Автор: Головач Елена Сергеевна
воспитатель МАДОУ ЦРР – д/с № 22
ст.Кавказская
2020 год
«Истоки творческих способностей
и дарований детей на кончиках их пальцев.
От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки,
которые питают источник творческой мысли.
Другими словами: чем больше мастерства в детской ладошке,
тем умнее ребенок».
Сухомлинский В. А
Дошкольный возраст – это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи – фонетической, лексической, грамматической.
Проблему развития речи детей дошкольного возраста можно считать одной из самых актуальных на данный момент, поскольку именно речь является непременной предпосылкой формирования умственных качеств личности, её самостоятельности и инициативности. Речь – одна из важнейших линий развития ребенка. Благодаря родному языку малыш входит в наш мир, получает широкие возможности общения с другими людьми. Речь помогает понять друг друга, формирует взгляды и убеждения, а также играет огромную роль в познании окружающего мира. Период дошкольного детства считается фундаментом для дальнейшего развития всех сторон речи.
Овладение родным языком является одним из важных приобретений ребенка в дошкольном детстве. Именно приобретений, так как речь не дается человеку от рождения. Должно пройти время, чтобы ребенок начал говорить. А взрослые должны приложить немало усилий, чтобы речь ребенка развивалась правильно и своевременно.
В современном дошкольном образовании речь рассматривается как одна из основ воспитания и обучения детей, так как от уровня овладения речью зависит успешность обучения детей в школе, умение общаться с людьми и общее интеллектуальное развитие.
Ученые доказали, что с анатомической точки зрения, около трети всей площади двигательной проекции коры головного мозга занимает проекция кисти рук, расположенная очень близко от речевой зоне. Именно величина проекции рук и ее близость к моторной зоне дают основание рассматривать кисть как «орган речи», такой же как артикуляционный аппарат. В связи с этим, было выдвинуто предположение о существенном влиянии тонких движений пальцев на формирование и развитие речевой функции ребенка. Поэтому, чтобы научить малыша говорить, необходимо не только тренировать его артикуляционный аппарат, но и развивать движения пальцев рук.
Введение
Пальчиковые игры и упражнения – уникальное средство для развития мелкой моторики и речи в их единстве и взаимосвязи. Разучивание текстов с использованием пальчиковой гимнастики стимулирует развитие речи, пространственного мышления, внимания, воображения, воспитывает быстроту реакции и эмоциональную выразительность. Ребенок лучше запоминает стихотворные тексты, его речь делается более выразительной. Игры с пальчиками – это не только стимул для развития речи и мелкой моторики, но и один из вариантов радостного общения с близкими людьми.
Известный педагог В.А. Сухомлинский сказал: «Ум ребёнка находится на кончиках его пальцев». «Рука – это инструмент всех инструментов» — заключал Аристотель. “Рука – это своего рода внешний мозг”, — писал Кант. Эти выводы не случайны. Действительно, рука имеет большое “представительство” в коре головного мозга, поэтому пальчиковые игры имеют большое значение для развития речи ребенка. Сегодня все мамы и папы без исключения знают, что игры с пальчиками развивают мозг ребенка, стимулируют развитие речи, творческие способности, фантазию малыша. Простые движения помогают убрать напряжение не только с самих рук, но и расслабить мышцы всего тела. Они способны улучшить произношение многих звуков. В общем, чем лучше работают пальцы и вся кисть, тем лучше ребенок говорит. Ручки ребенка как бы подготавливают почву для последующего развития речи.
Не стоит забывать, что все дети – фантазеры. Они легко перевоплощаются и свободно принимают все условия театрального действа. На основе своих собственных, еще небогатых, познаний о жизни дети начинают судить о достоинствах и недостатках героев из стихотворений, используемых с пальчиковой гимнастикой, и это доставляет им удовольствие. Дети научатся веселиться, обретут бодрость, хороший настрой, это обязательно усилит их способность получать удовольствие от жизни в будущем. Состояние веселья пробуждает чувство радости от общения с другими ребятами, способствует укреплению здоровья и лучшему духовному развитию.
Кроме того, пальчиковые игры сами по себе дарят детям здоровье, так как при этом происходит воздействие на кожные покровы кистей рук, где находится множество точек, связанных с теми или иными органами.
Выполняя пальчиками различные упражнения, ребенок развивает мелкие движения рук. Пальцы и кисти приобретают хорошую подвижность, гибкость, исчезает скованность движений. Как правило, если движения пальцев развиты в соответствии с возрастом, то и речевое развитие ребенка в пределах возрастной нормы. Поэтому тренировка движений пальцев и кисти рук является важнейшим фактором, стимулирующим речевое развитие ребенка, способствующим улучшению артикуляционных движений, подготовки кисти руки к письму и, что не менее важно, мощным средством, повышающим работоспособность коры головного мозга, стимулирующим развитие мышления ребенка.
Кроме того, целью занятий по развитию ловкости и точности пальцев рук является развитие взаимосвязи между полушариями головного мозга и синхронизация их работы.
Дело в том, что в правом полушарии мозга у нас возникают различные образы предметов и явлений, а в левом они вербализируются, то есть находят словесное выражение, а происходит этот процесс благодаря «мостику» между правым и левым полушариями. Чем крепче этот мостик, тем быстрее и чаще по нему идут нервные импульсы, активнее мыслительные процессы, точнее внимание, выше способности.
Если вы хотите, чтобы ваш ребенок хорошо разговаривал, быстро и легко учился, ловко выполнял любую, самую тонкую работу, — с раннего возраста начинайте развивать его руки: пальцы и кисти.
Основная часть
С развитием речи связано формирование как личности в целом, так и во всех основных психических процессов. Поэтому определение направлений и условия развития речи у детей относится к числу важнейших педагогических задач. Проблема развития речи является одной из актуальных.
Актуальность.
