МАДОУ ЦРР-д/с №22

352140, Кавказский район, ст.Кавказская, ул. 60 ЛЕТ СССР,,18., тел:(861)93-22-9-24, Е-mail: mdou22@list.ru

МАДОУ ЦРР-д/с №22 - 352140, Кавказский район, ст.Кавказская,  ул. 60 ЛЕТ СССР,,18., тел:(861)93-22-9-24, Е-mail: mdou22@list.ru
Uc browser

Методическое сопровождение образовательного процесса к сборнику словесных дидактических игр

Автор: Алексеева Елена Николаевна
воспитатель МАДОУ ЦРР – д/с № 22

ст.Кавказская
2020 год

Оглавление
Предисловие
Введение
Основная часть
Заключение
Приложение

Предисловие

Одной из основных задач умственного воспитания детей дошкольного возраста является развитие мышления и речи. Это два неразрывно связанных между собой психических процесса формируются, развиваются при познании ребенком окружающего мира.

«Самое важное для развития мышления – уметь пользоваться знаниями. Это значит – отбирать из своего умственного багажа в каждом случае те знания, которые нужны для решения стоящей задачи. Для этого ребенок должен овладеть методом умственной работы: умением думать, правильно анализировать и синтезировать».

Научить ребенка думать, приучать его к умственному труду – нелегкая задача для взрослых. Чтобы приучать ребенка к умственному труду, необходимо сделать его интересным, занимательным. Занимательность умственного труда достигается разным методами, среди которых на особом месте стоит словесная дидактическая игра, содержащая в себе большие возможности для развития умственной деятельности детей, для развития самостоятельности и активности их мышления. В игровой форме сам процесс мышления протекает быстрее, активнее, так как игра – вид деятельности, присущий этому возрасту. В игре ребенок преодолевает трудности умственной работы легко, не замечая, что его учат.

В словесной дидактической игре дети учатся думать о вещах, которые они в данное время непосредственно не воспринимают. Эта игра учит опираться в решении задачи на представление о ранее воспринятых предметах, а «представление – это все равно, что обобщенное воспоминание. Этот переход к мышлению в общих представлениях есть первый отрыв ребенка от чисто наглядного мышления». Словесная игра требует использования приобретенных ранее знаний в новых связях, в новых обстоятельствах. В этих играх ребенок должен решать самостоятельно разнообразные мыслительные задачи: описывать предметы, отгадывать по описанию, по признакам сходства и различия, группировать предметы по различным свойствам, признакам, находить алогизмы в суждениях, самому придумывать рассказы с включением небылиц и т. д.

Введение
Игра для ребёнка- это серьёзное занятие. «Сделать серьезное занятие для ребенка занимательным – вот задача первоначального обучения» – говорил К. Д. Ушинский.
Всем известен постулат детской психологии, что игра – ведущий вид деятельности дошкольника. Л.С. Выготский подчёркивал, что через игровую деятельность и движется ребёнок. В этом смысле игровая деятельность может быть названа ведущей, так как определяет развитие. Замена игры другими видами деятельности обедняет воображение дошкольника, а оно признано важнейшим возрастным новообразованием (О.М. Дьяченко).

Игровая деятельность способствует развитию речи у детей и считается одной из главных задач детского сада, так как смысловое развернутое высказывание обеспечивает общение и полноценное взаимодействие детей и взрослых; дает возможность поделиться с ними накопленными впечатлениями, а также получить необходимую информацию.

