МАДОУ ЦРР-д/с №22

352140, Кавказский район, ст.Кавказская, ул. 60 ЛЕТ СССР,,18., тел:(861)93-22-9-24, Е-mail: mdou22@list.ru

МАДОУ ЦРР-д/с №22 - 352140, Кавказский район, ст.Кавказская,  ул. 60 ЛЕТ СССР,,18., тел:(861)93-22-9-24, Е-mail: mdou22@list.ru
Uc browser

Тренинг учителя-логопеда  для родителей и детей старшей  группы компенсирующей направленности «Сказка»  «Использование кинезиологических упражнений  в развитии речи ребенка дошкольного возраста

Составитель: учитель-логопед
Лисицкая Е. А 

Цель: повысить педагогическую компетентность родителей в вопросах использования здоровьесберегающих технологий, показать на практике изпользование  приемов образовательной кинезиологии,  как современного метода коррекционно-развивающей работы с детьми с ОНР

Учитель-логопед: Добрый день, уважаемые родители!

Сегодня мы приглашаем Вас в удивительный мир образовательной кинезиологии.

Кинезиология – это наука о развитии умственных способностей и физического здоровья через определенные двигательные упражнения.

К кинезиологическим приёмам относятся дыхательные, глазодвигательные, перекрестные телесные упражнения, упражнения для языка и мышц челюсти, для развития мелкой моторики рук, релаксации, развития коммуникативной и когнитивной сферы, упражнения с правилами.

Задачи кинезиологических упражнений:
Развитие межполушарной специализации.
Развитие комиссур (межполушарных связей).
Синхронизация работы полушарий.
Развитие мелкой моторики.
Развитие способностей.
Развитие памяти, внимания.
Развитие речи.
Развитие мышления.
Профилактика дислексии и дисграфии. 

И сегодня мы познакомимся с несколькими упражнениями.

Но для начала, нам необходимо поприветствовать друг друга необычным способом

Коммуникативное упражнение «Приветствие»

Задачи:

  • развивать умение общаться
  • помогать детям увидеть свои положительные стороны, почувствовать, что они принимаемы другими детьми

Дети и родители встают в круг и по команде здороваются друг с другом разными частями тела: правая рука с правой рукой, нос с носом, пятка с пяткой, бедро с бедром, спина со спиной, ухо с ухом.

Учитель-логопед : сейчас рассмотрим основные кинезиологические упражнения. На экране появляются соответствующие картинки упражнений.

Дети выполняют упражнения, а родители повторяют. 

1.ЛАДОНЬ-КУЛАК

-Хочешь? Тоже делай так-
Раз-ладонь, два-кулак.

Обе руки лежат на столе. Одна рука сжата в кулак, другая расправлена ладонью вниз.

Слегка подкидывая руки над столом,  меняем их положение.

2.КУЛАК-РЕБРО-ЛАДОНЬ

Обе руки лежат на столе в положении «кулак». Слегка подкидывая руки над столом,  меняем их положение на «ладонь», затем – на «ребро» (обе руки – со стороны мизинца), проговаривая: «Кулак – ладонь – ребро» и т.д.

3.ЛЕЗГИНКА
                                                                                                                                       

    – Лезгинку пальцы танцевали,
и ни капли не устали.

Левую руку сложите в кулак, большой палец отставьте в сторону, кулак разверните пальцами к себе. Правой рукой прямой ладонью в горизонтальном положении прикоснитесь к мизинцу левой. После   этого одновременно смените положение правой и левой рук. 

  1. КОЛЕЧКИ

Поочередно и как можно быстрее перебирайте пальцы рук, соединяя в кольцо с большим пальцем последовательно указательный, средний и т. д. Проба выполняется в прямом (от указательного пальца к мизинцу) и в обратном (от мизинца к указательному пальцу) порядке. В начале упражнение выполняется каждой рукой отдельно, затем вместе.

  1. УХО-НОС

Левой рукой возьмитесь за кончик носа, а правой рукой – за противоположное ухо. Одновременно отпустите ухо и нос, хлопните в ладоши, поменяйте положение рук «с точностью до наоборот».

Метод двуручного рисования.

Детям и родителям  предлагается одновременно двумя руками нарисовать зеркально – симметричные рисунки. Линия симметрии может проходить как вертикально, так и горизонтально. Начинать можно с обведения рисунка по контуру пальчиками, затем предложить графические бордюры, волнистые линии. Для многократности использования листы можно заламинировать. См. приложение №1

Учитель-логопед:  Ребята, что –то за окошком пасмурно  и серо,  какое время года, напомните мне ?

(ответы детей: осень)

Предлагаю вам поиграть в веселый осенний ветерок, а родители нам помогут.

 Дыхательная гимнастика «Осенний ветерок»

(Совместно с детьми заранее изготовлен тренажер «Осенний ветерок», который используется для дыхательных упражнений, как игры –забавы и на занятиях по развитию речи. См. приложение №2)

Задачи:

  • способствует развитию дыхательной системы,
  • укрепляет и стимулирует верхние дыхательные пути.

Дети держат перед собой, тренажер левой  рукой, а правой рукой держат трубочку. Носом набирают воздух и плавно выдыхают в трубочку (воздух попадает в бутылку и при правильном выдохе, воздух поднимает наполнение  и начинается движение разноцветных частиц в бутылке).

