Консультация для родителей
Подготовила: учитель-логопед
Лисицкая Е.А.
Загадка – одна из малых форм устного народного творчества, в которой в предельно сжатой, образной форме даются наиболее яркие, характерные признаки предметов или явлений. Загадки не спутаешь ни со скороговоркой, ни со считалочкой.
Отгадывание и придумывание загадок оказывает влияние на разностороннее развитие речи детей. Загадки способствуют формированию образности речи детей дошкольного возраста.
Загадки обогащают словарь, помогают увидеть вторичные значения слов, формируют представления о переносном значении слова, помогают усвоить звуковой и грамматический строй русской речи, заставляя сосредоточиться на языковой форме и анализировать ее.
Хочу остановиться на «Загадках-обманках».
Загадки – обманки – это загадки, в которых содержится измененная отгадка. Суть загадок – обманок для детишек в том, что ответ, который хочется дать в рифму стихотворения, не является правильным.
Детские загадки -обманки бывают разные. Они могут описывать время года, явление природы, животных, птиц, насекомых, сказочных героев, виды спорта, цифры и многое другое. Общим для них всегда является одно: все они выглядят как рифмованные короткие стихи без последнего слова, которое детям и предстоит отгадать
Недосказанное в обманках слово обычно совершенно выбивается из общего текста, так как с ним просто не рифмуется. Поэтому, если отвечать на такие загадки не задумываясь, разгадка обязательно будет ошибочной. На это и расчет, ведь когда ребенок всесторонне развит и хорошо литературно подкован, простая загадка не вызывает у него никаких сложностей, теряя тем самым свою ценность. Детские загадки обманки не просто повышают внимание дошкольников, но еще и нагляднейшим образом дают им понять, что не всегда отгадка, суть происходящего лежит на поверхности: нередко нужно проявить бдительность и смекалку, чтобы докопаться до истины.
В разгадывании загадок обманок нет ничего сложного: чтобы дать правильный ответ, достаточно просто слушать не рифму, а содержание мини-стихотворения. Однако осознание данного принципа приходит к детям, как правило, лишь после 5-6 лет. И в этом нет ничего страшного, ведь первостепенная задача любой загадки — научить играя. А что если не веселье является главной составляющей игры?!Как и другие виды загадок, обманки развивают в детях смекалку, любознательность, наблюдательность, речь, память, словарный запас. Но помимо этого они также тренируют в ребенке такие навыки, как логику, внимание и терпение, прививают правильное чувство юмора, учат видеть хитрый обман и не поддаваться ему. Ведь отгадать подобную загадку — значит не поддаться первой ассоциации, а совершать сложные мыслительные процессы. Поэтому очень важно в случае неправильного ответа не дать правильный, а научить ребенка логично выстраивать свои мысли, понимать и анализировать содержание, уметь, учитывая все названные признаки отгадки, делать предположения, объяснять и доказывать их.
В Простоквашино он жил
И с Матроскиным дружил. Простоват он был немножко, Звали песика… (Шарик.) |
Высокий, длинноногий,
Летать ему не лень — На крыше из соломы Устроился … Ответ: Олень (Аист) |
Белым снегом всё одето — Значит, наступает …Ответ: Лето (Зима) |
Кукарекает спросонок
Милый, добрый … Ответ: Поросенок (Петушок)
|
Ночью каждое оконце Слабо освещает …Ответ: Солнце (Луна) |
Шею вытянула птица —
Ну, шипеть, щипаться, злиться! В речку кинулась с разгона — “Га-га-га!” — кричит … Ответ: Ворона (Гусь) |
Под деревом четыре льва,
Один ушёл, осталось … Ответ: Два (Три) |
Чик-чирик! Чик-чирик! —
Кто поднял веселый крик? Эту птицу не пугай! Расшумелся … Ответ: Попугай (Воробей) |
Мышь считает дырки в сыре:
Три плюс две — всего … Ответ: Четыре (Пять)
|
Я красивый, я летаю,
А весной от солнца таю. Угадайте поскорей, Кто же это? … Ответ: Воробей (Снег) |
Нашёл пять ягодок в траве
И съел одну, осталось … Ответ: Две (Четыре) |
Знает девочка любая, Что морковка — голубаяОтвет: Голубая (Оранжевая)
|