У многих детей в дошкольном возрасте возникают проблемы, связанные с координацией движений, особенно мелких движений рук и, в частности, пальцев (ребенку трудно зашнуровать ботинки, застегнуть пуговицы и т.д.). Известно, что отставание в развитии моторики часто сопровождается отставанием в развитии интеллекта и речи. В настоящее время речевая патология рассматривается как сложный синдром центральноорганического генеза, проявляющийся в неврологических, психологических и речевых симптомах. У детей с речевой патологией в разной степени нарушены процессы памяти, внимания, восприятия и др. Двигательные нарушения характеризуются мышечной дистонией, общей моторной неловкостью. У детей с ОНР наблюдаются особенности в формировании мелкой моторики рук. В последнее время в ДОУ наблюдается увеличение количества детей имеющих проблемы в речевом развитии. В речевые группы приходят дети с тяжелыми нарушениями речи, которые влияют на общее развитие ребенка, и его мышление. Так же нарушены – психические процессы. Давно известна зависимость речи от степени подвижности пальцев рук (ввиду близости расположения речевых и двигательных зон в коре головного мозга). У детей с ОНР, у которых недостаточно развита мелкая моторика рук, отмечается недостаточность сформированности навыков зрительно – двигательной координации, произвольного внимания, зрительной памяти. Там, где требуется использование точных, координированных движений кистей и пальцев, которые необходимы для того, чтобы одеваться, рисовать, выполнять множество разных бытовых и учебных действий, дети со слабо развитой мелкой моторики руки испытывают затруднения.
Изучив множество литературы по развитию мелкой моторики таких авторов как И. Светлова ” Развитие мелкой моторики”, Е. С. Анищенкова “Пальчиковая гимнастика”, Е. М. Чернова “Пальчиковые шаги” и др., я пришла к выводу, что использование пальчиковых игр эффективно влияют на развитие мелкой моторики и речи у детей дошкольного возраста с ОНР.
Цель работы: развивать у детей дошкольного возраста основы речевой моторики с помощью пальчиковых игр и упражнений.
Задачи:
«Социально-коммуникативное развитие»:
- формировать умение принимать игровую задачу;
- содействовать развитию игровой деятельности;
- выполнять действия в определённой последовательности.
«Познавательное развитие»:
- поддерживать и развивать интерес к обследованию предметов и действию с ними;
- развивать тактильную память, способствовать запоминанию ощущения от прикосновения к предметам;
- развивать умение различать правую и левую руку.
«Речевое развитие»:
- формировать умение общаться со взрослыми и сверстниками;
- формировать умение правильно произносить звуки;
- развивать умение слушать речь, понимать содержание и соотносить слова с действиями пальцев;
- обогащать словарь детей существительными, обозначающими названия предметов.
- «Художественно-эстетическое развитие»:
- формировать умение договаривать строки стихотворения;
- побуждать к заучиванию коротких стихотворных текстов;
- развивать продуктивную деятельность детей – аппликацию, лепку.
«Физическое развитие»:
- развивать мелкую моторику, координацию движения руки;
- формировать умение согласовывать движения с речью;
- формировать умение выполнять элементарные действия обеими руками в пальчиковых играх.
Разучивание текстов с использованием «пальчиковой» гимнастики стимулирует развитие речи, пространственного, наглядно-действенного мышления, произвольного и непроизвольного внимания, слухового и зрительного восприятия, быстроту реакции и эмоциональную выразительность, способность сосредотачиваться. Помимо этого, пальчиковые игры расширяют кругозор и словарный запас детей, дают первоначальные математические представления и экологические знания, обогащают знания детей о собственном теле, создают положительное эмоциональное состояние, воспитывают уверенность в себе.
Игры с пальчиками – это не только стимул для развития речи и мелкой моторики, но и один из вариантов радостного общения с близкими людьми. Когда мама для пальчиковой игры берёт малыша на руки, сажает на колени, обнимая, придерживает, когда она трогает его ладошку, поглаживает или щекочет, похлопывает или раскачивает, ребёнок получает массу необходимых для его эмоционального и интеллектуального развития впечатлений.
Однако, играя с детьми, я заметила, что положительное влияние пальчиковых игр на развитие ребенка может иметь место только при условии, что он будет играть не по принуждению, а по собственному желанию. Кроме того, следует подбирать для малыша посильные игры, и по возможности сопровождать их стихами и песенками, побуждая ребенка повторять их за вами.
Пальчиковые игры являются источником гармоничного физического и эмоционального развития, они способствуют сближению родителей и малышей во время занятий и радуют ребятишек, а также обогащают их разнообразными сенсорными впечатлениями, развивают внимание и способность к сосредоточению. Во время пальчиковых игр ребенок не только умственно растет, но и заряжается положительными эмоциями и маминым вниманием, ее любовью, а ведь это является главным условием его развития.
Заключение
Таким образом, выполняя пальчиками различные упражнения, ребенок достигает хорошего развития мелкой моторики рук, которое оказывает благоприятное влияние на развитие речи, и подготавливает ребенка к рисованию и письму. Эти игры очень эмоциональны, увлекательны и способствуют развитию речи, творческой деятельности. Следовательно, пальчиковые игры являются важнейшим фактором, стимулирующим речевое развитие ребенка. Упражнения для пальчиковой гимнастики подбираются с учетом возраста ребенка.
Вывод: Пальчиковые игры и упражнения – уникальное средство для развития мелкой моторики и речи в их единстве и взаимосвязи.
Оглавление
Предисловие________________________________________2
Введение __________________________________________3
Основная часть _____________________________________4
Заключение_________________________________________7
Приложение _______________________________________ 8
Приложение
Примеры упражнений с использованием пальчиковой гимнастики с предметами.
