Составитель: учитель-логопед Лихникевич М. Б.
Уважаемые коллеги!
В старшем дошкольном возрасте требования к проведению артикуляционной гимнастики возрастают. Детей учат выработке полноценных движений и определенных положений органов артикуляционного аппарата, умению объединять простые движения в сложные, необходимые для правильного произнесения звуков.
Важно учитывать, что наилучший результат в коррекционной работе достигается при эмоциональном вовлечении ребенка в процесс образовательной деятельности. Предлагаемая сказка не случайно представлена в стихотворной форме, так как ритмическая составляющая является основой ощущения времени в нашей психике. Ритмически организованная речь является важным стимулом развития речи ребенка, привлекает его внимание.
Сказка о веселом язычке.
Старшая и подготовительная группы.
Рот — домик, губы — двери.
А кто живет в этом домике?
В этом домике, дружок,
Живет Веселый Язычок.
Ох, и шустрый он мальчишка,
И немножко шалунишка.
(Рот открыт, несколько раз показывается узкий язык. Упражнение “Змейка”.)
Наш Веселый Язычок
Повернулся на бочок.
Смотрит влево, смотрит вправо…
А потом опять вперед,
Тут немного отдохнет.
(Упражнения “Часики”)
Приоткрыл Язык окно,
А на улице тепло.
Язычок наш потянулся,
Широко нам улыбнулся,
А потом пошел гулять,
На крылечке загорать.
(Упражнение “Улыбка”, “Змейка”)
На крылечке полежал,
На качели побежал.
Вверх взлетел он смело…
Но пора за дело.
(Упражнения “Лопаточка”, “Качели”.)
Поспешил к себе во двор,
Чтобы починить забор.
Быстро взялся он за дело,
И работа закипела.
(Упражнение “Заборчик”.)
Гвозди, молоток и клещи —
Нужные плотнику вещи.
Молоток стучит “тук-тук!”,
Язычку он лучший друг.
(Рот закрыт. Зубы обнажены. Напряженным кончиком языка постучать в зубы, многократно повторяя “т-т-т”. Упражнение «Молоток»)
Вот и банка с краской рядом.
Обновить заборчик надо.
Стала кисточка плясать,
Наш заборчик не узнать. (Упражнение “Маляр”.)
Язычок наш кончил дело.
Отдыхать он может смело,
— Я с лошадкой погуляю,
На гармошке ей сыграю.
Погоняю я в футбол
И забью в ворота гол.
Очень сложная задача —
Загонять в ворота мячик.
(Упражнения “Лошадка”, “Гармошка”, “Футбол”)
Скрылось солнце за горой,
Язычок пошел домой.
Дверь он запер на замок.
Лег в кроватку и умолк. (Упражнения “Горка”, “Мост”)