Автор: Алексеева Елена Николаевна
воспитатель МАДОУ ЦРР – д/с № 22
ст.Кавказская
2020 год
Предисловие
Пусть каждый ребенок
ощутит, что природа-
-источник огромного
количества открытий и находок,
источник счастья и труда.
Л.Галина.
Экологическое воспитание детей – развивающаяся область дошкольной педагогики. В настоящее время в ней проявляются новые проблемы и тенденции. Человечество и природа неотделимы друг от друга и тесно взаимосвязаны. К.Д. Ушинский утверждал: «Природа есть один из могущественных агентов в воспитании человека, и самое тщательное воспитание без участия этого агента всегда будет отзываться сухостью, односторонностью, неприятной искусственностью».
Веками человек был потребителем по отношению к природе: жил и пользовался ее дарами, не задумываясь о последствиях. На планете стремительно исчезали различные виды животных и растений, а освободившиеся места заполнялись вредными и опасными организмами, в связи с чем у меня возникло желание научить детей охранять природу от ее неоправданно варварского уничтожения и загрязнения, воспитывать в детях бережное отношение к ней.
И начинать эту работу нужно с раннего возраста.
В дошкольном возрасте усвоение основ экологических знаний наиболее продуктивно, так как малыши воспринимают природу очень эмоционально, как нечто живое.
Природа – неиссякаемый источник духовного обогащения детей. Дети постоянно в той или иной форме соприкасаются с природой. Их привлекают зеленые луга и леса, яркие цветы, бабочки, жуки, птицы, звери, падающие хлопья снега, ручейки, лужицы. Бесконечно разнообразный мир природы пробуждает у детей живой интерес, любознательность, побуждает их к игре, художественно- речевой деятельности.
Впечатления от родной природы, полученные в детстве, запоминаются на всю жизнь и часто влияют на отношение человека к природе, к Родине, к тому месту, где родился и живешь.
«Учитель всех учителей природа» – Леонардо да Винчи.
Введение
Проблема экологического образования сегодня волнует всех – ученых, педагогов, общественность. Чему и как учить детей, чтобы сформировать у них на доступном им уровне современную научную картину мира, представление о месте человека в этом мире, об особенностях взаимоотношения в этом мире.
Выдающийся педагог В.А.Сухомлинский придавал особое значение влиянию природы на нравственное развитие ребенка. По его мнению, природа лежит в основе детского мышления, чувств, творчества. Он отмечал, что сама природа не воспитывает, а активно влияет на взаимодействие с ней и чтобы ребенок научился понимать природу, чувствовать ее красоту, это качество нужно прививать с раннего детства.
Профессор М.М. Камшилов так писал: «Нужно, чтобы ребенок, начиная с раннего возраста, привык оценивать свои поступки не только по непосредственному эффекту, но и по их последствиям, то есть оценивать настоящее в свете будущего. Только при таком воспитании подрастающего поколения будущее человечества окажется в серьезных руках».
Экологическое воспитание является одним из главных направлений в деятельности дошкольных учреждений. Его введение стало возможным благодаря научным исследованием многих теоретиков и практиков дошкольного воспитания – П.Г.Саморуковой, С.А. Веретенниковой, Н.Н.Поддъякова, В.Г.Фокиной, Л.Г.Нисканен, С.Н.Николаевой, Н.Н.Кондратьевой, Е.И.Казаковой, Е.Ф. Терентьевой, И.А. Хайдуровой, Н.А. Рыжовой и др.
Изучая научную литературу, я убедилась, чтобы достичь начальных целей экологического воспитания, необходимо дать ребенку минимальные знания об окружающей среде, сформировать нравственные понятия, выработать у него навыки экологически грамотного поведения.
Я считаю, что формирование начал экологической культуры – это становление осознанно – правильного отношения к природе во всем ее многообразии, к людям, охраняющим и созидающим ее богатство, материальные и духовные ценности.