Игра «Карандаш»
с использованием карандаша с гранями. Карандаш в руках катаю, Между пальчиков верчу. Непременно каждый пальчик, Быть послушным научу. |
Игра «Орешки»
Перекатывать пальцами одной руки два грецких ореха или камешка. Научился два ореха Между пальцами держать. Это очень мне поможет буквы ровные писать. |
Игра «Мячик»
с использованием мяча-ежика. Я мячом круги катаю, Взад перед его гоняю, Им поглажу я ладошку, Будто бы сметаю крошку, И помню его немножко, Как сжимает лапу кошка. И другой рукой начну. А теперь последний трюк: Мяч летает между рук. (переброс мяча из руки в руку) |
Игра «Бусинки-горошки»
Катать по столу горошины или бусины указательным пальцем, средним, безымянным и мизинцем. Покатаю я в руках Бусинки, горошки. Станьте ловкими скорей, Пальчики, ладошки.
|
Игра «Помощник»
Разбирать отдельно разные крупы. Я крупу перебираю, Мамочке помочь хочу. Я с закрытыми глазами Рис от гречки отличу.
|
Игра «Дорожки» Вести пальчик или карандаш подорожкам.Трудно пальчик мне вестиПрямо по дорожке, Так и хочется ему Спрятаться в ладошке. Я ему грожу, грожу, Я его стыжу, стыжу, Пальчик постыдился, Взял и научился. |
Игра «Котенок кусака»
с использованием бельевой прищепки. Поочередно «кусать» прищепкой ногтевые фаланги от указательного к мизинцу и обратно, на ударные слоги стиха. После первого двустишия-смена рук. Кусается больно котенок-малыш. Он думает: это не палец, а мышь Но я же играю с тобою, глупыш, «А будешь кусаться», – скажу тебе: «Кыш!»
|
Игра «Проглот»
с использованием носового платка Берем небольшой носовой платок за уголок и показываем ребенку, как целиком вобрать его в ладонь, используя пальцы только одной руки. Другая рука не помогает! Предлагаем тоже самое сделать ребенку поочередно. У меня живот проглот- Весь платок он скушал, вот! Сразу стало у проглота Брюхо, как у бегемота! |
Игра «Заяц и ежик»
Понадобятсябусы, вытянутые в нитку из 17 бусин. Центральная бусина – большая или другого цвета. Ребенок берет за края и, одновременно обеими руками перебирая по одной бусине, двигаясь к центру. На центральной бусине руки встречаются и начинают расходиться, так же перебирая по бусине, но уже в противоположные стороны. Заяц и ежик навстречу друг другу Шли по дорожке, по полю, по лугу. Встретились – и разбежались они. Быстро бежали – поди догони! Не догонишь! |
Игра «Пальцеход»
Для этой игры используем коврик с пуговицами. Ребенок «ходит» по ним указательными и средними пальцами обеих рук,наступая на пуговицы на каждый ударный слог. Ходит цапля по болоту На прогулку, на работу- Очень нужно цапле там Взять еду своим птенцам!
|
Игра «Ходули»
С помощью двух карандашей изобразить, как передвигаются на ходулях: Человечек не скучает, По тропиночке шагает, Он к болоту подошел И по кочкам всем прошел. |
Игра «Перехваты»
Перехватывать карандаш согнутыми указательными пальцами левой и правой рук Словно ловкими жучками, Пальчиками, как крючками, Перехватим карандаш. Будет весело у нас. |
Игра «Дудочка»
Взять карандаш большим и указательным пальцами и, не помогая себе другой рукой, перехватить его большим и средним пальцами, большим и безымянным и т.д. Пальчики не отдыхают, Карандаш перебирают, Как на дудочке играют.
|
Игра «Согреваем ладошки»
Сжать валик между ладонями при счете от 1 до 5, затем под счет от 6 до 10 расслабить руки, удерживая валик; на счет 1 сильно сжать валик между ладонями, на счет 2 расслабить руки, удерживая валик. Повторить несколько раз Карандаш, в руках катаем И ладошки согреваем. Очень быстро мы катаем, Никогда не замерзаем. |
«Собираем брёвнышки»
Поднять со стола карандаш или счетную палочку: большим и указательным пальцами, большим и средним, большим и безымянным, большим и мизинцем Братья помогают папе, Старший братик и меньшой, Очень ловко и умело, Поднимают груз большой.
|
Игра «Дрова»
Необходимо собрать одной рукой как можно большее количество карандашей или счетных палочек Грузовик привез дрова, Соберем их со двора. Раз, два, три, четыре, пять. Будем папе помогать. Повторить упражнение второй рукой. |
Игра «Помощник»
Разбирать отдельно разные крупы. Я крупу перебираю, Мамочке помочь хочу. Я с закрытыми глазами Рис от гречки отличу.
|
Игра «Дятел»
Держать карандаш большим и средним пальцами и постучать по нему указательным Дятел, дятел постучи. Где сидишь ты? Покажи |
Игра «Дятел»
Держать карандаш большим и средним пальцами и постучать по нему указательным Дятел, дятел постучи. Где сидишь ты? Покажи
|
Игра «Горох и фасоль»
С использованием фасоли или гороха В ведро насыпали горох И пальцы запустили, Устроив там переполох, Чтоб пальцы не грустили. В ведре не соль, совсем не соль, А разноцветная фасоль. На дне-игрушки для детей, Мы их достанем без затей. |
Игра «Горошки»
с использованием гороха Насыпаем горох на блюдце. Ребенок большим и указательным пальцамиберет горошины одной за другой и удерживает их в руке, и так набирает целую горсть. С блюдца я беру горошки Словно птица клювом крошки. И полны мои ладошки- Руки держат все горошки.
|
Игра «Бабочка»
с использованием мяча-ежика.
