, лепки, конструирования, но их общее развитие при этом остается фактически на прежнем уровне; в другом случае они наряду с умениями рисовать, конструировать и т.д. получают умения воспринимать, сравнивать, обобщать. И именно потому, что в последнем случае детей учат мыслить, их навыки и умения в той или иной деятельности будут, как правило, более гибкими, широкими, творческими, чем в первом случае.

Итак, наибольший эффект для сенсорного развития младших дошкольников может дать продуктивная деятельность, содержание и организация которой подчинены задачам умственного развития. В каждой продуктивной деятельности можно выделить определенное содержание, которым должны овладеть дети. Это содержание охватывает те предметы и их взаимоотношения, с которыми сталкивается и действует ребенок, те знания, умения и навыки, которые дети должны получить в ходе этой деятельности.
Овладевая содержанием той или иной деятельности, дети научаются изображать в рисунке все более сложные предметы и явления, создавать все более сложные конструкции.

Расширяются и углубляются их знания и представления об этих предметах, формируются новые умения и навыки. Одновременно дети глубже познают такие свойства предметом, как величина, форма, цвет и т. д.
Любая содержательная деятельность детей включает как более простые познавательные процессы — сенсорные, так и более сложные — мыслительные. Успешное овладение той или иной деятельностью в значительной мере зависит от совершенствования и развития этих процессов.
Интерес ребенка к игре во многом определяется яркостью, эмоциональностью, новизной игрушек и дидактических пособий. В связи с этим надо иметь для организованных игр и занятий специальные комплекты игрового материала (по числу детей), которые не находятся в группе в постоянном пользовании детей, а хранятся в игротеке детского сада (в педагогическом кабинете) и приносятся в день проведения игры. В этом случае даже знакомые игрушки дети воспринимают с интересом (удобно, что этими материалами могут пользоваться и другие группы детского сада).
В процессе сенсорного развития важно учитывать, что познавательные возможности ребенка трех лет еще не велики, не совершенны. Поэтому необходимо осуществлять ознакомление с простыми по своим свойствам предметами и в первую очередь с теми, с которыми дети сталкиваются в жизни.

Этому способствуют специальные дидактические игры: 

Величина

БОЛЬШИЕ И МАЛЕНЬКИЕ

Цель: Научить ребенка чередовать предметы по величине

Оборудование: По четыре больших и маленьких бусины (приблизительно 2 и 1см) одинакового цвета. Шнур или мягкая проволока, кукла и корзиночка.

Ход: Воспитатель показывает ребенку красивую куклу, говорит, что кукла пришла к малышу в гости и принесла что-то в корзиночке. Затем воспитатель сажает куклу на стол и, вынимая из корзинки коробочку, показывает ребенку, что там лежат большие и маленькие бусины и нитка. Сказав, что кукла попросила малыша сделать для нее красивые бусы, воспитатель обращает внимание ребенка на то, что бусы можно нанизывать по-разному.

Сначала воспитатель сам показывает, как нужно собирать бусы, а потом предлагает сделать это ребенку. Важно начать чередование с большой бусины, т.к. если чередовать бусы наоборот, т.е. сначала брать маленькую, затем большую, ребенку будет трудно справиться с заданием, потому что его в первую очередь привлекают большие бусины. Затем кукле показывают, какие получились бусы.

  

ПОРУЧЕНИЯ

Цель: Учить детей различать и называть игрушки, а также выделять их размер; развивать слуховое восприятие, совершенствовать понимание речи.

Оборудование: Большие и маленькие собачки, машинки, коробочки, мячи, чашки, кубики, матрешка.

Ход: Воспитатель показывает ребенку игрушки и предметы и предлагает назвать их, отмечая их размер. Затем дает малышу следующие задания:

​ -Большую собаку напои чаем из большой чашки, а маленькую – из маленькой;

​ ¬Покатай матрешку в большой машине;

​ ¬Поставь маленькую собаку возле матрешки;

​ ¬Построй для большой собачки домик из больших кубиков, а для маленькой – из маленьких;

​ ¬Возьми маленькую собачку и посади ее на ковер;

​ ¬Возьми большую собаку и посади ее в большую коробку;

​ ¬Собери маленькие кубики в маленькую коробку, а большие – в большую и т.п.

