сценарий развлечения для детей подготовительной к школе группы
Составила: музыкальный руководитель Грибанова О.Ю.
Цель: создание веселого праздничного настроения посредством народных игр, плясок, танцев и колядок.
Задачи:
– формировать стремление активно участвовать в развлечениях, испытывать чувство веселья и радости;
– расширять представления о народных и православных праздниках;
– развивать эмоциональную сферу, чувство сопричастности к всенародным торжествам;
– воспитывать интерес к народным традициям;
– осуществлять работу о традициях, расширять и уточнять знания детей по данной теме, используя музыкально-дидактические игры.
Предварительная работа:
– знакомство с народными праздниками, православными традициями (рассказы, беседы, рассматривание картин);
– чтение художественной литературы (русские народные сказки);
– разучивание колядок, танцев, частушек, игр.
Действующие лица: Ведущие, Хозяйка, Медведь, Коза, Колядовщики – дети.
Зал оформлен в стиле русской избы. В оформлении использованы предметы быта и прикладного искусства: стол, скамьи, вышитые полотенца, прялка, самовар, русские народные игрушки.
Ход развлечения
Муз. рук.: Здравствуйте, ребята! Настроение у всех отличное? (да). Веселиться готовы? (да).
Зима не только самое долгое время года, но и самое богатое праздниками. Это – Рождество и Новогодние святки, Крещение. Святки или святые вечера – так в России называли праздничные дни от Рождества и до Крещения. Сегодня мы вместе с вами попробуем представить, как праздновали этот замечательный праздник на Руси.
Внимание! Наш праздник начинается. А вот и первые гости пожаловали!
Выходят ведущие
1 вед.:
Что за шум у нас в саду?
Это же ряженые идут, нам веселье несут!
2 вед.:
Все на Святки, все на Святки,
Все пришли сюда ребятки!
1 вед.:
Это что такое – Святки?
Вы не слышали, ребятки? (ответы детей)
2 вед.:
Что ж придется рассказать
И, конечно, показать!
1 вед.:
Праздник этот самый длинный.
Он веселый и старинный.
2 вед.:
Наши предки пели, ели,
Веселились две недели.
1 вед.:
Наряжались и шутили,
Праздник ждали и любили.
Все (вместе):
Так давайте же сейчас
Встретим мы его у нас!
1 вед.:
Ой, ребятки, нынче Святки,
Не пора ль нам спеть Колядки?
Дети исполняют Колядки
После песни дети – колядовщики подходят к ведущим.
Вместе они идут к домику, где их встречает Хозяйка.
Хозяйка: Здравствуйте, гостюшки! Здравствуйте, милые! С чем пожаловали?
Колядовщики (вместе): Пришла Коляда, отворяй ворота!
Дети – колядовщики:
- Мы пришли вас прославлять,
Да хозяйку величать.
- Ой, коляда, коляда,
Золотая голова!
Приходила коляда,
Всем добра нам принесла.
- Желаем счастливого Нового года
Во всех начинаниях.
Хорошей погоды.
- Пусть сбудется всё, что у Вас на примете.
Пускай почитают родителей дети. - Пусть горе обходит сторонкою хату,
Пусть с песней живётся легко и богато!
Хозяйка:
Ах, спасибо вам, ребятки,
Что пришли в мой дом на святки!
1 вед.: А сорить у вас хозяйка, можно?
Хозяйка: Можно, можно, сорите сколько хотите! (Дети разбрасывают зерна). Вот спасибо гости! Это значит, вы мне желаете добра, да богатства!
2 вед.:
А сейчас выходи, честной народ!
Попляши, да поскорей, чтобы было веселей!
Дети исполняют танец «Коляда»
Хозяйка: Тише, тише! Кто – то там постучался в двери к нам! (дети садятся на стулья)
Входят ряженые (Коза с Медведем), рассыпают зерно.
Коза и Медведь (вместе):
Сеем, сеем, посеваем,
С праздником вас поздравляем.
Коза: Открывайте сундучки, доставайте пятачки.
Медведь: Открывайте свой буфет и давайте нам конфет.
Хозяйка: Ишь, какие вы шустрые. Сначала повеселите нас.
Коза:
А ну, Топтыгин, шаркни ножкой,
Повесели гостей немножко.
Медведь:
Давай, Коза, покажем,
Как мы лихо пляшем! (топает ногами)
Коза:
А сейчас пойдём плясать
Наши ножки разминать.
Медведь: И вы не смотрите, с нами пляшите.
Проводится игра «Шел козел по лесу»
Коза: А ну-ка, Медведь, покажи, как старики да старушки пляшут.
Медведь:
Вот так, вот так, потихонечку,
Вот так, вот так, полегонечку. (Медведь имитирует движения пляски, держась за спину).
Коза: А сейчас покажи – ка, Медведь, как парни да девки пляшут.
Медведь.
Вот так, вот так, да вприсядочку,
Вот так, вот так, да вприскочечку. (Медведь выполняет плясовые движения – пружинящие, с выставлением ноги на пятку, поскоками по кругу).
1 вед.: Коза и Медведь! Какие вы веселые!
Хозяйка: Ну, а какой святочный праздник без шуток-прибауток, без веселых частушек. «Девчушки-веселушки», да отважные «Молодцы-удальцы», а не спеть ли нам частушки?
Дети исполняют частушки
1 ВСЕ: Начинаем петь частушку
Первую, начальную,
Мы хотим развеселить
Публику печальную!
2 Д: Раздайся, народ,
Сейчас пляска пойдёт!