Не ползет и не бежит- Над цветком она кружит. За витком идет виток- Вот и села на цветок.
|
Игра «Горошинки»
Катать горошинки между указательным и средним пальцами. Дома я одна скучала, Горсть горошинок достала. Прежде чем игру начать, Надо пальчику сказать: – Пальчик, пальчик, мой хороший, Ты прижми к столу горошек, Покрути и покатай И другому передай. |
Игра «Самолёт»
Кладут линейку под середину среднего пальца правой руки, ладонь – вниз. Указательный и безымянный пальцы – под линейкой. Покачивают как крылья, потом другой рукой.
Вот волшебный самолёт Отправляется в полёт. Он планирует над партой, Ну а где же наша карта? |
Игра «Пилот»
Кладут ручку на середину безымянного пальца правой руки. Ладонь – вниз. Указательный, средний и мизинец- сверху ручки. Покачивают.
Мы зажали карандаш, Отогнулся пальчик наш, Он теперь у нас пилот – Отправляется в полёт. |
Игра «Муравей»
Кладут ручку на середину среднего пальца и мизинца правой руки. Ладонь – вниз. Указательный и безымянный – сверху ручки. Покачивают.
Муравей домой спешил И соломинку тащил. Братцы строят новый дом, Будут жить зимою в нём. |
Игра «Кулачок»
Кладут карандаш под середину среднего пальца правой руки. Ладонь – вниз. Указательный, безымянный и мизинец – снизу карандаша. Потом пытаются сжать кулак. Ручку пальчиком возьмём, Кулачок потом сожмём. Только вот теперь никак Не сжимается кулак. |
Игра «Ослик»
Карандаш между большим и указательным пальцами правой руки. Покачивают, имитируя движение маятника. Затем другой рукой. Ослик хвостиком качал, Чуть его не потерял. Ты качай, качай, качай, Но давай-ка не теряй. |
Игра «Часы»
Карандаш между указательным и средним пальцами правой руки. Покачивают как маятник. Есть часы теперь у нас, Бьют исправно каждый час. Снизу маятник у них: Вправо-влево – так да тик.
|
Игра «Качели»
Ручка между средним и безымянным пальцами правой руки. Покачивают как маятник, затем левой рукой. Ручку пальчиками взяли, Вправо-влево покачали. -«Что такое? Неужели Я попала на качели?»
|
Игра «Мизинец»
Ручка между безымянной и мизинцем- правой руки. Покачивают как маятник. Затем левой рукой.
А мизинец тоже хочет Нашу ручку покачать. Хоть он братцев и короче, Как за кончик ручки – хвать!
|
Игра «Тук-тук-тук»
Одну ручку- между указательным и средним, другую – безымянным и мизинцем правой руки. Покачивают обе ручки, постукивая то одним концом, то другим. Затем левой рукой.
В нашей группе слышен стук: Тук-тук-тук и тук-тук-тук. Пальцы ручками стучат, И ловчее быть хотят.
|
Игра «Дед»
Ручка между большим, указательным и средним пальцами правой руки, чертят круги по часовой стрелке и против. Жил да был в деревне дед, Он купил велосипед. Быстро едет по дорожке И грибы везёт в лукошке.
|
Игра «Кружок»
Ручка между большим и указательным пальцами правой руки, держа перпендикулярно ладони, чертят в воздухе круги по часовой стрелке и против. Ручку пальчиками взяли И кружок нарисовали. Раз кружок, Два кружок Сосчитай-ка их, дружок.
|
Игра «Чай»
Ручка между большим и средним пальцами правой руки, «мешают сахар» по часовой стрелке и против. Мне в стакан налили чай И сказали: «Размешай!» Ложку пальчиками взял, Сахар быстро размешал.
|
Игра «Енот»
Ручка между большим и безымянным пальцами правой руки, расположив перпендикулярно, чертят в воздухе круги по часовой стрелке и против. К другу в гости шёл енот, Но забыл, где тот живёт, Полчаса кругом ходил, Только дом не находил. |
Игра «Пчела»
Ручка между большим пальцем и мизинцем правой руки, чертят в воздухе круги по часовой стрелке и против. Быстро кружится пчела, Ведь она нектар нашла. Делает за кругом круг И зовёт своих подруг. |
Игра «Луна»
Ручка между большим, средним и безымянным пальцами правой руки, чертят в воздухе круги по часовой стрелке и против. Ночью смотрим из окна, Видим – полная луна. Утром мы возьмём альбом, Нарисуем небо в нём. |
Игра «Арбуз»
Ручка между большим, безымянным и мизинцем правой руки, чертят круги по часовой стрелке и против. На столе лежит арбуз Замечательный на вкус. Рядом с ним лежит другой – Мы его возьмём с собой. |
Игра «Круг»
Ручку берут всеми пальцами правой руки, чертят в воздухе круги по часовой стрелке и против. Пальцы мы собрали в кучку- Они вместе держат ручку. А теперь давай-ка, друг, Нарисуй ровнее круг. |
Консультация для воспитателей
«Использование пальчиковой гимнастики, как средства развития мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста»
“Ум ребенка находится на кончиках его пальцев”.(В. А. Сухомлинский)
Развитие мелкой моторики пальцев рук имеет огромное значение для ознакомления дошкольников с окружающими их объектами, накопления социального и двигательного опыта и овладения речью.
Одной из эффективных форм работы с дошкольниками, способствующей развитию мелкой моторики, является пальчиковая гимнастика – комплексы упражнений, которые могут сопровождаться стихами, сказками, потешками и песнями.
Пальчиковая гимнастика легко входит в жизнь ребёнка. Психика малыша устроена так, что его практически не возможно заставить выполнять какие-либо упражнения, даже самые полезные, если они ему не интересны. А вот пальчиковые игры с простыми движениями и весёлым стихотворным сопровождением нравятся детям.
Для детей дошкольного возраста характерно своеобразное развитие мышечной системы, которое проявляется в преобладании крупной мускулатуры над мелкой. Вследствие чего детям легче даются движения всей рукой, чем только кистью и пальцами.
Что такое «мелкая моторика»?
