МАДОУ ЦРР-д/с №22

352140, Кавказский район, ст.Кавказская, ул. 60 ЛЕТ СССР,,18., тел:(861)93-22-9-24, Е-mail: mdou22@list.ru

МАДОУ ЦРР-д/с №22 - 352140, Кавказский район, ст.Кавказская,  ул. 60 ЛЕТ СССР,,18., тел:(861)93-22-9-24, Е-mail: mdou22@list.ru
Uc browser

«Развитие фонематического слуха у дошкольников»

Консультация для родителей

Составитель:
учитель-логопед
Н. Е. Анищенко

Фонематический слух даёт ребёнку возможность узнавать и различать звуки родного языка. Отставание в развитии фонематического слуха может привести к нарушению звукопроизношения, искажению звуко-слоговой структуры слова, трудностям при овладении грамматическими нормами языка. Впоследствии эти проблемы могут вызвать трудности при обучении письму и чтению.

Важно помнить, что именно в дошкольный период речь ребенка развивается наиболее интенсивно, а главное – она наиболее гибка и податлива.

Игры на диагностику фонематического восприятия и слуха

  1. Предложите малышу повторить за Вами слоги: са-ша, ша-са, ач-ащ, са-ца, ра-ла, ша-жа.

Если ребенок неправильно произносит некоторые звуки, различение их проверяется следующим образом: предложите ему, услышав заданный слог, выполнить какое-либо действие. Например, если среди слогов са, ца, ча называют слог ша, ребенок хлопает в ладоши.

  1. Проверим, различает ли ребенок слова, близкие по звучанию, но разные по смыслу.

Предложите ему выбрать нужную картинку среди: жук – сук; бом – сом; мишка – миска; коза – коса; лужа – лыжа. Рассказать о значении слов: “Что такое лужа и что такое лыжа?”

  1. Следующий приём позволит выявить степень развития внимания и слуховой памяти. Предложите ребенку повторять сходные слоги: та – да – та, ка – га – га, па – ба – ба, ма – на – на; – повторять сходные слова: Маша – Даша – каша; тень – день; день – пень; бек – лак – мак – так – рак; жук – лук – сук – тук.

Работать над фонематическим слухом необходимо, соблюдая определённые этапы.

1 (начальный) этап. На этом этапе создаётся основа для формирования речевого слуха. Задания, предлагаемые на данном этапе, доступны маленьким детям.

  • «Угадай звук». Наполняем мешочки из ткани или пластиковые контейнеры (например, из Киндер-сюрприза) любыми «звучащими» материалами: песком, крупами, скрепками, бусинками. Предлагаем ребѐнку догадаться по звуку, что лежит внутри.
  • «Угадай, что звучало».Внимательно послушайте с ребенком шум воды, шелест газеты, звон ложек, скрип двери и другие бытовые звуки. Предложите ребенку закрыть глаза и отгадать — что это звучало?
  • «Жмурки». Завязываем малышу глаза и просим найти вас, двигаясь в направлении звука (хлопков, звука погремушки или колокольчика).
  • «Волшебная палочка». Даём ребёнку в руки карандаш и предлагаем постучать по предметам из разного материала: из дерева, картона, металла, пластмассы. Потом усложните задание – предложите ребёнку угадать с закрытыми глазами, какой предмет зазвучал.

2 этап. На данном этапе нужно показать малышу, что человеческая речь может звучать по разному.

  • «Чей голос?» Записываем на диктофон знакомые ребёнку голоса (мамы, бабушки, отца, брата или сестры), а также голос самого малыша. Его задача – отгадать, чей голос звучит.
  • «Сказка о трёх медведях» Читаем сказку о трёх медведях ребёнку, а затем озвучиваем героев сказки разными голосами. Малыш должен определить, когда говорит мама-медведица, когда – папа-медведь и медвежонок.
  • «Громко-тихо».Договоритесь, что ребенок будет выполнять определенные действия, когда вы произносите слова громко и когда тихо. Есть похожий вариант игры — «Далеко-близко». Вы говорите слово громко, ребенок отвечает — близко. Говорите слово тихо, ребенок отвечает — далеко.

3 этап. Этот этап более сложный. Ребёнок начинает учиться различать слова, похожие по звучанию.

