(Конспект родительского собрания в младшей группе)
Добрая сказка – для ума закваска.
(Русская пословица.)
Цель: – познакомить родителей со способами разбора сказок,
подвести к пониманию важности сказки и многогранности в воспитании и развитии ребёнка.
Задачи:
– дать родителям знания о значении сказки в развитии ребенка;
– дать рекомендации родителям, какие сказки нужно читать;
– раскрыть возможность переноса полученных знаний в условия семейного воспитания;
– убедить родителей пересмотреть свои взгляды на рассказывание сказок детям;
– привлечь внимание к потребности совместного творчества детей и родителей.
Уважаемые родители!
Наше сегодняшнее собрание посвящается сказке.
Я уверена, что среди присутствующих нет человека, который бы не любил сказки. Взрослея мы не перестаём их любить, а появление детей даёт нам возможность пережить ещё раз и понять, что волнует, страшит и привлекает в той или иной сказке нашего ребёнка, т. е. понять внутреннее состояние, которое ребёнок не может объяснить нам.
Выступление воспитателя
«Роль сказки в жизни ребенка»
Роль сказок в жизни ребенка очень огромная. Сказка для ребенка — не просто фантазия, но особая реальность. Она помогает понять мир человеческих чувств, усвоить важнейшие нравственные понятия. Следя за перипетиями сюжета, маленький человек сопереживает героям и пытается упорядочить свои сложные чувства. В то же время он постигает смысл таких понятий, как добро и зло.
В большинстве сказок выражен вечный поиск счастья. Все подвиги богатырей, чудесные превращения героев и активность волшебных помощников — это лишь необходимые условия для его достижения.
Обретает счастье лишь тот, кто не останавливается ни перед какими трудностями.
Само построение сказки — выразительное противопоставление добра и зла, понятные по своей сути образы, динамика событий, доступные пониманию ребенка, результаты разных характерных поступков, многократные повторы — это делает сказку интересной и невероятно волнующей для малышей.
Сказка активизирует воображение. Благодаря ей сознание ребенка не только обогащается новыми знаниями и представлениями, возникает главное — новое отношение к людям, событиям и явлениям.
Понять другого:
Отличительный момент многих волшебных сказок — элемент превращения. Оно может выступать в форме воплощения героя в другом человеке, животном или предмете. Важным является то, что в процессе таких превращений герой, оставаясь самим собой, приобретает дополнительные качества: может нырнуть на дно морское, соколом взмыть под небеса, серым волком рыскать по дремучему лесу и т. д. Именно в сказках малыш осваивает способность „вживания в мир другого человека”. Это очень пригодится в дальнейшей жизни.
Благодаря сопереживанию и сочувствию другому человеку создается почва для терпимости, принятия его, жалости и любви к нему. Так преодолевается страх незащищенности и одиночества.
Особую роль играет в сказках мотив единения человека и природы. Пришедшая к нам из глубины веков, сказка отражает присущее человеку тех давних времен чувство общности с природой. Поэтому природа в сказке часто сочувствует героям, защищая и утешая их (злая ведьма утопила Аленушку в пруду, никто этого не заметил, только цветы стали вянуть в саду, деревья сохнуть, травы блекнуть). Из этого слияния с природой рождается любовь- жалость ко всему живому: растениям, животным, людям.
Сказкотерапия :
Чтение сказок, проигрывание сказочных сюжетов можно рассматривать как своеобразную терапию. В результате ребенок не только получает новые знания, приобщается к культуре разных народов, но и развивает свою фантазию, учится преодолевать свою неуверенность.
Сказки — прекрасный материал для стимулирования детского воображения и развития внимания. А родители могут помочь активизировать этот процесс. Например, когда малыш рассматривает сказочные иллюстрации, старайтесь обратить его внимание на детали.
Пусть он, к примеру, найдет на рисунке мышку, которая помогает тянуть репу. Такое занятие развивает внимание и формирует навыки чтения.
Хорошо если бы вы с малышом пробовали разыграть прочтенные сказки. Это может быть настольный театр, тогда для этого нужно придумать ширму, вырезать героев, смастерить домики или лесную полянку. Конечно, все это можно и купить, но совместная деятельность, полет фантазии и творчества «дорогого стоят». Пусть что-то получится не очень красиво, а «у Мишки нос кривой» зато в этом будет Ваша душа и сердце.
А в 4-5 лет с детьми уже смело можно придумывать собственные сказки и разыгрывать их, наряжаться в костюмы, выбирать музыку, использовать грим и конечно приглашать на спектакль бабушек и дедушек.