Что же такое мелкая моторика? Физиологи под этим выражением подразумевают движение мелких мышц кистей рук. При этом важно помнить о координации «рука-глаз», т. к. развитие мелких движений рук происходит под контролем зрения. Почему же так важно развивать мелкую моторику рук ребенка? Дело в том, что в головном мозге человека центры, которые отвечают за речь и движения пальцев расположены очень близко. Стимулируя мелкую моторику, мы активируем зоны, отвечающие за речь, и кроме того, в дальнейшем эти навыки ребенку потребуются для использования движений, чтобы рисовать, писать, одеваться и т. д.
Начинать работу по развитию мелкой мускулатуры рук нужно с самого раннего возраста. Уже грудному младенцу можно массировать пальчики воздействуя тем самым на активные точки, связанные с корой головного мозга. В раннем и младшем дошкольном возрасте нужно выполнять простые упражнения, сопровождаемые стихотворным текстом, не забывать о развитии элементарных навыков самообслуживания: застегивать и расстегивать пуговицы, завязывать шнурки и т. д.
И, конечно, в старшем дошкольном возрасте работа по развитию мелкой моторики и координации движений руки должна стать важной частью подготовки к школе, в частности, к письму.
Мелкая моторика – одна из сторон двигательной сферы, которая непосредственно связана с овладением предметными действиями, развитием продуктивных видов деятельности, письмом, речью ребенка (М. М. Кольцова, Н. Н. Новикова, Н. А. Бернштейн, В. Н. Бехтерев, М. В. Антропова, Н. А. Рокотова, Е. К. Бережная). Формирование же двигательных функций, в том числе и тонких движений рук, происходит в процессе взаимодействия ребенка с окружающим его предметным миром. Когда мы выполняем точные действия, запястья, совершая необходимые движения в разных плоскостях, регулируют положение наших рук. Маленькому ребенку трудно поворачивать и вращать запястье, поэтому он заменяет эти движения движениями всей руки от плеча. Чтобы мелкие движения были более точными и экономными, чтобы они не требовали от ребенка чрезмерных затрат энергии, ему необходимо постепенно овладевать разными движениями запястья.
Упражнения для развития мелкой моторики рук.
Для развития мелкой моторики рук используются различные формы деятельности:
- Игры с крупой, бусинками, пуговицами, мелкими камешками.
- Песочная терапия
- Вырезание ножницами.
- Аппликации.
- Работа с бумагой. Оригами. Плетение.
- Лепка из пластилина, глины и соленого теста.
- Игры со шнуровками
- Рисование, раскрашивание.
- Конструирование
- Пальчиковая гимнастика.
Последнее рассмотрим подробнее:
«Пальчиковые игры» – это инсценировка каких-либо рифмованных историй, сказок при помощи пальцев. Многие игры требуют участия обеих рук, что дает возможность детям ориентироваться в понятиях «вправо», «влево», «вверх», «вниз» и др. Дети старше 5 лет могут оформить игры разнообразным реквизитом – домиками, кубиками, мелкими предметами и т. д.
Рекомендуется использовать упражнения, в которых тренируется каждый палец отдельно (ведь в коре головного мозга имеется отдельная область проекции для каждого пальца, необходимы движения и для напряжения, и для расслабления, и для растяжки. Движения пальцами нужно выполнять с оптимальной нагрузкой и амплитудой. Вялая, небрежная тренировка не дает эффекта.
Необходимо помнить, что пальчиковый тренинг применяется как средство, повышающее тонус коры головного мозга, и соблюдать осторожность при работе с детьми с повышенной судорожной готовностью. Пальчиковый тренинг включает упражнения: статические (удержание приданной пальцам определенной позы),динамические (развитие подвижности пальцев, переключения с одной позиции на другую),расслабляющие (нормализующие мышечный тонус) и др.
Однако, зачастую непродуманное искусственное использование этих упражнений не вызывает у детей интереса к ним и не дает достаточного корригирующего эффекта. Эффективность занятий, интерес детей к ним можно повысить, если упражнения пальцевой гимнастики проводить во время чтения детям стишков, сказок, рассказов, работы с ними над потешками, прибаутками, любым речевым материалом.
Слушая его, дети одновременно вместе со взрослым “инсценируют” содержание прослушиваемого материала с помощью пальцевых движений и изображений персонажей, их действий и др. Разучиваемые на таких занятиях пальцевые движения дети включают в дальнейшем в самостоятельные игры-инсценировки, совершенствуя двигательные навыки пальцев рук. Для некоторых игр можно надевать на пальчики бумажные колпачки или рисовать на подушечках пальцев глазки и ротик.
Для получения максимального эффекта пальчиковые упражнения должны быть построены таким образом, чтобы сочетались сжатие, растяжение, расслабление кисти руки, а также использовались изолированные движения каждого из пальцев.
Продолжительность пальчикового тренинга зависит от возраста детей (младший возраст до трех-четырех лет, рекомендуемое время – от 3 до 5 минут, в среднем и старшем дошкольном возрасте – 10-15 минут в день). Часть упражнений, в которых использовалась поверхность стола, выполняются сидя за столом. Таким образом, пальчиковые упражнения, при умелом их включении в контекст различных занятий и домашних дел, могут способствовать развитию у детей элементов их двигательного поведения, обусловленного игровой, бытовой или учебной ситуацией.
Пальчиковые игры хорошие помощники для того, чтобы развить координацию.
О пальчиковых играх можно говорить как о великолепном универсальном, дидактическом и развивающем материале.
Методические рекомендации по проведению пальчиковых игр
- Перед игрой с ребенком можно обсудить ее содержание, сразу при этом отрабатывая необходимые жесты, комбинации пальцев, движения. Это не только позволит подготовить малыша к правильному выполнению упражнения, но и создаст необходимый эмоциональный настрой.
- Перед началом упражнений дети разогревают ладони легкими поглаживаниями до приятного ощущения тепла.