Прежде чем начать работу по данной теме я изучила ряд литературы, которая помогла бы мне помочь в планировании работы. Познакомилась с программами: С.Н. Николаевой «Юный эколог». Программа имеет обстоятельное теоретическое и экспериментальное обоснование, сориентировано на личностный подход к ребенку и всестороннее его развитие. Программа Н.А.Рыжовой «Наш дом – природа» нацелена на воспитание гуманной, социально активной и творческой личности ребенка, с целостным взглядом на природу, с пониманием места человека в ней.
Программа А.Вересова «Мы земляне» имеет своей целью развитие в детях элементов экологического сознания, она демонстрирует всеобщую взаимосвязь природы, человека и ее деятельности.
Современные дети живут и развиваются в эпоху информации. Я хочу видеть своих воспитанников любознательными, общительными, умеющими ориентироваться в окружающей обстановке, решать возникающие проблемы, самостоятельными, творческими личностями. Наблюдая за детьми, я заметила, что дети хотят узнать больше о природе, интересуются развитием растений, задают много вопросов.
Я решила вложить в детские души понимание того, что природа – это наш дом и его надо беречь. Приобщение ребенка к природе способствует воспитанию многих положительных качеств личности дошкольника. Именно в дошкольном возрасте важно напитать душу ребенка добротой и воспитать такие качества, как сочувствие, внимательность, самостоятельность, активность, доброжелательность и любознательность.
Так у меня возникло решение о создании разных игровых дидактических пособий по экологическому воспитанию детей дошкольного возраста. На мой взгляд, познавательный интерес к окружающему и максимально положительную эмоциональную насыщенность я могу реализовать в экологическом воспитании, в процессе общения детей с природой, так как экология – простор для детской деятельности.
Основная часть
«Календарь наблюдений» в природе является методическим игровым пособием.
Соответствует ФГОС ДО и обеспечивает содержание программы в области «Познавательное развитие». Отражает один из аспектов образовательной среды, т. е., непосредственно, предметно-пространственная развивающая среда.
Календарь состоит из четырех кругов, обозначающих времена года. На них закреплены модули – объекты наблюдения.
Данное игровое пособие предназначено для детей младшего дошкольного возраста. Может использоваться воспитателем как часть ОД, в совместной деятельности с детьми, а также для самостоятельной игры в группе.
«Календарь наблюдений» создан для систематического наблюдения сезонных изменений в природе.
Цель данного пособия заключается в том, чтобы не только давать знания о сезонных изменениях в природе, но и развивать умственную деятельность: восприятие и мышление, наблюдательность, устойчивый познавательный интерес, память, восприятие и мышление.
В ходе работы с календарем решаются такие задачи, как:
Формирование элементарных представлений о явлениях природы.
Дети учатся сравнивать, сопоставлять и устанавливать причину и временную зависимость явлений.
Знакомятся с правилами поведения в природе.
Воспитание любви и бережного отношения к природе.
С помощью календаря дети наглядно, в доступной игровой форме на протяжении всего года определяют время года, что происходит в растительном и животном мире; что происходит в деятельности человека. Общение с «Календарем наблюдений» развивает у детей: зрительное и слуховое внимание и восприятие; наблюдательность и мышление; любознательность; словарный запас и связную речь; мелкую моторику рук. Наблюдения с детьми за изменениями в природе на прогулках способствуют: разностороннему развитию ребенка; воспитанию любви и бережного отношения к растениям и животным; возникновению положительных эмоций, хорошего настроения и вдохновения.
Методы и приемы по экологическому воспитанию
дошкольников
-беседы;
-чтение художественной литературы;
-поисковая деятельность детей;
-проблемные ситуации;
-метод моделирования;
-метод интеграции (театрализованная музыкальная двигательная деятельность);
-наблюдения.
В основу работы положены принципы:
-сезонности;
-научности и доступности понятий;
-возрастной адресованности;
-интеграции;
-от простого – к сложному;
-взаимосвязь с семьей.
Вся работа по экологии ведется в тесной связи с педагогами ДОУ, специалистами и родителями воспитанников. Только опираясь на семью, только совместными усилиями мы можем решить главную задачу – воспитание человека экологически грамотного.