Все в Ваших руках, дорогие родители.
Ловите момент, дети быстро растут…
К каждой сказке можно подобрать пословицу:
- Горько добудешь, да сладко съешь.
- Знай сверчок свой шесток.
- Дружно за дело взяться и пустыня зацветёт.
- Глупой птице свой дом не мил.
- Что одному трудно даётся, то коллективом легко берётся.
- Не за то волка бьют, что сер.
- Без поддержки и лёгкое дело сделать трудно.
- От добра добра не ищут.
- Много рук поднимут и тяжкую ношу.
- Вина голову клонит.
- Без труда нет плода.
Пословицы являясь устоявшимися выражениями несут однозначную смысловую нагрузку, но детям она сразу не понятна. Пусть услышав пословицу ребёнок сначала попробует объяснить самостоятельно её смысл, сколько чудных моментов словотворчества, вам уважаемые взрослые предстоит пережить, не лишайте себя этого, а затем уже вы, представите вариант точного понимания. Вот вам и развитие речи вашего ребёнка, творческое мышление, память и умение вести и поддерживать разговор, всё это ребёнок получит в общении с вами.
Анкета для родителей «Сказка в жизни Вашего ребенка»
- Как часто Вы читаете (рассказываете)своему ребенку сказки?
- Какие сказки предпочитает Ваш ребенок?
- Просит ли Ваш ребенок читать (рассказывать)сказку несколько раз?
- Есть ли любимая сказка у Вашего малыша? Если есть – какая?
- Играет ли Ваш ребенок в сказки, которые слушал?
- Рассказывает ли ребенок сказку совместно с Вами или своим куклам, игрушкам?
- Есть ли у ребенка книжки для самостоятельного рассматривания?
- Рассматривая иллюстрации к сказкам, задает ли Вам ребенок вопросы?
- Узнает ли Ваш ребенок сказку по иллюстрации?
- Есть ли у Вас дома какой-либо вид детского театра (настольный пальчиковый, кукольный и пр.)
- Есть ли любимый герой из сказки у Вашего ребенка?
Как правильно читать детям сказки.
- Прежде, чем читать детям сказку— прочтите ее сами от начала и до самого конца.
Во-первых, вы определитесь и решите стоит ли тратить время и читать ребенку сказку, в случае, если она вам не понравилась.
Во-вторых, некоторые сказки могут содержать страшные или неприятные моменты, особенно, это касается современных вариантов известных сказок. Прислушавшись к этому совету.
- Читайте детям сказки соответствующие их возрасту. Только тогда они будут полезны и интересны малышам.
- Сказка в воспитательных целях или «наказание» сказкой.
Если ваш ребенок совершил плохой поступок или не хочет добросовестно выполнять свои обязанности — вместо нравоучений прочитайте ему соответствующую сказку.
Например,
(«Репка» учит младших дошкольников быть дружными, трудолюбивыми;
сказка«Маша и медведь» предостерегает: в лес одним нельзя ходить – можно попасть в беду, а уж если так случилось – не отчаивайся, старайся найти выход из сложной ситуации;
сказки «Теремок», «Зимовье зверей» учат дружить;
наказ слушаться родителей, старших звучит в сказках «Гуси-лебеди», «Сестрица Аленушка и братец Иванушка», «Снегурочка», «Терешечка»;
страх и трусость высмеиваются в сказке «У страха глаза велики»,
хитрость – в сказках «Лиса и журавль», «Лиса и тетерев», «Лисичка-сестричка и серый волк» и т. д. ;
трудолюбие в народных сказках всегда вознаграждается. Примером служат сказки : «Хаврошечка», «Мороз Иванович», «Царевна-лягушка»;
мудрость восхваляется в сказках : «Мужик и медведь», «Как мужик гусей
делил», «Лиса и козел»;
забота о близких поощряется в сказке«Бобовое зернышко».)
Читая детям сказку, акцентируйте внимание в нужных местах. Пусть ребенок прочувствует ситуацию и ваше отношение к ней, научится различать добро и зло.
- Во время чтения сказки ведите диалог с детьми. Читая детям сказки, интересуйтесь их мнением. Спросите хорошо или плохо поступил главный герой. В конце обязательно узнайте у малыша понравилась ли ему сказка и чем именно. Подобные беседы учат детей думать и анализировать чужие и собственные поступки.
- Перед тем, как прочитать ребенку финальную сцену, спросите у него, как на его взгляд должна закончиться сказка. Пусть малыш пофантазирует.