- Все упражнения выполняются в медленном темпе от 3 до 5 раз, сначала правой рукой, затем левой, а потом двумя руками вместе.
- Выполняйте упражнение вместе с ребенком, при этом демонстрируя собственную увлеченность игрой.
- При выполнении упражнений необходимо вовлекать, по возможности, все пальцы руки.
- Необходимо следить за правильной постановкой кисти руки, точным переключением с одного движения на другое.
- Нужно добиваться, чтобы все упражнения выполнялись ребенком легко, без чрезмерного напряжения мышц руки, чтобы они приносили ему радость.
- Все указания даются спокойным, доброжелательным тоном, четко, без лишних слов. При необходимости ребенку оказывается помощь.
- В идеале: каждое занятие имеет свое название, длится несколько минут и повторяется в течение дня 2—З раза.
- При повторных проведениях игры дети нередко
начинают произносить текст частично (особенно начало и окончание фраз). Постепенно текст разучивается наизусть, дети произносят его целиком, соотнося слова с движением.
- Выбрав два или три упражнения, постепенно заменяйте их новыми. Наиболее понравившиеся игры можете оставить в своем репертуаре и возвращаться к ним по желанию малыша.
- Не ставьте перед ребенком несколько сложных задач сразу (к примеру, показывать движения и произносить текст). Объем внимания у детей ограничен, и невыполнимая задача может “отбить” интерес к игре.
- Никогда не принуждайте. Попытайтесь разобраться в причинах отказа, если возможно, ликвидируйте (например, изменив задание) или поменяйте игру.
Заключение.
Нет ничего важнее здоровья и развития детей. Игры с пальчиками создают благоприятный эмоциональный фон, развивают умения подражать взрослому, учат вслушиваться и понимать смысл речи, повышают речевую активность ребенка. У ребенка развиваются познавательные психические процессы (память, воображение, мышление). В результате усвоения всех упражнений кисти рук и пальцы приобретут силу, хорошую подвижность и гибкость, а это в дальнейшем облегчит овладением навыком письма.
Игры с пальчиками стимулируют творческие способности, фантазию и речь. Простые движения помогают убрать напряжение не только с самих рук, но и расслабить мышцы всего тела. Они способны улучшить произношение многих звуков.
Пальчиковые игры хорошие помощники для того, чтобы развить координацию.
О пальчиковых играх можно говорить как о великолепном универсальном, дидактическом и развивающем материале.
Консультация для родителей
«Пальчиковая гимнастика как средство развития мелкой моторики»
В истории развития человечества роль руки исключительно велика. Двигательные функции пальцев рук оказывают огромное влияние на развитие всей высшей нервной деятельности ребенка.
Учеными доказано, что развитие руки находится в тесной связи с развитием речи ребенка и его мышления. Проведенные исследования и наблюдения показали, что степень развития движений пальцев соответствует развитию речи ребенка. На протяжении всего раннего детства четко выступает зависимость – по мере совершенствования тонких движений пальцев рук идет развитие речевой функций.
Так, например Л. Ф. Фомина проводила исследование с целью установления взаимосвязи между развитием мелкой моторики детей и уровнем развития их речи. Она обследовала более 500 детей в различных детских учреждениях и обнаружила, что уровень развития речи у них всегда находился в прямой зависимости от степени развития тонких движений пальцев рук (с уровнем же развития общей моторики совпадал не всегда). Если развитие движений пальцев соответствует возрасту (норме), то и развитие речи тоже в пределах нормы, если же развитие пальцев отстаёт – отстаёт и развитие речи. Проверка на большом количестве детей показывает, что это не случайность, а закономерность. Не услышав от ребёнка ни одного слова, можно определить, как у него развита речь. До тех пор пока движения пальцев не станут свободными, развития речи добиться не удастся.
Исследования М. М. Кольцовой доказали, что каждый палец имеет представительство в коре больших полушарий мозга. Она отмечает, что есть все основания рассматривать кисть руки, как орган речи – такой же как артикуляционный аппарат. С этой точки зрения проекция кисти руки есть ещё одна речевая зона. Развитие тонких движений пальцев рук предшествует появлению артикуляции слогов. Благодаря развитию пальцев в мозгу формируется проекция “схемы человеческого тела”, а речевые реакции находятся в прямой зависимости от тренированности пальцев.
Чем выше двигательная активность, тем лучше развита речь. И развивать мелкую моторику необходимо начинать с рождения. Чтение стихов, потешек их четким ритмом помогает улучшить у маленького ребенка координацию движений. А, координируя движения мелкой моторики, ребенок совершенствует артикуляционный аппарат, речевое дыхание, осваивает интонацию и ритм речи. Выполняя пальчиками различные упражнения, ребенок достигает хорошего развития мелкой моторики рук, которая не только оказывает благоприятное влияние на развитие речи (так как при этом происходит возбуждение в центрах речи), но и подготавливает ребенка к рисованию, письму. Кисти рук приобретают хорошую подвижность, гибкость, исчезает скованность движений, что в дальнейшем облегчит приобретение навыков письма.
Пальчиковая гимнастика этом процессе неоценима.
Пальчиковая гимнастика – это инсценировка каких-либо рифмованных историй, сказок при помощи пальцев. Многие упражнения требуют участия обеих рук, что дает возможность детям ориентироваться в понятиях “вправо”, “влево”, “вверх”, “вниз” и др.
Четкий ритм стихов поможет научить малыша быстрее заучивать и правильно, не переставляя слова, рассказывать небольшие стихотворения, показывая в нем каждое слово жестом, почувствовать его через движения. Малыш включается в игру, очень важный для него вид деятельности в данном возрасте. Движения позволяют ему в дальнейшем быстрее припомнить стихотворение.