Основная часть

Актуальность темы: состоит в том, что среди многих важных задач воспитания и обучения детей раннего и дошкольного возраста в детском саду обучение родному языку – одна из главных. Речь – это основа человеческого разума, с самого раннего детства жизнь человека связана с языком. Ребенку еще нет года, а он прислушивается к звукам речи, колыбельной песни и начинает понимать и осваивать родной язык. У детей, казалось бы, есть все для их развития: компьютеры, телефоны, телевизоры, но почему-то все больше и больше встречается детей с речевыми нарушениями. В чем же дело? Что влияет на развитие речи детей? Мой опыт работы показывает, что в наш век, когда родители постоянно заняты, им некогда общаться с детьми. А ведь формирование речи ребенка происходит, прежде всего, в постоянном общении с взрослыми. Дети, не получившие в раннем возрасте соответствующее речевое развитие, с большим трудом наверстывают упущенное. Поэтому важно с раннего возраста начинать работу по развитию речевой активности детей. В настоящее время дошкольные образовательные учреждения реализуют Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, в котором одним из приоритетных направлений в педагогике становится работа с детьми дошкольного возраста по активизации речевой деятельности.
Учитывая актуальность проблемы и важность её для речевого развития детей, поставила перед собой цель: способствовать развитию младших дошкольников посредством словесных дидактических игр. Игра, по нашему утверждению, не только средство оптимизации и стимуляции процесса обучения и воспитания, но и важный аспект психологического комфорта детей.
Богатейшей основой для устных игр служит народный фольклор, например, детские потешки, песенки, заучивание стихов наизусть. Они характеризуются простой рифмой, эмоционально окрашены, включают в себя часто повторяющиеся сочетания звуков и слов. С их помощью у ребенка формируется умение правильно и четко повторять звуки, слова и словосочетания, развивается слуховое внимание, увеличивается словарный запас. Особенно полезны для детей этого возраста рассказы и сказки с элементами артикуляционной (логопедической) гимнастики. Дети с удовольствием повторяют несложные упражнения для развития речевого аппарата (надувают щеки, играют языком, дуют, подражают животным). В ходе игры, воспитатель должен помогать ребенку, чтобы тот избегал ошибок в произношении, в случае необходимости подталкивать его к правильному решению задачи.
Игры без игрушек и без картины, игры со словом давно известны в педагогике, как в народной, так и в классической. Всем известны народные игры — потешки «Ладушки», «Сорока-ворона», и другие. Они являются первыми и любимыми «уроками» маленьких детей по родному слову.
Словесные игры для детей младшего дошкольного возраста в основном направлены на развитие речи, уточнение и закрепление словаря, воспитание правильного звукопроизношения, умение считать, ориентироваться в пространстве. Лишь незначительная часть игр направлена на развитие мыслительной способности детей. Словесная дидактическая игра – доступный, полезный, эффективный метод воспитания самостоятельности мышления у детей. Она не требует специального материала, определенных условий, а требует лишь знания самой игры.

Основная цель – создание социальной ситуации для речевого развития детей раннего возраста посредством словесных дидактических игр.
Использование словесных дидактических игр способствует решению следующих задач:
– побуждать детей к общению друг с другом и комментированию своих действий;
– способствовать закреплению навыков пользования инициативной речью;
– совершенствовать разговорную речь;
– обогащать словарь;
– формировать грамматический строй речи и т.д.

Рекомендации по использованию словесных дидактических игр:
Игры, предназначенные для развития речи детей помогают в развитии мышления, логики, внимания, знакомят с окружающим миром, с взаимоотношениями людей, свойствами предметов и многим другим.
• Играть в подобные словесные игры можно по дороге куда-либо или сидя на веранде.
• Можно не отводить специальное время для них.
• Воспитатель одновременно является и учителем, и участником игры. Он учит и играет, а дети, играя, учатся.
• Воспитатель должен предложить ребенку во время игры меняться с ним ролями, а сам время от времени допускать ошибки, чтобы понять, насколько внимателен малыш или насколько хорошо он понимает суть игры и свойства предметов.
• Правила – большинства словесных (устных) игр одинаковы: взрослый начинает, ребенок продолжает, и наоборот.

Заключение
Таким образом, работая над развитием речи у детей раннего возраста, я добилась определённых результатов. По моим наблюдениям у детей улучшилась координация артикуляционного аппарата, заметно сократились сроки постановки звуков, совершенствовалась общая координация движений детей. Выполняя пальчиками различные упражнения, дети достигают хорошего развития мелкой моторики рук, которая оказывает благоприятное влияние на развитие речи (так как при этом индуктивно происходит возбуждение в центрах речи), и подготавливает руки к рисованию и письму. Кисти рук приобретают хорошую подвижность, гибкость, исчезает скованность движений, это в дальнейшем облегчает приобретение навыков письма.

 

Приложение

Сборник словесных игр для детей первой младшей группы.