Заключение
«Календарь наблюдений» можно использовать на специальных тематических занятиях по ознакомлению с окружающим миром, природой, знакомством с лексическими темами (времена года, птицы, дикие животные и др.) Очень важно вызвать у ребенка положительное отношение к предметам и явлениям природы. Самым действенным средством для этого будут частые, непосредственные наблюдения.
Я считаю, и как показывает практика, что в ходе систематической, планомерной, и целенаправленной работы с детьми по экологическому воспитанию есть положительные результаты. Дети активны, стремятся к общению, эмоционально воспринимают все, с чем их знакомят, проявляют большой интерес к окружающему миру. У них появилось желание общаться с природой и отражать свои впечатления через различные виды деятельности.
Оглавление
Предисловие________________________________________2
Введение __________________________________________2
Основная часть _____________________________________4
Заключение_________________________________________6
Приложение _______________________________________ 8
Приложение
Примеры наблюдений в природе
с использованием «Календаря наблюдений»
«Наблюдение на прогулке за осенним деревом»
Цель:уточнить представление детей об основных частях дерева (ствол, ветви, листья), упражнять в различении листьев по цвету, величине, форме. Закрепить знания о том, что осенью листья желтеют, опадают.
Ход наблюдения
Стало вдруг светлее вдвое,
Двор, как в солнечных лучах –
Это платье золотое
У березы на плечах.
Утром мы во двор идем –
Листья сыплются дождем,
Под ногами шелестят
И летят, летят, летят…
«Наблюдение за погодой»
Цель: продолжать ежедневно отмечать состояние погоды, предлагать детям определять, какая она (пасмурная, дождливая, ветреная, солнечная). Развивать наблюдательность детей, воспитывать дружеские отношения со сверстниками.
Ход наблюдения
Дождь, дождь целый день
Барабанит стекла.
Вся земля, вся земля
От дождя промокла.
(Е. Трутнева)
Предложить детям посмотреть на ветви деревьев и определить, есть ли на улице ветер. Если есть, то какой (холодный, пронзительный):
Ветрено, ветрено,
Вся земля проветрена!
Ветер листья с веток
Разогнал по свету …
Наблюдение за цветущими растениями цветников
Цель: Познакомить детей с некоторыми цветущими травянистыми растениями. Разобрать их строение, поговорить о пользе цветов. Учить бережно относиться к растениям.
Ход наблюдения: Рассмотреть растения, спросить, какого цветы цвета, формы, что у них есть, кроме цветов. Учить детей беречь цветы, не мять их, не рвать большие букеты.
Нарядные платьица,
Желтые брошки,
Ни пятнышка нет
На красивой одежке.
«Наблюдение за комарами»
Цель: Продолжить работу по ознакомлению детей с насекомыми (комары). Развивать наблюдательность, внимание. Воспитывать интерес к окружающему миру.
Ход:
Комарики у левого уха. Хлоп в ладошки!
Комарики у правого уха. Хлоп в ладошки!
Комарики у левого плеча. Хлоп в ладошки!
Комарики у правого плеча. Хлоп в ладошки!
«Наблюдение за облаками»
Цели:познакомить с различными природными явлениями; показать разнообразие состояния воды в окружающей среде; формировать творческое отношение к делу.
Ход наблюдения
Я сегодня видел сам:
Слон гулял по небесам!
Фиолетовою тушей,
Не в тропических лесах,
А у нас, над нашей сушей
Слон слонялся в небесах.
В синеве он важно плыл
Даже солнце заслонил.
«Наблюдение за дождем»
Цель:Закрепить летние сезонные признаки, перемены, происходящие в неживой природе. Продолжать знакомить с таким явлением, как дождь.
Ход наблюдения
Пронаблюдать за осенним дождем. Обратить внимание, что капли дождя крупные и частые. Послушать, как капают капли по окнам, посмотреть, как стекает струйками вода. Какие на асфальте лужи?
Дождик, дождик, капелька,
Водяная сабелька
Лужу разрезал – не разрезал.