  • «Слушай и выбирай».Перед ребенком картинки со сходными по звучанию словами (например: ком, сом, лом, дом). Взрослый называет предмет, а ребенок поднимает соответствующую картинку.
  • «Верно-неверно».Взрослый показывает ребенку картинку и называет предмет, заменяя первую букву (форота, корота, морота, ворота, порота, хорота). Задача ребенка — хлопнуть в ладоши, когда он услышит правильный вариант произношения.
  • «Скажи правильно» Показываем малышу картинку и называем её неверно, заменяя первый звук в слове любым другим. Например, вместо собака – шобака, шапка – чапка и т.д. Ребёнок должен повторить правильное слово.

4 этап. Рассказываем ребёнку, что слова бывают короткие и длинные, и что они состоят из слогов.

  • «Похлопаем».Взрослый объясняет ребенку, что есть короткие и длинные слова. Проговаривает их, интонационно разделяя слоги. Совместно с ребенком произносит слова (па-па, ло-па-та, ма-ли-на), отхлопывая слоги. Более сложный вариант — предложить ребенку самостоятельно отхлопать количество слогов в слове.
  • «Что лишнее?» Произносим три одинаковых слога, а четвёртый – похожий: ны-ны-ны-мы, ту-ту-ту-ду. Ребёнок должен найти «лишний» слог.
  • «Повтори!» Произносим слоги, закрыв рот ладошкой или бумажным листом, чтобы ребёнок не мог видеть артикуляцию. Просим малыша повторить слоговые ряды: бу-бу-пу, со-зо-со. Если ребёнку сложно повторить цепочку из трёх слогов, можно начинать с двух.
  • «Сосчитай слоги» Произносим слова вместе с ребёнком, в медленном темпе, отхлопывая по слогам.

5 этап. На данном этапе ребёнок учится различать звуки и выделять их в слове.

Необходимо объяснить ребенку, что слова состоят из звуков. Поиграть в звуки. Комарик звенит – зззз, ветер дует – сссс, змея шипит – шшшш, жук жужжит – жжжж, собака рычит – рррр, а щенок -рь…  Взрослый произносит звук, а ребенок отгадывает, кто(что) его издает.

  • «Подбери слово». Игра – подбор слов на определённый звук. Кто назовёт больше слов, тот и выиграл. Чтобы заинтересовать ребёнка, можно за каждое слово давать фишки или наклейки.
  • «Выбери картинку» Предлагаем малышу выбрать картинку, чтобы заданный звук находился, например, в начале слова, в середине или в конце (Л – Лампа, мыЛо, стуЛ).
  • «Лови звук» Произносим несколько слов, просим ребёнка определить, какой звук слышится во всех словах: сумка, мясо, сосна – звук С.

6 этап. Освоение навыков анализа и синтеза.

  • «Сколько звуков».Взрослый называет один, два, три звука, а ребенок на слух определяет и называет их количество.
  • «Похлопаем».Взрослый проговаривает ряды слов, а ребенок должен хлопнуть, когда услышит слово, начинающееся с заданного звука. Более сложный вариант — заканчивающееся на заданный звук или содержащее его в середине.
  • «Отгадай слово».Ребенку предлагаются слова с пропущенным звуком — нужно отгадать слово. Например, из слов убежал звук «л» (.ампа, мы.о,.ук, ку.ак).

Уделяя дома внимание развитию фонематического слуха вы облегчите ребенку процесс освоения правильного звукопроизношения, а в дальнейшем чтения и письма. Данная система игр позволит вам самостоятельно и продуктивно помочь малышу овладеть родным языком, избежать возможных трудностей и предвосхитить возникновение речевых нарушений. Если же нарушение уже имеется, то развитие фонематического слуха будет первым шагом на пути его преодоления.

Источники:

http://97.caduk.ru/DswMedia/sayt20211001igraem-fonematicheskiysluxrazvivaem.pdf

Ширяева Е. И. «Развитие фонематического слуха у дошкольников»https://nsportal.ru/detskiy-sad/logopediya/2020/06/24/konsultatsiya-dlya-roditeley-na-temu-razvitie-fonematicheskogo

Пересыпкина Г. С. «Развитие фонематического восприятия у старших дошкольников» https://multiurok.ru/files/konsul-tatsiia-dlia-roditieliei-razvitiie-foniemat.html

 

 

Категория: Анищенко Н.Е.

Наш сайт использует файлы cookies, чтобы улучшить работу и повысить эффективность сайта. Продолжая работу с сайтом, вы соглашаетесь с использованием нами cookies и политикой конфиденциальности.

Принять