Перечень игр
Карточка № 1 «Ладушки»
Карточка №2 «Сорока»
Карточка № 3 «Пальчик-мальчик»
Карточка №4 «Коза рогатая»
Карточка №5 «Заинька»
Карточка №6 «На птичьем дворе»
Карточка №7 «У медведя во бору»
Карточка №8 «Конь»
Карточка №9 «Петушок»
Карточка №10 «Хохлатка»
Карточка №11 «Сова»
Карточка №12 «Уточка»
Карточка №13 «Птички»
Карточка №14 «Солнечные зайчики»
Карточка №15 «Курочка-рябушечка»
Карточка №16 «Еду-еду»
Карточка №17 «Пальчики»
Карточка №18 «Коза рогатая»
Карточка №19 «На птичьем дворе»
Карточка №20 «Уточка»

Карточка №1
«Ладушки»

Цель : Приучать детей слушать речь воспитателя, соотносить действие со словом потешки, отвечать на вопросы.

Ход игры. Дети садятся в кружок на стулья. Воспитатель занимает такое положение, чтобы его видели все, и говорит: “Дети, сейчас мы поиграем в игру “Ладушки”. Давайте похлопаем в ладоши! Хлоп! Хлоп! – хлопают в ладошки”.
Слова:
Ладушки, ладушки!
Где были? – У бабушки!
– Что ели? – Кашку!
– Что пили? – Бражку!
Кашка масленька,
Бражка сладенька,
Бабушка добренька.
Попили, поели,
Шу-у-у- полетели!
На головку сели
Сели, посидели,
Прочь улетели!
Движения:
Воспитатель и дети тихонько хлопают в ладоши в такт словам потешки.
Поднимают руки, машут ими и кладут на голову. На слова “Прочь улетели” разводят руки в стороны и опускают на колени.
Играя повторно, воспитатель после слов “Где были?” делает паузу и ждет ответов детей: “У бабушки”; “Что ели?” – “Кашку”; “Что пили?” – “Бражку”.
В следующий раз всю потешку произносят дети вместе с воспитателем.

Карточка №2
«Сорока»

Цель: вызвать интерес у детей к потешке, улавливать ритм потешки, понимать, о чем в ней говорится.

Ход игры: Дети садятся напротив воспитателя. Воспитатель указательным пальцем правой руки делает круговые движения по ладони левой руки (“варит кашку”), приговаривая:
Слова:
Сорока, сорока,
Сорока – белобока
Кашу варила.
На порог скакала,
Гостей скликала.
Гости на двор –
Кашу на стол.
Этому на тарелочке,
Этому на блюдечке,
Этому в чашечке,
Этому в мисочке,
А этому ничего не дала
Ты дров не таскал,.
Ты воды не носил
Ты каши не варил.
Вот тебе ложечка –
Свари сам себе кашку.
Тут пень, тут колода,
Тут дрова,
Тут горячая вода.
Движения:
Воспитатель и дети варят кашку” вместе.
Загибают по очереди пальцы, начиная с мизинца.
Большой палец не загибается.

При повторении игры воспитатель предлагает детям помогать произносить потешку. После слов “этому” делает паузу, а дети заканчивают фразу: “на блюдечке”, “в чашечке”, “в мисочке”.

 

Карточка №3
«Пальчик-мальчик»

Цель: Приучать слушать речь, понимать, о чем говорится в потешке, соотносить слова с действиями пальцев.

Ход игры: Воспитатель рассматривает на своей руке пальцы, говоря: “Это большой палец, а эти поменьше, а вот совсем маленький – мизинчик. Все они живут рядышком, как родные братья”.
Слова
“Пальчик-мальчик,
Где ты был?” –
“С этим братцем –
В лес ходил,
С этим братцем –
Щи варил,
С этим братцем –
Кашу ел,
С этим братцем –
Песни пел!”

Движения:
Воспитатель показывает большой палец и, обращаясь к нему, загибает по очереди пальцы.

“Какую песенку пел он с маленьким братцем?” – спрашивает воспитатель, обращаясь к детям. Дети предлагают спеть знакомую песенку (“Серенькая кошечка”, “Калинка”), и пальчики “пляшут” (дети поднимают руки и “пританцовывают” пальчиками).

Карточка №4
«Коза рогатая»

Цель: Позабавить детей, учить их слушать стишок до -конца, понимать его.