(Русская народная потешка)
«Наблюдение за солнцем»
Цели:вырабатывать представление о том, что когда светит солнце на улице тепло; поддерживать радостное настроение.
Ход наблюдения
В солнечный день предложить детям посмотреть в окно.
Смотрит солнышко в окошко,
Смотрит в нашу комнату.
Мы захлопаем в ладошки,
Очень рады солнышку.
Выйдя на участок, обратить внимание детей на теплую погоду. (Сегодня светит солнышко — тепло.)
«Рассматривание листьев на прогулке»
Цель: обратить внимание детей на листья (размер, форму, разноцветную окраску).
Ход наблюдения:
Воспитатель берет в руки красивый лист, помахивая им над головой, начинает кружиться.
Вот на ветке лист кленовый.
Нынче он совсем как новый!
Весь румяный, золотой.
Ты куда, листок? Постой!
Наблюдение за «Листопадом»
Цель:показать детям многообразие красок золотой осени; раскрыть новое понятие «листопад».
Ход прогулки
В теплый ясный осенний день воспитатель, выведя детей на прогулку, обращается к ним: «Посмотрите, дети, наступила осень. Всю землю по крыли листья, на клумбе много цветов. Желтые деревья, желтые листья — все желтое. Поэтому осень называют желтой, золотой. Пойдемте, тихо побродим по листьям (листья шуршат под ногами). Слышите, как они шуршат? Видите, то один листик летит к земле, то другой кружится-кружит ся и медленно ложится на землю. Подул ветер, и листья шурша полетели на землю. Это листопад.
Листопад, листопад,
Листья желтые летят…
Листья легкие, поэтому они летят на землю медленно. Летят и кружатся в воздухе».
«Наблюдение за приметами золотой осени»
Цель–уточнить представления детей о золотой осени, накапливать эмоционально чувственный опыт.
Ход
Осень на опушки краски разводила
По листве тихонько кистью проводила.
Пожелтел орешник, и зарделись клены,
В пурпуре осеннем только дуб зеленый
Утешает осень: «Не жалейте лето!
Посмотрите – роща золотом одета!
«Что нам осень подарила»
Цель:конкретизировать, закреплять знания детей о растительном мире; о том, где что растет.
Ход прогулки
В теплую ясную погоду воспитатель напоминает детям, что наступила ярко-желтая, золотая осень. Декламирует:
Здравствуй, осень!
Здравствуй, осень!
Хорошо, что ты пришла.
У тебя мы, осень, спросим:
Что в подарок принесла?
Наблюдение за фруктовыми деревьями»
Цель: закреплять знания детей о фруктах (яблоках и грушах), расширять представления, что осенью собирают фрукты.
Ход наблюдения
Поскорей сорви ты с ветки
Грушу, что полезна всем.
Она лучше, чем конфетка,
И не кислая совсем.
Яблоко хрусткое, с кожицей гладкою.
Яблоко я пополам разломлю,
Яблоко с другом своим разделю.
«Наблюдение за насекомыми»
Цель:Познакомить детей с наиболее часто встречающимися насекомыми, их образом жизни, условиями для жизни.
Рассмотреть, как ползают жуки, некоторые из них летают. Обратить внимание ни усы жуков – усачей. Рассмотреть, как жуки раскрывают крылья при полете, улетают искать себе пищу.
Жу! Жу! Жу!
Я на ветке сижу,
Я на ветке сижу,
Букву «ж» все твержу.
Зная твердо букву эту,
Я жужжу весной и летом(жук)
«Наблюдение за птицами»
Цели:продолжать наблюдение за птицами, их повадками; сравнить воробья и голубя.
Ход наблюдения
Начните наблюдение после того, как подкормите птиц.
Голуби, голуби —
Раз, два, три.
Прилетели голуби-сизари.
Сели и нахохлились у дверей.
Кто накормит крошками сизарей?
Воробей над кормом
Прыгает, кружится,
Перышки взъерошены,
Хвостик распушился.