Разучивание текстов с использованием пальчиковой гимнастики стимулирует развитие речи, пространственного мышления, внимания, воображения, воспитывает быстроту реакции и эмоциональную выразительность. Она как бы отображает реальность окружающего мира – предметы, животных, людей, их деятельность, явления природы. В ходе пальчиковой гимнастики дети, повторяя движения взрослых, активизируют моторику рук. Тем самым вырабатываются ловкость, умение управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности.
Очень важна она и для развития творчества детей. Если ребенок усвоил какую-нибудь одну “пальчиковую игру”, он обязательно будет стараться придумать новую инсценировку. Дети старше 5 лет могут оформить игры разнообразным реквизитом – домиками, кубиками, мелкими предметами и т.д. Целесообразно каждое занятие по подготовке к письму начинать с “пальчиковых игр”, чтобы размять пальчики, активизировать моторику рук
Пальчиковые игры дают возможность родителям играть с малышами, радовать их и, вместе с тем развивать речь и мелкую моторику. Благодаря таким играм ребёнок получает разнообразные сенсорные впечатления, у него развивается внимательность и способность сосредотачиваться. Такие игры формируют добрые взаимоотношения между детьми, а также между взрослым и ребёнком. Такие игры побуждают малышей к творчеству, и в том случае, когда ребёнок придумывает к текстам свои, пусть даже не очень удачные движения, его следует хвалить и, если возможно, показать свои творческие достижения, например, папе или бабушке.
Персонажи и образы пальчиковых игр-упражнений: паучок и бабочка, коза и зайчик, дерево и птица, солнышко и дождик нравятся малышам с полутора-двух лет, и дети с удовольствием повторяют за взрослыми тексты и
В одних пальчиковых играх ребёнок должен действовать, используя обе руки, что помогает лучше осознать понятия выше и ниже, сверху и снизу, право и лево, а другие готовят малыша к счёту.
Игры, в которых малыш ловит или гладит руку взрослого или другого ребёнка, хлопает его по руке, или загибает пальцы партнёра по игре важны для формирования чувства уверенности у ребёнка.
Пальчиковая гимнастика развивает ловкость, подвижность, а веселые стишки помогают снять нервное напряжение. Но это далеко не вся польза, какую приносят пальчиковые игры. Мозг ребенка осваивает огромный объем информации. Если какая-либо его функция не развита своевременно, то в последующем ее полноценное усвоение будет невозможно. Развитие мозга очень сильно зависит от двигательной активности ребенка, а особенно – от движений пальцев рук (то есть от мелкой моторики).
Малыши, которые регулярно занимаются пальчиковой гимнастикой, быстрее учатся писать, лучше говорят, обладают хорошей памятью, развивают координацию движений, скорее успокаиваются после стресса.
Пальчиковую гимнастику можно использовать как физкультминутку, дающую отдых после или во время интеллектуальных игр и занятий. В ходе таких физкультминуток детям предлагается как бы «конструировать» из пальцев различные предметы и объекты. Дети изображают зайцев, собак, кошек, деревья и т.п. Такая необычная игровая деятельность у ребят вызывает ярко выраженный интерес и эмоциональный настрой. Это позволяет предельно мобилизовать их внимание. Желание детей быстро и точно воспроизвести пальцевую фигуру стимулирует запоминание.
Дети от года до двух хорошо воспринимают “пальчиковые игры”, выполняемые одной рукой. Трехлетние малыши осваивают уже игры, которые проводятся двумя руками, например, одна рука изображает домик, а другая – кошку, вбегающую в этот домик.
Четырехлетние дошкольники могут играть в эти игры, используя несколько событий, сменяющих друг друга. Более старшим детям можно предложить оформить игры разнообразным реквизитом – мелкими предметами, домиками, шариками, кубиками и т.д. Также в старшем дошкольном возрасте развитие мелкой моторики рук способствует развитию высших корковых функций (память, внимание, мышление, оптико-пространственное восприятие, воображение, наблюдательность). Таким образом, пальчиковые игры характеризуются как один из способов развития речи детей и подготовки их к школьному обучению.
Выполняя пальчиками различные упражнения, ребенок развивает мелкие движения рук. Пальцы и кисти приобретают хорошую подвижность, гибкость, исчезает скованность движений. Как правило, если движения пальцев развиты в соответствии с возрастом, то и речевое развитие ребенка в пределах возрастной нормы. Поэтому тренировка движений пальцев и кисти рук является важнейшим фактором, стимулирующим речевое развитие ребенка, способствующим улучшению артикуляционных движений, подготовки кисти руки к письму и, что не менее важно, мощным средством, повышающим работоспособность коры головного мозга, стимулирующим развитие мышления ребенка.
Пальчиковые игры-упражнения необходимы детям с самого раннего возраста. Они становятся и мощным стимулом для развития речи, и одним из вариантов радостного, теплого, телесного контакта с мамой, так необходимого малышу для его эмоционального развития.
Итак, можно сделать вывод о том, что пальчиковая гимнастика влияет на становление множества как психических, так и двигательных функций развития ребенка.
Консультация для родителей
«С пальчиками играем— речь развиваем»
При изучении деятельности головного мозга и психики детей ученые отмечают большое стимулирующее влияние на них функции руки. Существует мнение, что рука человека является как бы «выходом» из головного мозга. Многочисленные научные исследования указывают на то, что при развитии мелкой моторики ребенка (пальчиковая гимнастика) быстрее развиваются речь, мышление, а в дальнейшем формируется письмо. Следовательно, работе по развитию мелкой моторики должно проводиться регулярно. Только тогда можно будет достигнуть наибольшей эффективности.
Для общей осведомленности хочу сказать, что тренировку пальцев рук ребенка можно начинать уже с 6-7 месячного возраста. Сюда входит массаж пальцев рук каждого пальчика, каждой фаланги, поглаживание и легкое разминание в течение 2-3 минут. Уже с 10 месячного возраста следует проводить простейшие упражнения для пальцев рук. Сначала пальцы ребенка сгибают и разгибают родители или тот, кто с ним занимается, затем ребенок это выполняет самостоятельно. Но и для детей 3-4 лет игры с пальчиками будут интересны, особенно если они будут играть с вами его мамой и папой.