Ход игры: После того как дети рассмотрят картинку с изображением козы, воспитатель предлагает поиграть,
Дети стоят перед воспитателем, лицом к нему. Воспитатель, выставив указательный палец и мизинец, идет к детям, приговаривая:
Идет коза рогатая,
Идет коза бодатая
За малыми ребятами.
Ножками топ-топ,.
Глазками хлоп-хлоп,
Кто каши не ест,
Молока кто не пьет –
Забодает,
забодает,
забодает.
При слове “забодает” дети убегают от козы, а воспитатель их догоняет. В следующий раз козой можно выбрать кого-либо из детей и тогда он сам повторяет слова потешки.
Карточка №5
«Заинька»

Цель : побуждать детей согласовывать слова стихотворения с действиями.

Ход игры: Дети становятся в круг. Воспитатель считалкой выбирает зайчика, он становится в центр круга. Воспитатель и дети ходят по кругу и приговаривают:
Заинька, по сеничкам
Гуляй, погуливай!
Серенький, по новеньким
Погуливай, гуляй!
Некуда заиньке выскочит,
Некуда серому выпрыгнут
Заинька, поскачешь –
Выскочишь,
Серенький, попляшешь –
Выпустят.
Воспитатель с детьми напевает мелодию плясовой, все хлопают в ладоши, а зайчик пляшет. После этого зайчика выпускают из круга и выбирают нового. Игра повторяется 2-3 раза.

 

Карточка №6
«На птичьем дворе»

Цель : Закрепить знания детей о том, как кричат домашние птицы, воспитывать правильное звукопроизношение

Ход игры: Воспитатель предлагает детям послушать новое стихотворение:
Наши уточки с утра – Кря-кря-кря! Кря-кря-кря! Наши гуси у пруда – Га-га-га! Га-га-га! А индюк среди двора- Бал-бал-бал! Балды-балда! Наши гуленьки вверху – Грру-грру-у-грру-грру-у! Наши курочки в окно – Кко-кко-кко-ко-ко-ко-ко! А как Петя-петушок Ранним-рано поутру Нам споет ку-ка-ре-ку!
“Как кричат уточки?” -спрашивает педагог. Дети отвечают. Так он уточняет, закрепляет с детьми произношение звуков.
В следующий раз воспитатель делит всех детей на группы – “уточки”, “гуси”, “индюки”. “Наши уточки с утра”, – говорит воспитатель,” а дети-уточки отвечают: “Кря-кря-кря! Кря-кря-кря!” и т. д.
Эта игра приучает детей к выдержке. Всем хочется покричать, как уточки, а нельзя, надо уметь промолчать, подождать своей очереди.

Карточка №7
« У медведя во бору»

Цель :. Развивать речевую активность детей, умение соотносить свои действия со словом, быстро реагировать на словесный сигнал, упражнять в произношении звука р.

Ход игры: Дети сидят на стульчиках. Воспитатель садится перед ними и говорит: “Дети, сегодня мы поиграем в игру, которая называется “У медведя во бору”. Посмотрите на эту картинку (показывает картинку, на которой изображен медведь в лесу). Вот какой большой медведь гуляет в лесу, в бору. “Р-р-р”, – рычит медведь. Послушайте стишок про этого медведя:
У медведя во бору
Грибы, ягоды беру,
А медведь сидит
И на нас рычит.

Как рычит медведь? Давайте играть. Сейчас мы выберем медведя. (При помощи считалки выбирают медведя. Считалки должны быть всегда очень короткими, чтобы дети долго не ждали. Воспитатель надевает на ребенка-медведя шапочку-маску.) Вот какой у нас медведь! А умеет он рычать?” “Р-р-р-р”,- рычит медведь.
“Дети, медведь будет жить вот здесь, в лесу (уводит водящего в сторону). Мы пойдем в лес и будем собирать грибы, ягоды. Как только медведь зарычит, мы сразу же побежим домой”, – объясняет правила игры воспитатель.
Слова:
У медведя во бору Грибы, ягоды беру,
А медведь сидит И на нас рычит: “Р-р-р!”
Движения:
Дети и воспитатель имитируют сбор грибов и ягод, медленно приближаясь к лесу, где живет медведь.
Дети и воспитатель убегают, медведь их догоняет.

 

Карточка №8
«Конь»

Цель: Развивать речь детей, упражнять их в правильном звукопроизношении.

