Подготовила : учитель-логопед Лихникевич М.Б.
Для улучшения дикции помогут дикционные упражнения.
Благозвучие, мелодичность речи разрушается дефектами произношения (шепелявость, картавость, свистящие С, 3 и другие недостатки), небрежностью в выговаривании, особенно согласных звуков нашей речи.
Следует знать, что разборчивость речи падает при высоких тонах голоса, усилении звука, быстром темпе (наступает скованность артикуляционного аппарата), а также при тихом звучании и низких тонах голоса (снижается интенсивность звучания согласных).
Отсюда вывод: разрабатывать свой речевой аппарат, занимаясь дикционным тренингом, постигать эмоциональную содержательность звуков речи – обязательное требование ко всем, кто овладевает речевым мастерством.
СКОРОГОВОРКИ
Скороговорка – специально придуманная фраза с труднопроизносимым подбором звуков, которую надо произнести быстро, не запинаясь. Наши предки активно использовали скороговорки для забавы, во время посиделок, не забывая, однако и об их обучающем потенциале. Ведь обычно скороговорки ребенок произносит с удовольствием. А радость – залог успешного развития. Сегодня скороговорки – полноценный речевой тренажер, им пользуются логопеды, речевые упражнения входят в программу подготовки дикторов телевидения, сценическая речь невозможна без скороговорок. Далеко не каждый взрослый произнесет без запинки «расскажите про покупки, про какие про покупки, про покупки, про покупки, про покупочки мои».
Начинаем с самых простых рифмованных стишков вроде «Ехал грека через реку, видит грека в реке рак», «Четыре черненьких чумазеньких чертенка чертили черными чернилами чертеж». Читаем как стишки более сложные сочетания звуков «От топота копыт пыль по полю летит», «Карл у Клары украл кораллы, а Клара у Карла украла кларнет». Получилось без ошибок? Ускорим темп. Потом обратим внимание на «непослушные» звуки, и начнем отрабатывать их. На «С» и «Ш» – шла Саша, на Р – на дворе – трава, на траве – дрова, на «Т» – от топота копыт и так далее.
Дикция – умение отчетливо произносить звуки и их сочетания. Повторение скороговорок улучшает подвижность ротика и языка, развивает слуховое внимание, способствует правильному произнесению звуков. Хорошая дикция поможет ребенку лучше адаптироваться в школе, выполнять устные задания, отвечать на уроках. Играть в скороговорки (в том числе и за призы) можно на праздниках, когда собирается много детишек.
Скороговорки
Бык тупогуб, тупогубенький бычок, у быка бела губа была тупа.
Стоял поп на копне, колпак на попе, копна под попом, поп под колпаком.
Кукушка кукушонку купила капюшон, как в капюшоне кукушонок смешон.
На мели мы лениво налима ловили, для меня Вы ловили линя, о любви не меня ли Вы мило молили и в туманы лимана манили меня?
Попробуйте проговорить эти слова просто так, а потом с орехами во рту за обеими щеками. Из орехов лучше использовать фундук.
1.Расскажите про покупки.
Про какие про покупки?
Про покупки, про покупки, про покупочки мои.
2.Мама мыла Милу мылом.
3. Бык-тупогуб, тупогубенький бычок.
У быка была губа, была тупа
4. Купи кипу пик (3раза)
5.Однажды галок поп, пугая
В саду увидел попугая
И говорит тот попугай:
Пугай та галок, поп, пугай.
Но, галок поп, в саду пугая,
Не напугай ты попугая.
6. Петр – повар, Павел – повар (3 раза)
7. Во дворе трава, на траве дрова
Раз дрова, два дрова, три дрова.
8. Пришел Прокоп – кипит укроп
Ушел прокоп – кипит укроп.
Как при Прокопе кипел укроп,
Так без Прокопа кипит укроп.
9. Сшит колпак не по-колпаковски.
Вылит колокол не по-колоковски.
Надо колпак переколпаковать,
Надо колокол переколоколвать – перевыколоколовать.
10. Шла Саша по шоссе и сосала сушку.
11. Кукушка кукушонку купила капюшон.
Одел кукушонок капюшон,
Как в капюшоне он смешон!