Пояснительная записка на дидактическое пособие «Веселый фартук»
«Веселый фартук» – это нетрадиционный, универсальный язык, который в корне меняет традиционный взгляд на организационный аспект театрализованной деятельности дошкольников.
Поскольку, для эффективного показа спектакля важно все: какие декорации и их размещения, какие куклы и ширма, где сидят дети и т.п., поэтому педагогу приходится тратить время для решения таких организационных моментов. А данный вид театра поможет воспитателю, одев на себя «театр – фартук», сразу начать спектакль. И уже через минуту декорации движутся вместе с актёрами, быстро меняются, воспитатель умело манипулирует куклами, удачно дополняя их мимикой, жестами, средствами речевой выразительности. Такой театр вызывает у детей интерес к постановке, понимание сюжета, даёт возможность взаимодействия «актёр – зритель».
Материалы пособия доступны для использования в работе с детьми как раннего, так и дошкольного возраста, а также рассматриваются в контексте реализации основных линий развития: физического, социально-нравственного, эмоционально-ценностного, познавательного, речевого, художественно-эстетического и креативного.
Цель : развитие связной речи, элементарных математических представлений, внимания, наглядного мышления, мелкой моторики рук.
Задачи:
- Научить отражать содержание сказок в играх, драматизациях, театрализованной деятельности. Учить различать и передавать интонации, характеры сказочных персонажей. Развивать связанную речь детей
- Развивать у детей эмоциональную отзывчивость, внимание, любознательность. Учить детей активно участвовать в совместных играх;
3.Воспитывать у детей интерес к русским народным сказкам, учить играть дружно, вместе, не ссориться.
Упражнения и игры
- «Расскажи сказку «Репка»
Цель: развитие связной речи.
Задачи:
- Способствовать формированию интереса к книгам, произведениям устного народного творчества – сказкам.
- Развивать речевую активность детей, обогащать словарный запас.
Ход игры.
Дети вместе с воспитателем рассказывают и приклеивают на игровое панно фартук картинки с героями сказки.
Как усложнение «Назови ласково героев сказки»
Репка — репонька.
Дед — дедушка.
Бабка — бабушка.
Внучка — внученька.
Собака — собачка.
Кошка — кошечка.
Мышь — мышка.
- «Кто за кем»
Цель: развитие элементарных математических представлений: сначала, потом, первый, второй, последний.
Задачи:
- Учить ориентироваться в пространстве.
- Развивать наглядное мышление,
- Знакомить ребенка с предлогами: за, перед, до, после, между.
Ход игры.
Воспитатель просит разместить героев в определенной последовательности. Например: внучку между бабкой и Жучкой; сначала мышку, а затем кошку. Далее показывает и объясняет ребенку, что означает каждое понятие, и просит его повторить это. После того как дети усвоят все понятия, начинается игра. Ведущий просит разместить внучку за бабкой, мышку — последней, кошку — между Жучкой и мышкой и т. д.
- «Расскажи сказку «Теремок»
Цель: развитие связной речи.
Задачи:
- Способствовать формированию интереса к книгам, произведениям устного народного творчества – сказкам.
- Развивать речевую активность детей, обогащать словарный запас.
Ход игры.
Дети вместе с воспитателем рассказывают и приклеивают на игровое панно фартук картинки с героями сказки.
Как усложнение «Назови имена героев сказки «Теремок»
Мышка – норушка
Лягушка – квакушка
Зайчик-попрыгайчик
Волк – зубами щелк
Лисичка-сестричка…
- «Расскажи сказку «Колобок»
Цель: развитие связной речи.
Задачи:
- Способствовать формированию интереса к книгам, произведениям устного народного творчества – сказкам.
- Развивать речевую активность детей, обогащать словарный запас.
Ход игры.
Воспитатель: – Послушайте загадку.
Прямо с полки, за порог
Убежал румяный бок.
Укатился наш дружок
Дети вместе с воспитателем рассказывают и приклеивают на игровое панно фартук картинки с героями сказки.
Как усложнение «Спеть песенку Колобка»
- «Найди лишнее»
Цель: развитие внимания и развитие связной речи.
Задачи:
Развивают мелкую моторику пальцев.
Развивать речевую активность детей, обогащать словарный запас
Ход игры.
Воспитатель прикрепляет на лесной полянке сказочных героев из различных сказок, и предлагает детям найти лишних персонажей к той или иной сказке.
- «Помоги показать сказку»
Цель: развитие мимики и жестов, звукоподражания, внимания и развитие связной речи.
Задачи:
Развивают мимику и жесты, звукоподражание сказочным персонажам, мелкую моторику пальцев.
Развивать речевую активность детей, обогащать словарный запас
Ход игры.
Воспитатель с детьми прикрепляет на лесной полянке сказочных героев и предлагает детям показать и рассказать о них при помощи мимики и жестов или звукоподражания.
Как ходит медведь?
Как мышка пищит?
Упражнение «Загадки про игрушки»
Цель: учить отгадывать загадки про игрушки. Зрительно узнавать игрушки, изображенные по-разному (цветное, контурное или силуэтное изображение). Обогащать представления детей об окружающих предметах, обследовать их осязательно-зрительным способом. Обогащать словарь. Формировать пространственные ориентировки, учить ориентироваться от себя и от другого предмета.
- Игрушки: матрешка, кукла, машинка, паровозик, юла.
Педагог загадывает загадки. Ребенок отгадывает загадку, находит карман, на котором изображена игрушка-отгадка. Изображение может быть цветным, контурным, силуэтным. За правильный ответ дети получают игрушку. - Составление описательных рассказов про игрушку по алгоритму:
- Название.
Форма, цвет, части игрушки, величина. Из какого материала сделана игрушка?
3. Как играть с игрушкой?
Вывод: пособие «Веселый фартук» поможет педагогам сделать занятия более интересными, увлекательными и разнообразить повседневную деятельность детей. Ведь фартук можно использовать не только в образовательной деятельности, но и в режимных моментах, игровой деятельности, а также на прогулке.
При знакомстве детей с геометрическими формами мы используем фартук с геометрическими формами на карманах. В карманы кладём различный дидактический материал в соответствии с поставленными задачами и возрасту детей.