Ход игры:Дети становятся друг за другом и изображают скачущих лошадок. Воспитатель становится так, чтобы дети его видели, и вместе с детьми произносит слова потешки (слова заранее заучиваются на занятии).
Слова:
Топ-топ-топ!
Ты скачи в галоп.
Ты лети, конь, скоро-скоро,
Через реки, через горы,
Все в галоп, в галоп, в галоп.
Гоп-гоп-гоп!
Тпру!.. – говорит воспитатель.

Игру можно повторить, меняя ребенка.
Движения:
Дети скачут по комнате, имитируя бег лошадки. Бег все убыстряется.
Дети останавливаются и тоже произносят “тпру…”.

 

Карточка №9
«Петушок»

Цель: Развивать речевую активность детей, упражнять их в правильном звукопроизношении, закрепить знания о петушке.

Ход игры: Дети и воспитатель садятся на стулья в кружок. Посередине стоит стул для петушка. Воспитатель обращается к детям: “Дети, посмотрите, чья это шапочка? (Показывает яркую шапочку петушка.) Да, это петушок, давайте поиграем с ним. Сейчас мы выберем петушка считалочкой, на кого она укажет, тот и будет петушком”. (Выбирают при помощи считалки петушка, Ему надевают шапочку, и воспитатель говорит тихо (на ухо), что, когда он сядет на стул, должен громко пропеть “ку-ка-ре-ку”, как петушок.) Петушок садится на стул и громко кукарекает. Затем воспитатель и дети произносят слова:
Петушок, петушок,
Золотой гребешок,
Масляна головушка,
Шелкова бородушка,
Что ты рано встаешь?
Что ты громко поешь?
Детям спать не даешь!
После слов “детям спать не даешь” воспитатель предлагает петушку несколько раз прокукарекать. Затем выбирают нового петушка.
Воспитатель работает над выразительностью речи детей, учит выделять интонацией слова золотой, масляна, шелкова, учит интонацией выделять вопрос, громко и певуче произносить “ку-ка-ре-ку. Игра повторяется 3-4 раза.
Карточка №10
«Хохлатка»

Цель: Упражнять детей в выразительном чтении стихотворения, закрепить знания о повадках курицы-наседки.

Ход игры: Воспитатель показывает картинку, на которой изображена курочка с цыплятами, рассказывает, как любит своих цыплят курочка, как они гуляют, выходят щипать траву, ищут червячков. “Послушайте, дети, я вам прочитаю стишок об этой курочке. Ее называют хохлаткой. Посмотрите, вот у нее хохолок торчит. Видите? Поэтому се и называют хохлаткой.

По дворику хохлатка,
По дворику хохлатка
С цыплятами идет.
Чуть дети зазеваются,
Шалят и разбегаются,
Сейчас к себе зовет:
“Куда? Остановитесь!
Куда, куда? Вернитесь!
Не смейте убегать!”
Давайте теперь поиграем. Я буду курочка-хохлатка, а вы мои цыплятки. Пойдемте гулять. Когда я скажу: “Вернитесь! Не смейте убегать!” – вы все прибежите ко мне”.
Курочка с цыплятками гуляет по дворику: ходят, собирают зернышки, затем расходятся в разные стороны.
Воспитатель приговаривает слова потешки. Дети стараются повторять за ней. Когда дети разойдутся по всей комнате, воспитатель останавливается и обращаясь к ним, произносит:
Куда? Остановитесь! Куда, куда? Вернитесь! Не смейте убегать!
Цыплятки бегут к своей маме. Игру можно повторить 3-4 раза.

 

Карточка №11
« Сова»

Цель: Приучать детей слушать стихотворение, понимать его смысл и действовать по сигналу.

Ход игры: Дети, взявшись за руки, становятся в круг. Воспитатель считалкой выбирает сову. Она садится на стул в середине круга.
Слова воспитателя и детей:
В лесу темно,
Все спят давно.
Все птицы спят,
Одна сова не спит,
Летит, кричит.
Совушка-сова,
Большая голова,
На суку сидит,
Головой вертит,
Во все стороны глядит,
Да вдруг – как полетит!
Движения;
Дети ходят по кругу. Остановившись, изображают спящих птиц.
Сова показывает, какая у нее большая голова. Вертит головой, смотрит по сторонам.
Услышав слова “как полетит”, дети убегают, а сова
их догоняет.
Желательно, чтобы до игры воспитатель показал детям картинку с изображением совы, рассказал об этой птице.