Если ребенок ошибается, собачка или матрешка показывают свое неудовольствие (рычит или отворачивается).

КУКЛЫ ЗАБЛУДИЛИСЬ

Цель: Та же.

Оборудование: Несколько больших и маленьких кукол, большой и маленький домик.

Ход: На столах или ковре в разных сторонах стоят игрушечные домики. Напротив, на небольшом расстоянии сидят куклы. Воспитатель показывает детям куклы. Вместе с детьми рассматривает их, отмечает, что куклы большие и маленькие. Затем говорит, что куклы заблудились и предлагает помочь куклам найти свой домик, поясняя, что большие куклы живут в большом домике, а маленькие куклы живут в маленьком домике. Дети выполняют задание, куклы благодарят их за помощь.

Форма

КАКОЙ ЭТО ФОРМЫ

Цель: Научить ребенка чередовать предметы по форме

Оборудование: По четыре круглых и квадратных глиняных бусины одинакового цвета (диаметр 2см). Шнур или мягкая проволока, кукла и корзиночка.

Ход: Проводится так же, как игра «Большие и маленькие» с той лишь разницей, что на нить поочередно нанизывают круглые и квадратные бусины. Воспитатель предлагает ребенку потрогать руками каждую бусину на нитке, фиксируя на этом внимание ребенка и приговаривая: «Шарик, кубик…». 

Цвет

КУРОЧКА И ЦЫПЛЯТА

Цель: Обратить внимание ребенка на то, что цвет является признаком разных предметов и может служить для их обозначения.

Оборудование: Коробка с мозаикой, где помещены шесть элементов желтого цвета и один белого.

Ход: Воспитатель показывает детям игрушки: белая курочка, а за ней желтые цыплята (или картинку). Затем – белый элемент мозаики и говорит: «Это у нас будет курочка. Она белого цвета». Демонстрирует желтый элемент мозаики и поясняет: «Желтого цвета будут цыплятки». В отверстие панели воспитатель белую мозаику, еще раз напоминая, что курочка будет такого белого цвета, и помещает следом за белой мозаикой одну желтую, говоря, что такого цвета цыплята. Затем дает ребенку коробку с мозаикой и предлагает найти еще одного цыпленка и поместить его следом за мамой-курочкой.

После того, как все цыплята будут найдены и размещены «гуськом», позади курочки, ребенок повторяет задание самостоятельно.

УГОСТИМ МЕДВЕДЯ ЯГОДОЙ

Цель: Учить детей выбирать предметы данного цвета из нескольких предложенных, развивать координацию рук и мелкую моторику пальцев.

Оборудование: Коробка с мозаикой, где помещены десять элементов красного цвета и по пять элементов желтого и зеленого цвета.

Ход: Воспитатель показывает детям медведя и рассматривает его вместе с детьми. Затем предлагает детям угостить его ягодой, делая акцент на то, что мишка любит только спелую ягоду красного цвета. Далее, воспитатель берет из коробки элемент мозаики красного цвета (ягодку), вставляет ее в панель и предлагает детям тоже собирать ягоды, следя за тем, чтобы дети брали только спелые ягоды красного цвета. Когда все красные ягоды собраны в «корзину», медведь благодарит детей.

Игры и упражнения с предметами

В воспитании детей раннего и младшего дошкольного возраста очень важным является обогащение и совершенствование чувственного опыта в процессе деятельности.

Характерной для этой возрастной ступени деятельностью является деятельность предметная. Ее называют ведущей не только потому, что она преобладает, но и потому, что имеет исключительное значение для формирования важных качеств детской психики.