- Сказка должна быть понятна детям. Читая детям сказку, отвечайте на их вопросы, заменяйте незнакомые слова на знакомые или объясняйте их значение (например, светлица, коромысло и т. д.).
- Чаще читайте детям их любимые сказки, даже если вам они приелись. Любимая сказка есть у каждого ребенка. Такую сказку дети готовы слушать снова и снова, переживая каждый раз за ее героев, потому что отождествляют себя с ними. Если вы поймете почему ваш малыш любит именно эту сказку, то вы лучше постигните его внутренний мир.
- Читайте детям сказки с картинками. Если сказка содержит иллюстрации — внимательно рассмотрите их вместе с ребенком. Обратите внимание малыша на мелкие детали, вплоть до жучков и светлячков где-нибудь в самом углу картинки. Это научит детей наблюдательности.
- Сказки без картинок советуем начинать читать детям не раньше школьного возраста. Чтобы ребенку было интереснее, предложите ему самому нарисовать иллюстрации к этой сказке. Возможно, это пробудит в нем скрытые таланты художника.
- Если вдруг ваш ребенок не любит сказки — выберите ему сказку, по сюжету его любимого мультика (например, по Диснею).
- Читая детям длинную сказку, разделите ее на несколько раз. Делайте паузы в самых интересных местах. Это вызовет дополнительный интерес ребенка.
Воспользовавшись этими советами, вы сделаете чтение сказки более эффективным и передадите своему ребенку максимум полезной информации, приятных эмоций и своей любви.
Викторина «Путешествие по сказкам»…
«О какой сказке идёт речь?»
- В дом хозяева вошли — беспорядок там нашли. (Три медведя)
- Лечит разных малышей, лечит птичек и зверей. (Доктор Айболит)
- Помогла нам яблонька, помогла нам печка (Гуси –лебеди)
- Свет мой, зеркальце, скажи (Сказкао мертвой царевне и о семи богатырях)
- Сяду на пенёк, съем пирожок. (Маша и медведь)
- И сбежали от грязнули и чулки и башмаки. (Мойдодыр)
- Приходите, тараканы, я вас чаем угощу. (Муха-Цокотуха)
- Свет мой, зеркальце, скажи (Сказкао мертвой царевне и о семи богатырях)
- Не пей из копытца, козлёночком станешь. (Аленушка и братец Иванушка)
- Ещё пуще злится злая старуха (Сказка о рыбаке и рыбки)
- Нам не страшен серый волк. (Три поросенка)
- Он ударил в медный таз и вскричал: «Карабарас!»(Мойдодыр)
- Дёрни за верёвочку, дверь и откроется. (Красная шапочка)
- Не ходите, дети в Африку гулять. (Айболит)
«Сказка в жизни ребенка»
“Сказка – это зернышко, из которого прорастает эмоциональная оценка ребенком жизненных явлений. ”
В. А. Сухомлинский
Сказочный мир таинственный и неповторимый. Порой кажется, что он рядом. Стоит только закрыть глаза, и все мгновенно становится волшебным: мамины туфли превращаются в хрустальные башмачки, спица – в волшебную палочку. Так обычные вещи каждого из нас уводят в сказку.
Мы думаем что не многие задумываются о том, почему уже несколько веков подряд живут всем известные сказки «Маша и медведь», «Заюшкина избушка», «Царевна-лягушка» и др.
Получается что, читая определенные сказки, мы задаем ребенку нужные установки на примерное поведение, учим понимать, что такое добро и зло, любовь, дружба, справедливость. Дети в сказках любят, когда сюжеты повторяются. Так как, например, в сказках «Теремок», «Колобок» или «Репка». Чтение таких сказок помогает ребенку лучше запомнить сюжет и полностью «раствориться» в нем.
С 2-5 лет ребенок начинает бурно фантазировать, что говорит о его готовности воспринимать волшебные сказки. Поэтому осторожно выбирайте сказки ребенку. Сказка должна приносить ребенку радость, теплоту, а не как не пугать его.
Сказки не только радуют, успокаивают, развлекают, а и лечат. Многим родителям известна сказкотерапия. А ведь сказкотерапия не новшество, а испробованный столетиями метод. Например, если ребенок заболел, почитайте ему сказку про Карлсона и его варенье и дайте ребенку целебный чай. Или, например, если ребенок обжегся, почитайте ему про живую воду, а после смажьте ожог мазью. Результат от лечения будет во многом раз сильнее обычного. Особенно полезна сказка, прочитанная на ночь. Правильно подобранная сказка должна расслаблять, снимать усталость, напряжение и возбуждение, накопленное за день. Сказки помогают детям гармонично развиваться, учат многому полезному, что пригодится им во взрослой жизни и это факт. Ребенок, с детства слушавший сказки, вырастает здоровым душой. Воспитанный сказками и былинами наш народ становился сильным, он даже после поражений неизменно возрождается.