Пойду, попляшу,
На народ погляжу!
3 М.: Наши девки маленьки,
Чуть побольше валенка,
Ну а как заголосят,
Всех в округе удивят!
4 Д.: Оханьки, да аханьки,
Какие парни махоньки,
Из-за кочек, из-за пней
Не видать наших парней!
5 М.: Моя милка маленька
Обувает валенки,
А когда обуется,
Как пузырь надуется!
6 Д.: Ой, пол провались,
Потолок обвались,
На доске остануся,
С частушкой не расстануся!
6 ВСЕ: Мы вам пели и плясали,
Дорогая публика,
Не держитесь за карманы –
Не возьмём ни рублика!
2 вед.: (Обращается к Козе и Медведю) Ну что, понравились вам наши частушки? (ответы). Оставайтесь с нами на празднике!
1 вед.: Тара, тара, тарара, начинается игра?
Проводится русская народная игра «Золотые ворота»
Дети (ворота) выбираются считалочкой, они встают лицом друг к другу и поднимают вверх руки – это ворота. Остальные игроки берутся друг за друга так, что получается цепочка, которая должна быстро пройти между воротами.
Дети – «ворота» поют:
Золотые ворота,
Проходите господа.
Первый раз пройдем,
Всех детей соберем
Дети – «ворота» говорят:
Первый раз прощается,
Второй – запрещается.
А на третий раз
Не пропустим вас!
С этими словами руки опускаются, ворота захлопываются. Те, которые оказались пойманными, становятся дополнительными воротами. “Ворота” побеждают, если им удалось поймать всех игроков. Игра продолжается до тех пор, пока не останется три-четыре не пойманных играющих, опускать руки надо быстро, но аккуратно.
Медведь: А я знаю игру «Заря – заряница», хотите, научу?
2 вед.: А мы с ребятами знает такую игру.
Медведь: Так давайте поиграем.
Проводится игра «Заря-заряница»
Дети стоят в кругу. Водящий держит в руках голубую ленту и идет за кругом. Дети говорят слова:
«Заря-заряница, красная девица,
По полю ходила, ключи обронила,
Ключи золотые, ленты голубые».
Затем водящий кладет ленту между двумя игроками и говорит:
«Раз, два, не воронь, а беги, как огонь!»
Два игрока бегут в разные стороны за кругом. При возвращении каждый пытается схватить голубую ленту.
Медведь: Молодцы «Девчушки – веселушки», да отважные «Молодцы -удальцы»
Хозяйка: (Достает клубочек) А у меня есть клубочек, не простой а озорной
Русская народная игра “Клубочек”
Участники берутся за руки цепочкой. Один крайний участник (узелок) ведёт за собой всю цепочку, не спеша вращается на месте, и вся цепочка участников завивается вокруг него «клубком».
Когда клубок закрутился полностью, все поднимают руки, не расцепляя их и за узелком выпутывается из «клубка», проходя под воротами и вытягивая всех остальных. Во время игры поется песенка:
Уж я улком шла, переулком шла,
Клубок ниточек нашла
Клубок катится, перекатится
Нитка тянется, перетянется
Клубок дале, дале, дале
Нитка доле, доле, доле
Тонка ниточка не рвись, поскорее раскрутись!
Когда клубок раскрутился и все встали в круг, поются слова
Я за ниточку бралась, тонка нить оборвалась!
все участники демонстративно «разрывают» руки.
Дети садятся
Хозяйка: В святые вечера люди колядовали и гадали. Вы хотите погадать, да судьбу свою узнать.
Гадание
Выключается свет, достается горшок с крупой, в котором лежат «гадальные» карточки с изображением людей разных профессий.
Хозяйка садится на стульчик посередине зала и говорит:
«Горшочек с вершочек,
Скажи нам, дружочек,
Что сбудется, станется,
Плохое пусть останется!»
Вызывает детей по очереди, они достают одну карточку
1 вед.: Вот каким веселым получился у нас праздник Святок.
2 вед.: Люди издавна верили, что в эти морозные январские дни
ходит по свету добрая богиня Коляда…
1 вед.: И несет в дом радость, счастье и здоровье.
Хозяйка:
Коляда пришла,
Всем веселья принесла.
Не сидите не скучайте,
Угощенья получайте.
Раздают угощение на подносах
Муз. Рук.: Спасибо вам, за ваши добрые слова, за поздравления и угощения.
Все герои (вместе): До свидания! До новых встреч!
1 Д: Начинаем петь частушку
Первую, начальную,
Мы хотим развеселить
Публику печальную!
2 Д.:. Раздайся, народ,
Сейчас пляска пойдёт!
Пойду, попляшу,
На народ погляжу!
4 Д.: Оханьки, да аханьки,
Какие парни махоньки,
Из-за кочек, из-за пней
Не видать наших парней!
6 Д.: Ой, пол провались,
Потолок обвались,
На доске остануся,
С частушкой не расстануся!
7 Д: Мы вам пели и плясали,
Дорогая публика,
Не держитесь за карманы –
Не возьмём ни рублика!
1 М.: Начинаем петь частушку
Первую, начальную,
Мы хотим развеселить
Публику печальную!
3 М.: Наши девки маленьки,
Чуть побольше валенка,
Ну а как заголосят,
Всех в округе удивят!
5 М.: Моя милка маленька
Обувает валенки,
А когда обуется,
Как пузырь надуется!
7 М.: Мы вам пели и плясали,
Дорогая публика,
Не держитесь за карманы –
Не возьмём ни рублика!