«Беседа на прогулке о диких животных»
Цель:Обобщить знания детей о диких животных (внешний вид, повадки, пища, жилище). Упражнять в узнавании и назывании диких животных (волк, лиса, медведь, заяц, белка, еж, и их детенышей). Обогащение словаря признаков, глаголы словаря. Развивать целостность восприятия, внимание и зрительную память.
Ход
Дикие животные с человеком не живут,
Постоянной помощи от него ждут.
А живут они в лесах, на горах, в лугах, в степях
На воде и подводой.
В небесах и под землей.
Сами пищу добывают, сами деток охраняют,
Строят прочное жилище, место сбора сами ищут.
По своим живут законам, их всем людям надо знать,
Чтобы не вредить животным надо их оберегать.
Человек живет в доме, а дикие животные сами строят или находят себе жилище. Помогите правильно расселить животных. Куда поместим белку? Волка? Ежа?..
Сейчас раздам картинки с детёнышами, вы ответите мне, чьи это детеныши и как называют их?
Ребята, сегодня звери пришли к нам гости, и мы как радушные хозяева должны их угостить.
Чем угостим зайца? (капуста, морковь). А в природе, чем они питаются? (кора, ветки, трава).
Медведя? (малиной, грибами, медом).
Белку? (шишками, грибами, орехами).
Ежа? (грибами, яблоками).
Лося? (сеном, травой, веточками).
«Наблюдение за снегопадом»
Цель: формировать представление о состоянии воды.
Ход прогулки Дети выходят на прогулку и видят, что идет снег. «Снег! Снег идет!» — сообщают они воспитателю. «Правильно! — говорит воспитатель. — Идет снег. Много снега насыпало кругом. Посмотрите, снег уже лежит и на дорожке, и на скамейке, и на столике. А он все падает и падает. Это снегопад!» Дети повторяют: «Снегопад!»
Педагог продолжает: «Медленно кружатся в воздухе снежинки. Кружатся и садятся, кто куда. А на нас садятся? Вот только что одна снежинка села на Танину шубу, а другая на шапку Саши». Дети внимательно осматривают себя: «А мне на валенки села! А мне на варежку!»
«Смотрите, как звездочка!» — говорит педагог и предлагает посмотреть на красивую снежинку, упавшую на рукав Олиной шубы. Педагог предлагает подставить руку навстречу падающему снегу, а когда упадет на варежку большая снежинка — подуть на нее. «Летит? Пусть летит дальше! Снежинка легкая, пушистая, красивая!»
В январе, в январе
Много снега на дворе.
Покружилась звездочка
В воздухе немножко,
Села и растаяла на моей ладошке.
«Наблюдение за небом»
Цели:продолжать знакомство с различными природными явлениями; учить отличать погоду, связывая ее с состоянием неба (ясно, облачно, пасмурно, облака, тучи).
Ход наблюдения:
Предложить детям посмотреть на небо, отметить, какое оно. (Чистое, голубое.)
Значит, погода ясная, солнечная. А если небо закрыто тучами? Тогда оно — хмурое, серое, не радостное. Какая погода? (Пасмурная.) А если подует ветер, что случится с тучами? (Ветер их разгонит, погода изменится, и мы увидим солнце.)
Дуют ветры,
Ветры буйные.
Ходят тучи,
Тучи ясные.
Наблюдение за снеговиком»
Цель:формировать представление детей о том, что из снега можно сооружать различные постройки, рассмотреть снеговика, сделанного старшими детьми, попытаться сделать такого же.
Ход наблюдения
На участке рассмотреть сооружения из снега. Это снеговик, в руках у него
большая корзина, в нее можно забрасывать снежки
Порой за себя
Мне бывает неловко
Торчит у меня
Вместо носа морковка,
Ведро набекрень
На макушку надето.
На шее платок
Непонятного цвета.
Но мне унывать
Не дают ребятишки-
Хохочут девчонки,
Смеются мальчишки.
Наташки и Сашки,
Егорки и Жорки,
Как снежные шарики
Катятся с горки.