Карточка №12
« Уточка»

Цель: Приучать детей действовать в соответствии со словами стихотворения, углубить их знания об уточке.

Ход игры: Воспитатель показывает игрушки – большую уточку и маленьких утят, рассматривает их с детьми, рассказывает о том, что уточки любят плавать. Впереди всегда плывет уточка, а за ней утята.
– Послушайте, дети, стихотворение про уточку:
Уточка луговая,
Серая, полевая,
Где ты ночку ночевала?
Под кустиком, под березкой.
Сама утя хожу,
Детей своих вожу
Сама утя поплыву,
Детей своих поведу.
Давайте теперь поиграем. Уткой будет Лена (выбирают девочку постарше), а мы будем ее детки-утята.
Дети становятся в колонну и, обращаясь к уточке, произносят (вместе с воспитателем):
Уточка луговая,
Серая, полевая,
Где ты ночку ночевала?

Лена (вместе с воспитателем):
Под кустиком, под березкой.
Сама утя хожу,
Детей своих вожу,
Сама утя поплыву.
Детей своих поведу.

Лена становится впереди колонны. Дети то идут за ней по комнате, переваливаясь с ноги на ногу, то плывут, делая круговые движения руками перед грудью. Затем выбирают другую уточку, и игра продолжается.

Карточка №13
« Птички»

Цель: Упражнять детей в умении согласовывать слова и действия, продолжать активизировать речь
детей.

Ход игры: Воспитатель обращается к детям: “Послушайте новое стихотворение про птичек:

Летели две птички,
Собой невелички.
Как они летели,
Все люди глядели.
Как они садились,
Все люди дивились.

Кто хочет быть птичками? (Желающим воспитатель надевает шапочки птичек.) Мы все сядем на стульчики в сторонку и будем смотреть, как птички полетят, а потом сядут, посидят рядышком и полетят назад.
Дети и воспитатель произносят слова потешки, а птички выполняют соответствующие действия. Затем они выбирают новых птичек, и игра повторяется. Игру можно повторить несколько раз.

 

Карточка №14
«Солнечные зайчики»

Цель: Упражнять детей в произношении стихотворения в сочетании с движениями.

Ход игры: Воспитатель с помощью маленького зеркала пускает солнечного зайчика и произносит стихотворение:
Солнечные зайчики
Играют на стене,
Поманю их пальчиком,
Пусть бегут ко мне.
Ну, лови, лови скорей.
Вот он, светленький кружок,
Вот, вот, вот – левей, левей!
Убежал на потолок.
Дети ловят зайчика на стене. Пусть воспитатель направит его пониже: дети любят подпрыгивать, стараясь поймать зайчика. Эта игра вызывает у детей большую радость, особенно если удастся поймать рукой солнечного зайчика.

 

Карточка №15
«Курочка-рябушечка»

Цель: Развивать у детей речевую активность, отрабатывать с ними вопросительную интонацию, упражнять их в правильном звукопроизношении.

Ход игры: Воспитатель показывает картинку с изображением рябенькой курочки и объясняет, почему ее называют “рябушечкой”, затем предлагает детям поиграть. Считалкой выбирают курочку. Воспитатель надевает ей “шапочку, ставит перед детьми и начинает задавать вопросы. Курочка отвечает на них по подсказке воспитателя:
– Курочка-рябушечка, куда ты пошла?
– На речку.
— Курочка-рябушечка, зачем ты пошла?
– За водичкой.
– Курочка-рябушечка, зачем тебе водичка?
–Цыпляток поить.
– Курочка-рябушечка, как цыплятки просят пить?
– Пи-пи-пи-пи! (Это произносят все дети.)

При повторном проведении игры воспитатель предлагает детям: “Давайте все вместе спросим у курочки, куда она пошла?” Дети вместе с воспитателем, стараясь воспроизвести вопросительную интонацию, спрашивают: “Курочка-рябушечка, куда ты пошла?” и т. д. Лучше выбирать курочкой детей застенчивых, робких, молчаливых,

Карточка №16
«Еду-еду»

Цель: Развивать у детей речевую активность, упражнять их в умении соотносить действия со словами, в правильном звукопроизношении.

