Консультация для родителей старшей группы
Составитель:
воспитатель Ганошенко А.А.
Для успешного развития ребенка, рекомендуем Вам:
- побеседовать с ребенком о том, какое сейчас время года,
- вспомнить названия зимних месяцев;
- вспомнить вместе с ребенком признаки зимы (снег, иней, лед, сугробы, метель, морозные узоры, мороз);
- учить ребенка видеть за окном, по пути в детский сад, называть зимние признаки;
- во время прогулки рассмотреть зимнее небо, солнце, деревья (хвойные и лиственные), объяснить ребенку, почему хвойные деревья называют вечнозелеными;
- назвать зимнюю одежду;
- рассказать, что происходит с животными и растениями зимой, как звери в лесу переносят холод и голод (медведь спит в берлоге, белка прячется в дупле, заяц поменял свою серую шубку на белую и т. д.);
- вспомнить названия зимующих птиц (воробей, ворона, сорока, голубь); как ведут себя птицы зимой; как люди помогают птицам зимовать;
- рассказать, как люди заботятся о домашних животных, птицах (помогают перезимовать);
- рассмотреть с ребенком снег и лед, сравнить их.
Словарь ребенка должен включать слова: зима, время года, стужа, заносы, зимние забавы, лыжи, санки, снежки, декабрь, январь, февраль, снег, снежинки, пурга, метель, лед, сосульки, холод; месяц, мороз, иней, небо, звёзды, луна, день, ночь, узоры, бахрома, снеговик, коньки, птицы (зимующие), кормушка, одежда (зимняя), снегопад, реки, озёра.
Действия: замерзать; метёт, дует, завывает, падает, летит, кружится, морозит, подмораживает, засыпает, воет, рыщут, лепят, катаются, топят, зябнет, чистят, сгребают, скользят, скрипит, хрустит, сверкает, ложится, трещит.
Признаки: морозная, холодная, суровая, лютая, вьюжная, студёная, лёгкий, пушистый, блестящий, хрустящий, сверкающий, чистый, мокрый, колючий, рыхлый, мохнатые, меховые, шерстяные, скользкий, весёлые, мягкий, пушистый, ледяной, снежный, и т.д.
Дидактические игры и упражнения, в которые можно поиграть дома
с ребенком, закрепляя знания по данной теме:
- «Скажи какой, какая, какое, какие?»: (согласование прилагательных с существительными).
Снег (какой?) – белый, пушистый, холодный, мягкий, легкий, липкий, блестящий, серебристый, сверкающий, падающий, хрустящий… Сосулька (какая?) – длинная, ледяная, прозрачная… Зима (какая?) – снежная, морозная, холодная, злая, суровая, длинная, вьюжная… Снежинка (какая?) – легкая, белая, красивая, нежная… Лед (какой?) – гладкий, блестящий, твердый, прозрачный, скользкий… Снежинки (какие?)— белые, легкие, мохнатые, пушистые, красивые, узорчатые, прозрачные, холодные… Солнце (какое?)… Мороз (какой?).
- «Назови ласково» (упражнение в словообразовании с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов): елка – елочка, ветка – веточка, снег – снежок, сосна – сосенка, иголка – иголочка, зима – зимушка, шишка – шишечка, мороз — морозец, снеговик —…, метель — метелица, холод — холодок, ветер – ветерок, лед -ледок, сосулька- ….., снежинка- ……., сугроб- ……., горка- ….., ком- …., санки — саночки, дерево — деревце, звезда — звездочка, солнце — солнышко, день — денек, ночь — ночка.
- «Подбери предмет к признаку» (согласование прилагательных с существительными). Снежный…ком, Снежная… Снежные…заносы, Снежное…поле.
- «Подбери родственные слова» (образование родственных слов). Снег – снежок, снежинка, снежный, Снегурочка, снеговик, заснеженный, снегопад, подснежник, снегирь… Зима – зимушка, зимний, зимовать, зимовье, зимовка, зимующие… Мороз – морозный, морозить, замораживать, морозец, морозилка, мороженое, …. Лед – ледокол, льдина, ледовый, ледник, гололед, ледок, льдинка, ледоход, ледяной…
- «Есть – нет» (родительный падеж единственного числа): есть снег — нет снега, мороз — … снеговик — … метель — … зима — … холод — … месяц — … день — … ночь — … снежинка — … снегопад — … снежок — …
- «Один – много» (образование множественного числа существительных): снег — много снега, лед — льдов, много льда, звезда — звезд, день — дней, узор — узоров, ночь — ночей, снежинка — снежинок, снеговик — снеговиков, санки — санок, буря — бурь, вьюга — вьюг, стужа – стуж, холод. – холодов, забава — забав, мороз — морозов, метель — метелей, зима зим, месяц — месяцев, снегопад – снегопадов, снежок — снежка.
- «Посчитай»: (согласование числительных с существительными в роде, числе и падеже): одна зима, две…, три…, четыре…, пять… Один месяц, два …, три …, четыре …, пять… (снежинка, Дед Мороз, снеговик, сосулька, сугроб, льдинка, снегопад, снежок, горка)
- «Скажи наоборот» (поиск антонимов)
Зимой ночь длинная, а день… (короткий); снег белый, а асфальт … (черный);
зимой ветер холодный, северный, а летом … (теплый, южный).
- «Назови действие» (подбор глаголов по смыслу)
Снег (что делает?) — ложится, сверкает, тает, блестит, идет, порхает, кружится… Вьюга – воет, летает, злится, заметает (снежинка, лед, ветер, метель, сосулька, мороз, град)
- «Когда это бывает?»
Снег на полях, лед на реках.
Вьюга гуляет, когда это бывает?
Наступили холода. Обернулась в лед вода.
Длинноухий зайка серый обернулся зайкой белым.
Перестал медведь реветь: в спячку впал в бору медведь.
Кто же скажет, кто узнает, когда это бывает?
- Отгадайте загадки.
На дворе горой, а в избе водой. (Снег)
Без рук, без ног, а рисовать умеет (Мороз)
Что вниз головой растет? (Сосулька)
С неба падают зимой и кружатся над землей
Легкие пушинки, белые … (снежинки).
Меня не растили, из снега слепили,
Вместо носа ловко вставили морковку.
Глаза-угольки, губы-сучки.
Холодная, большая. Кто я такая? (Снежная баба)
- Прочитайте ребенку рассказ о зиме, а затем попросите его повторить вместе с вами.
После осени наступила зима. Кругом лежит снег. Реки и озёра покрыты льдом. На улице мороз. Люди надевают тёплые куртки, шапки, варежки, обувают зимние сапоги.
- Составление рассказа о зиме по плану:
Какая погода сейчас (небо, солнце, осадки)?
Как одеваются люди зимой?
Как живут растения зимой?
Как зимуют животные в лесу?
- Рекомендуемые сказки для чтения:
«Зимовье»
«Два Мороза»
«Морозко»
«Снегурочка»
«По щучьему веленью»
«Госпожа Метелица»
«Лиса и заяц»