С целью предотвращения переутомления и поддержания интереса ребенка обязательно используйте индивидуальный подход и следите, чтобы длительность занятия не превышала 15 минут. Нельзя заставлять ребенка играть в «ваши» игры насильно. Необходимо увлечь ребенка используя туже игру.
На начальном этапе рекомендуется проводить пальчиковую гимнастику с опорой руками о стол или другую поверхность. А потом уже в положении с согнутыми руками перед собой на уровне груди.
Пальчиковые игры целесообразно начинать с самых простых упражнений, таких, как «Посолим суп» (собранными в щепоть пальцами ведущей руки имитируем названное движение); «Птички» (птички-пальчики «склевывают», например, слова с заданным звуком); «Почистим клювы» (большим пальцем дети тщательно со всех сторон «очищают» каждый пальчик ведущей руки).
Затем можно перейти к более сложным играм. В качестве словесного сопровождения пальчиковых игр предпочтительны малые фольклорные формы (потешки, небольшие стихи, считалки). Ритм речи, особенно ритм стихов, способствует координации и произвольной моторики, кроме того, с помощью стихотворений вырабатывается правильный ритм дыхания, развивается речеслуховая память. Для того чтобы понять принцип проведения «Игр с пальчиками» предлагаю Вам поиграть:
Жил-был зайчик
Длинные ушки.
Отморозил зайчик
Лапки на опушке.
Отморозил носик
Отморозил хвостик.
И поехал греться
К ребятишкам в гости.
Там тепло и тихо –
Волка нет.
И дают морковку на обед.
Хлопают в ладоши
Три пальца в кулак, указательный и средний – уши
Сжимают и разжимают пальцы обеих рук.
Трут ладошки друг об друга
Сжимают и разжимают пальцы обеих рук
Гладят кобчик
Трут ладони друг об друга.
Сжимают и разжимают пальцы обеих рук
Хлопают в ладоши
Поглаживают живот ладонью ведущей руки по часовой стрелке.
Всем вам известны такие потешки как «Сорока белобока», «Ладушки», «Этот пальчик Бабушка.», однако существует множество и других интересных текстов стихотворений, потешек которые могут стать основой для пальчиковой гимнастики.
После того как ваш ребенок научится выполнять простые варианты «пальчиковой гимнастики» можно перейти к более сложным играм с пальчиками. Так, например, существуют упражнения «Кулак-ребро-ладонь»,которые используется для развития межполушарных связей. Предлагаю вам на своем опыте прочувствовать воздействие такого рода упражнений на деятельность головного мозга.
Ладони лежат на столе или на коленях правая повернута вверх, а левая вниз. Произнося текст, ладони меняют свое положение, нужно следить, чтобы ребенок не срывался на одинаковое положение рук.
Мы играли в ладушки—
Жарили оладушки.
Так пожарим, повернем
И опять играть начнем.
У нашего у Гришеньки
Под окошком вишенки.
У Семена в саду клены,
У Алены дуб зеленый
У Марины куст малины
У Арины две рябины,
А у Вани
На плетень
Зелененький
Вьется хмель.
Выставляют два кулака, ставят ладони на ребро, показывают две ладони- выставляют два кулака- левая рука: загибают пальцы, начиная с мизинца, показывают ладонь, выставляют кулак- ладонь- кулак.
Хорошо использовать пальчиковую гимнастику с элементами массажа биологически активных зон.
Жили-были зайчики
На лесной опушке
Жили-были зайчики
В беленькой избушке.
Мыли свои ушки,
Мыли свои лапки.
Наряжались зайчики
Надевали тапки.
3 три пальца в кулак, указательный и средний – ушки, хлопают в ладоши, показывают ушки, показывают домик. Трут уши. Моющие движения руками. Движения ладонями сверху вниз по туловищу. Показывают.
Хотелось бы еще раз подчеркнуть, что лишь при регулярном проведении этих упражнений с ребенком, вы достигнете желаемого эффекта, т. е. разовьете у вашего ребенка мелкую моторику, а значит и речь, память, внимание, зрительное и слуховое восприятие. Для того чтобы уже на сегодня вы смогли поиграть со своим малышом с пальчиками, дарим вам буклеты «Мои пальчики расскажут». Для тех, кого заинтересуют данные игры, в групповом родительском уголке мы оставим папку передвижку, в которую поместим расширенный вариант различных игр и упражнений с пальчиками.
Перечень рекомендуемой литературы:
- Шанина С. Е., Гаврилова А. М. «Играем пальчиками — развиваем речь» Москва, 2008г.
- Навицкая О. П. «Ум на кончиках пальцев» Москва «Сова», 2006г.
- Данилова Л. «Пальчиковые игры» Москва «Росмэн», 2008г.
- Хвастовцев А. «Умные ручки» Новосибирск «Сибирское издание», 2008г.
- Драко М.В. Развивающие пальчиковые игры Минск «Попурри», 2009г.
- Чурзина Н. О. Пальчиковые куклы. Москва «Сова», 2007г.
- Хвастовцев А. Умные ручки. Пальчиковые потешки для детей от 3 месяцев до 7 лет. Новосибирск «Сибирское университетское издание», 2008г.
- Анищенкова Е. С. “Пальчиковая гимнастика”,изд. АСТ, 2007г.
- Картуша М. Ю. “Логоритмика для малышей” Москва, “ТЦ Сфера”, 2004г.
- Светлова И. “Развиваем мелкую моторику”
- Тимофеева Е. Ю., Чернова Е. И. “Пальчиковые шаги” Санкт-Петербург, “Корона”, 2007г.