Ход игры: Воспитатель читает детям стихотворение, спрашивает, понравилось ли оно, и предлагает поиграть- всем вместе поехать к бабушке и дедушке. Но перед тем, как повторить стихотворение, воспитатель спрашивает: “Как цокают копыта у лошадей?” Дети цокают: “Цок-цок-цок”. “Как мы остановим лошадку?” “Тпр-р-р”, – произносят дети. Затем воспитатель ставит детей в круг друг за другом, читает им стихотворение, а дети, “натянув вожжи”, движутся по кругу, производя действия в соответствии со словами стихотворения и стараясь произносить текст вместе с воспитателем.
Слова; Движения:
“Еду-еду Дети скачут галопом.
К бабе, к деду
На лошадке
В красной шапке.
По ровной дорожке Скачут на одной ножке.
На одной ножке,
В старом лапоточке
По рытвинам, по кочкам,. Прыгают на двух ногах “с кочки на кочку”,
Всё прямо и прямо,
А патом вдруг..,
В яму! Бух! Останавливаются.

Карточка №17
«Пальчики»

Цель:Приучать слушать речь, понимать, о чем говорится в потешке; соотносить слова с действиями пальцев.

Ход игры: Воспитатель рассматривает на своей руке пальцы, говоря:
— Это большой палец, а это поменьше, а вот совсем маленький — мизинчик. Все они живут рядышком, как родные братья. Послушайте потешку про эти пальчики!
Пальчик-мальчик, Воспитатель показывает большой палец и, обращаясь к нему, на соответствующие слова загибает по очереди другие пальцы.
Где ты был? —
С этим братцем —
В лес ходил,
С этим братцем —
Щи варил,
С этим братцем —
Кашу ел,
С этим братцем —
Песни пел!
— Какую песенку он пел с маленьким братцем? — спрашивает воспитатель, обращаясь к детям.
Дети называют какую-либо знакомую песню («Серенькая кошечка», «Калинка»), и пальчики «пляшут» (дети поднимают руки и «пританцовывают» пальчиками).
Воспитатель может использовать и другую потешку о пальчиках. Поочередно загибая свои пальцы, он говорит:
Этот пальчик хочет спать,
Этот пальчик — прыг в кровать!
Этот пальчик прикорнул.
Этот пальчик уж заснул.
Остается один большой палец. Обращаясь к нему, воспитатель говорит:
Тише, пальчик, не шуми,
Братиков не разбуди.
После небольшой паузы, разгибая все пальцы и поднимая вверх руку, он весело заканчивает:
Встали пальчики. Ура!
В детский сад идти пора.
Игру с пальцами можно провести и так:
Ну-ка, братцы, за работу, Обращаясь ко всем пальцам, дотрагивается до большого пальца.
Покажи свою охоту.
Большаку дрова рубить, Дотрагивается до указательного пальца, делая логическое ударение на слове «тебе».
Печи все тебе топить,
А тебе воду носить, Показывает на средний палец.
А тебе обед варить, Обращается к безымянному пальцу.
А малышке песни петь, Мизинец «пляшет» и «поет» любимую знакомую детям песенку.
Песни петь да плясать,
Родных братьев забавлять.
При повторном проведении этих игр воспитатель активизирует речь детей, чтобы они сами дополняли предложения словами «в лес ходил», «щи варил», «кашу ел» и др., а потом, когда запомнят всю потешку, они могут играть самостоятельно.

Карточка №18
«Коза рогатая»

Цель:Учить слушать стихотворение до конца, реагировать на слово-сигнал воспитателя; воспитывать внимание детей, быстроту реакции.

Ход игры. После того как дети вспомнят сказку «Волк и семеро козлят» и рассмотрят иллюстрации к ней (увидят рожки на голове козы), воспитатель предлагает им поиграть.
Дети стоят лицом к воспитателю. Педагог говорит им:
— Сейчас мы поиграем в козу рогатую. Я буду коза, а вы — козлятки. Когда я скажу слово «забодает», вы будете убегать от козы в другой угол комнаты.
Воспитатель медленно приближается к детям, приговаривая:
Идет коза рогатая,
Идет коза бодатая
За малыми ребятами.
Ножками топ-топ,
Глазками хлоп-хлоп,
Кто каши не ест,
Молока кто не пьет —
Забодает,
забодает,
забодает.
При слове «забодает» дети убегают от козы, а коза их догоняет.
На следующий раз на роль козы можно выбрать кого-либо из детей. Хорошо, если в группе есть шапочка-маска козы. Это вызовет больший интерес к игре, желание быть в ней водящим.