А я улыбаюсь
От уха до уха—
Ведь я не какая – то
Злая старуха.
Поэтому любят
Меня ребятишки
Румяные Гришки.
Иришки. Маришки.
Недаром сегодня
Сказал мне Сережа,
Что я на Снегурочку
Очень похожа.
Конечно, приятно.
Но верится слабо.
Я просто веселая
Снежная баба.
«Наблюдение за птицами зимой»
Цели: углублять знания о жизни птиц в зимний период; развивать умение и желание помогать им.
Ход наблюдения
Птичьи гнезда опустели,
Птицы к югу улетели.
Оказался всех храбрей
Наш дворовый воробей.
Холода не испугался,
С нами на зиму остался.
Непоседа, невеличка
Желтая почти вся птичка
Любит сало, семечки…
«Наблюдение за зимующими птицами»
Цели:закреплять знания о зимующих птицах; формировать представление о добывании пищи зимующими птицами.
Ход прогулки
Вновь разгулялась вьюга,
Срывает снежные шапки.
Совсем замерзла пичуга,
Сидит, поджимая лапки.
Воспитатель задает детям вопросы.
Каких птиц называют зимующими?
Чем они питаются?
Каких зимующих птиц вы знаете?
Почему зимующие птицы не улетают на зиму в теплые края?
Наблюдение за «Весенними изменениями»
Цель:развивать речь и пополнять словарный запас, коммуникативные навыки, координацию движений. Укреплять психическое и физическое здоровье.
Ход наблюдения
Наконец сегодня солнце
Заглянуло к нам в оконце,
Вместо злых метелей, стуж
На дороге много луж.
«Приметы ранней весны»
Цель:закреплять знания о времени года; изучать приметы ранней весны.
Ход наблюдения
В солнечный мартовский день обратить внимание на приметы весны: яркое ослепительное солнце, высокое небо, легкие белые облака. С южной стороны на солнышке снег подтаивает, и появляются сосульки. Снег стал рыхлым и влажным — из него можно лепить. Воробьи весело чирикают и прыгают по снегу.
Скоро-скоро быть теплу —
Эту новость первой
Барабанит по стеклу
Серой лапкой верба.
Надоела нам зима, уходи зима сама!
В марте солнышко печет, в марте с крыш вода течет,
И расцвел подснежник в срок — самый первый наш цветок.
Добрый март, весь мир согрей, ты всех месяцев милей!
Список рекомендуемой литературы:
1. Николаева С.Н. « Юный эколог»
2. Воронкевич О.А.. «Добро пожаловать в экологию»
3. Журнал «Дошкольное воспитание №8» за 2006 г.
5. Куликовская И.Э. «Детское экспериментирование» «Педагогическое общество России», М., 2005 г.
6. Молодова Л.П. «Игровые экологические занятия с детьми» «ЦГЛ», М, 2003 г.
7. Натарова В.И. «Моя страна» практическое пособие ТЦ «Учитель», Воронеж, 2005 г.
8. Николаева С.Н. «Экологическое воспитание младших дошкольников» «Мозаика – синтез», 2000 г.
9. Павленко И.Н. «Развитие речи и ознакомление с окружающим миром в ДОУ» ТЦ «Сфера», М., 2005 г.
I0 .Рыжова Н. А. «Наш дом – природа» программа Москва ООО «Карапуз – дидактика», 2005 г.
11.Рыжова Н.А. «Воздух – невидимка» LINKA-PRESS, М., 1998
12.Уланова Л.А. «Методические рекомендации проведения прогулок» «Детство – пресс», С.-Петербург, 2008 г.
13. Бобылева Л.К. Интерес к природе – с добротой: экологическая беседа со старшими дошкольниками/ Бобылева Л., Бобылева О.// Дошкольное воспитание. -2010. -№4. –С.38-44.
14. Зеленкова О.С. Совместная работа детского сада и семьи по экологическому воспитанию детей/ Зеленкова О.С.// Дошкольная педагогика. -2010. -№1. –С.57.