В процессе деятельности у детей развивается мышление, сообразительность, воспитывается сосредоточенность, умение спокойно, не отвлекаясь, заниматься в течение некоторого времени каким-то одним делом.

Предметная деятельность имеет важное значение и для сенсорного развития ребенка. Действуя с предметами, он познает их качества и свойства, знакомится с формой, величиной, цветом, пространственными соотношениями. В процессе действий с предметами у детей 2-3 года жизни развиваются качества обучаемости: сосредоточенность взгляда на предмете, заторможенность движений, сохранение определенной позы, эмоциональная настроенность.

Действия с такими предметами, как дидактические игрушки, всегда ставят перед ребенком умственную задачу, он старается добиться результата – собрать башенку, сложить матрешку и т.п. Так, исподволь формируется целеустремленность. Некоторые дидактические игрушки для выполнения игровой задачи требуют известной последовательности действий и отбора деталей. Предметные действия развивают координацию и согласованность движений обеих рук ребенка, ведут к образованию связей в работе глаз (часто уха) и рук, обеспечивают овладение пространством. 

Памятка для родителей

«Что нужно ребенку для сенсорного развития»

Сенсорное развитие ребенка является залогом его успешного осуществления разных видов деятельности, формирования различных способностей. Поэтому сенсорное воспитание должно планомерно и систематически включаться во все моменты жизни малыша.

  • Учите детей рассматривать предметы. Обхватывать их обеими руками, обводить пальцем то одной, то другой руки.
  • В течение дня многократно называйте детям различные свойства предметов, с которыми они манипулируют (цвет, форму, размер, материал).

Знакомство с предметом должно осуществляться с интересом, вызывая у детей положительные эмоции. Процесс рассматривания предметов необходимо сопровождать словом.

  • Дети запоминают обозначения качеств, предметов совместно с их восприятием.

Необходимо поощрять проявление у детей самостоятельности и стремление поделиться своими впечатлениями.

  • Чаще задавайте ребенку вопросы.
  • Учите детей действовать в определенной последовательности, т.е. организовывать перцептивное восприятие предметов и объектов по заранее продуманному плану.

В процесс восприятия необходимо включать движения обеих рук  (провести рукой по контуру, обрисовать его).

Закреплять полученные при обследовании знания в исполнительской деятельности (рисовании, лепке, аппликации, конструировании).

Обогащайте и насыщайте предметный мир ребенка, разнообразьте мир вещей, которые малыш сможет потрогать, обследовать.

Учите детей вслушиваться в различные звуки – это обогащает слуховые впечатления.

Список используемой литературы:

1.Венгер Л. А., Пилюгина Е. Г. Воспитание сенсорной культуры ребенка: книга для воспитателей детского сада. М. Просвещение, 1998

  1. Нищева Н. В. Сенсомоторное развитие детей дошкольного возраста С-Пб.ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2011
  2. Нищева Н. В. Предметно-пространственная развивающая среда в детском саду. Принципы построения, рекомендации.«Детство-Пресс», СПб.: 2005.
  3. Павлова Л. И., Маврина И. В. Игры и упражнения по развитию сенсорных способностей детей 3-4 лет М.: Гном и Д, 2002.
  4. Лыкова И. А. Дидактические игры и занятия. Интеграция художественной и познавательной деятельности дошкольников. М.: Издательский дом «Карапуз», 2010
  5. Монтессори-материал. Школа для малышей. Часть 1 –М.: Издательство Мастер, 1992.- 80 с.
  6. “Практическая Монтессори-педагогика: книга для педагогов и родителей”. Хилтунен Е. А., 2011.
  7. Ефремова Н. Учимся различать цвета и запоминать их названия. /Н. Ефремова //Дошкольное воспитание.-2012-№12.
Категория: Таран С.А. 

Наш сайт использует файлы cookies, чтобы улучшить работу и повысить эффективность сайта. Продолжая работу с сайтом, вы соглашаетесь с использованием нами cookies и политикой конфиденциальности.

Принять