Карточка №19
«На птичьем дворе»

Цель: Закрепить знания детей о том, как кричат домашние животные, развивать правильное звукопроизношение.

Ход игры. Воспитатель предлагает детям вспомнить, как кричат гуси, куры, утки. Дети хором произносят: «кря-кря-кря», «га-га-га», «ко-ко-ко» и др. Воспитатель говорит:
— Вот хорошо, вы все вспомнили, как по-разному кричат домашние птицы. А как воркует голубь?
Если дети затрудняются, педагог сам произносит: «грру-грру- у-грру-грру».
— А сейчас послушайте стихотворение,— продолжает воспитатель.— Когда я буду называть разных птиц, вы кричите, как они. Будьте внимательны!
Воспитатель Дети
Наши уточки с утра … Кря-кря-кря! Кря-кря-кря!
Наши гуси у пруда … Га-га-га! Га-га-га!
А индюк среди двора … Бал-бал-бал! Балды-бал!
Наши гуленьки вверху … Грру-грру-у-грру-грру-у!
Наши курочки в окно … Кко-кко-кко-ко-ко-ко!
А как Петя-петушок
Ранним-рано поутру
Нам споет … Ку-ка-ре-ку!
В следующий раз воспитатель, проводя эту игру, делит всех детей на группы, давая им названия: «уточки», «гуси», «индюки», «курочки», «гуленьки» и «петушки». «Наши уточки с утра»,— говорит воспитатель, а дети-уточки отвечают: «Кря-кря-кря!» и т. д. Петушок в конце громко поет: «Ку-ка-ре-ку!» И на этом игра кончается.
Не следует делать большой перерыв между первым и вторым вариантом игры, чтобы дети не забыли слова и звуки.
В процессе этой игры у ребят воспитывают выдержку. Всем хочется покричать и как уточки, и как гуленьки, но, согласно правилам, крикнуть можно только один раз вместе со своей подгруппой.

Карточка №20
«Уточка»

Цель: Приучать детей действовать в соответствии со словами стихотворения; углублять их знания об уточке.

Ход игры. Воспитатель показывает игрушки — большую уточку и маленьких утят, рассматривает их с детьми, рассказывает о том, что уточки любят плавать. Впереди всегда плывет уточка, а за ней утята.
— Послушайте, дети, стихотворение про уточку:
— Уточка луговая,
Серая, полевая,
Где ты ночку ночевала?
— Под кустиком, под березкой.

Сама утя хожу,
Детей своих вожу,
Сама утя поплыву,
Детей своих поведу.
Давайте теперь поиграем. Уткой будет Лена (выбирают девочку постарше), а мы будем ее детки-утята.
Дети становятся в колонну и, обращаясь к уточке, произносят (вместе с воспитателем):
— Уточка луговая,
Серая, полевая,
Где ты ночку ндчевала?
Лена (вместе с воспитателем):
— Под кустиком, под березкой.
Сама утя хожу,
Детей своих вожу,
Сама утя поплыву,
Детей своих поведу.
Лена становится впереди колонны. Дети то идут за ней по комнате, переваливаясь с ноги на ногу, то плывут, делая круговые движения руками перед грудью.
Затем выбирают другую уточку, и игра продолжается.

Список рекомендуемой литературы
1.С.Ю. Мещерякова., Л.Н. Галигузова. Речевое развитие детей: методические материалы к комплексной образовательной программе для детей раннего возраста «Первые шаги» ; Москва. «Русское слово» 2019г.(ФГОС дошкольное образование).
2.Истоки. Развитие игры детей 2-3 лет, под редакцией Е.В.Трифоновой. – М.:ТЦ Сфера,2014г.
3.Е.О.Смирнова, С.Ю. Мещерякова, Т.В. Ермолова. Познавательное развитие детей; Методические материалы к комплексной образовательной программе для детей раннего возраста «Первые шаги»;Москва. «Русское слово» 2019г.(ФГОС дошкольное образование).

Категория: Алексеева Е.Н.

Наш сайт использует файлы cookies, чтобы улучшить работу и повысить эффективность сайта. Продолжая работу с сайтом, вы соглашаетесь с использованием нами cookies и политикой конфиденциальности.

Принять