Родители контролируют процесс .

Учитель-логопед: уважаемые родители, предлагаю Вам вместе с детьми  интересную обучающую игру

«Рисуем на спине» это очень полезная игра, знакомая многим из детства. Игра способствует снятию мышечных зажимов, развитию тактильного восприятия, стимулирует работу обоих полушарий головного мозга, развивает воображение.

Рисование фигур на спине

(один или несколько вариантов рисования используем, в зависимости от эмоционального настроя группы)

1-ый вариант. Скачайте, распечатайте и вырежьте карточки с простыми геометрическими фигурами (символами) (См. приложение №3). Познакомьте ребенка с карточками, прочитайте ему их названия.

После этого приступайте к игре. Рисуйте на голой спине ребенка по очереди один из символов, ребенок должен будет угадывать, что вы нарисовали и выбирать подходящую карточку. Рисовать надо медленно, четко, использовать для рисования всю поверхность спины. В начале занятий можно использовать не весь набор карточек, а только его часть, отобрав наиболее простые изображения.

2-ой вариант. Более сложный вариант игры, в нем карточки-подсказки уже не используются. Взрослый рисует на спине ребенка фигуру (простой рисунок). Ребенок должен угадать, что нарисовал взрослый, назвать и изобразить это карандашом на бумаге (мелом на доске, пальцем на манной крупе, песке и т.п.)

3-ий вариант. Когда дети в достаточной степени овладеют этой игрой, они смогут использовать в ней любые образы, в том числе и связанные с учебным материалом (буквы, цифры). Например, вы по Букварю изучаете с ребенком буквы. После того как вы прошли с ним 4-5 букв, можно пробовать писать ему их на спине, а он должен будет угадывать, какую букву вы написали. Здесь можно как применять карточки-подсказки, так и обходиться без них. Можно придумать массу вариаций этого полезного упражнения. Например, вы рисуете букву, а ребенок должен найти картинку, название которой начинается с этой буквы (А – арбуз, О – облако и т.д.)

4-ый вариант. И последний вариант, подходящий для работы с группой детей. Дети выстраиваются в колонну друг за другом. Последнему в цепочке ребенку взрослый рисует на спине и одновременно показывает на карточке какую-нибудь фигуру. Ребенок рисует ее на спине у стоящего впереди него товарища, и так по цепочке этот рисунок передается от одного ребенка к другому, пока не доходит до первого в колонне. Тот рисует фигуру на бумаге и показывает всем, после чего начинается обсуждение. Эта игра довольно сложная для маленьких детей, часто в конце первоначальный рисунок искажается до неузнаваемости. Она напоминает знакомую многим игру в “испорченный телефон”, только “телефон” здесь тактильный

Учитель-логопед: наша встреча подходит к концу и по традиции мы вместе образуем  «Круг добра»

Я пускаю искорку добра, теплоты и хорошего настроения, пусть это искорка коснется каждого из Вас.

Дети и родители  образуют круг и по словесной инструкции учителя-логопеда передают по кругу искорку добра, легким нажатием руки. «Искорка» должна вернуться к учителю-логопеду. 

Скажите, какое упражнение Вам понравилось больше всего и почему?

(ответы детей и родителей)

Дорогие ребята и уважаемые родители до свидания,  до новых встреч!

Приложение№1

Графомоторные карточки для рисования двумя руками

Приложение№2

Изготовление тренажера «Осенний ветерок

 

Данный тренажер используется для дыхательных упражнений, как игра – забава и на занятиях по развитию речи.

Задачи:

  • способствует развитию дыхательной системы,
  • укрепляет и стимулирует верхние дыхательные пути.

Материалы:

  1. Пластиковые бутылки. 2. Трубочки для коктейлей (для каждого ребёнка индивидуальная трубочка). 3. Оранжевые и желтые бумажные салфетки. 5. Черный маркер

Изготовление:

  1. На бутылке маркером нарисовать 2- 3 контура деревьев 2. В крышке от пластиковой бутылки проделать отверстия равные диаметру трубочки от коктейлей и 4-5 отверстий меньшим диаметром. 3.Нарезанные на мелкие части салфетки. 4. Вставить трубочку для коктейлей.

Использование:

  1. Используют для дыхательных упражнений. 2. Используют в самостоятельной и индивидуальной деятельности.

Решает задачи: 1. Способствует развитию дыхательной системы. 2. Укрепляет и стимулирует верхние дыхательные пути.

Многофункциональность: данный тренажер можно использовать в любое время года, в зависимости от наполнения.

Зимой, например, это тренажер можно назвать «Зимняя вьюга», наполнив его нарезанными на мелкие части белыми салфетками или пенопластовыми шариками. Весной это может быть «Весенний сад», наполнив тренажер зелеными , мелкими частями салфетки.

Приложение №3

Карточки с простыми геометрическими фигурами (символами)

Категория: Лисицкая Е.А.

Наш сайт использует файлы cookies, чтобы улучшить работу и повысить эффективность сайта. Продолжая работу с сайтом, вы соглашаетесь с использованием нами cookies и политикой конфиденциальности.

Принять