Сказка – это устно-поэтический рассказ, который в той или иной степени содержит фантастический вымысел. Русская народная сказка – это Прежде всего, произведение искусства; живое, увлекательное, яркое, красочное, стирающее грань между реальностью и игрой, чем чрезвычайно импонирует детям и соответствует их психологическим особенностям.
В дошкольном возрасте у детей бурно развивается воображение, которое ярко обнаруживает себя в игре и при восприятии художественных произведений. Особенно детям дошкольного возраста нравятся сказки. Сказка занимает настолько прочное место в жизни ребёнка, что некоторые исследователи называют дошкольный возраст «возрастом сказок».
Личность ребенка зарождается в детстве. Поэтому, чем раньше литература, а именно сказка, коснется струн души ребенка, а не только ума, тем больше гарантий, что чувства добрые возьмут в них верх над злыми. Ведь литература – это колотящееся сердце, говорящее языком чувств.
Рассказывая малышу сказку, мы развиваем его внутренний мир. И чем раньше мы будем читать книжки, тем раньше он начнет говорить и правильно выражаться. Сказка формирует основы поведения, общения. Развивает воображение и творческий потенциал.
Через сказку можно привить ребёнку любовь к чтению.
Сказка является одним из самых доступных средств, для полноценного развития ребёнка. Не нужно преуменьшать роль детских сказок в воспитании детей. Если правильно подобрать сказки с возрастными особенностями детей, можно положительно влиять на эмоциональное состояние ребёнка.
Корректировать и улучшать его поведение.
ПРАВИЛЬНО РАССКАЗЫВАЕМ И ЧИТАЕМ СКАЗКИ :
Лучше всего читать сказку перед сном, когда ребенок спокоен, находится в хорошем настроении и готов внимательно слушать. Читать нужно эмоционально. По окончанию можно обсудить сказку : что понравилось, а что нет. Попросить ребенка описать героев.
Сказкой можно снять тревогу у ребенка. Также можно поставить эмоциональную речь, сделать ее красивой и образной. Словарный запас расширяется, диалог строится правильно, связная логическая речь развивается.
Рассказывайте сказку интересно, как бы чувствуя, что это другой мир. Читайте с хорошей дикцией и интонацией, тогда ребенок научится четко выговаривать звуки.
Одну и ту же сказку можно читать ребёнку много раз, это поможет ему понять её смысл. Когда он поймёт суть сказки, она станет ему не интересна. Каждый может найти в сказке то, что понятно и близко именно ему.
С какого возраста нужно начинать читать детям сказки? Можно прямо с младенческого. Лучше перед ночным сном, при мягком освещении. Читать нужно медленно, сказки должны быть обязательно народные, ни в коем случае не пересказы, в которые внесен рациональный, «упрощающий» момент. Нельзя читать каждый вечер новую сказку : наши предки детям рассказывали сказку столько раз, чтобы он успевал ее выучить наизусть. Только так малыш моги усвоить те нравственные категории, которые были заложены в сказке. Слушая сказки, ребенок учится думать, он трудится душой, а вот телевизор этому мешает.
Использование сказок в работе с детьми
В раннем возрасте дети уже начинают понимать текст, поэтому им полезно предлагать для прослушивания инсценировки детских сказок.
С детьми мы используем театрализованные игры по сказкам. Театрализованные игры включают в себя:
Фланелеграф (ковролин)
Картинки хорошо показывать на экране. Удерживает их сцепление фланели, которой затянуты экран и оборотная сторона картинки. Рисунки можно подобрать из книг, а недостающие можно дорисовать. Это доставляет ребятам радость, удовольствие. Разнообразные по форме экраны позволяют создать «живые» картинки, которые удобно демонстрировать всей группе детей.
Пальчиковый театр
Этот театр надеваются на пальцы. По ходу действия воспитатель двигает одним или всеми пальцами, проговаривая текст. Пальчиковый театр хорош тогда, когда надо одновременно показать несколько персонажей одновременно. Например, в сказке«Репка» друг за другом появляются новые герои.
Настольный театр игрушек
Настольный театр игрушек позволяет свободно моделировать и одновременно фиксировать различные ситуации к тому же в нем удобно имитировать движения животных и других персонажей.