Консультация для родителей
Подготовила: учитель-логопед
Лисицкая Е.А.
Правильному речевому и физиологическому дыханию детей вполне можно обучить. Обучение, конечно же проводится в игровой форме.
Выполнение дыхательных упражнений в игровой форме вызывает у ребенка положительный эмоциональный настрой, снимает напряжение и способствует формированию практических умений. Ребенок, занимаясь дыхательной гимнастикой, попадет в особый микромир сказок, песен, игр, стихов.
Во время проведения игр и упражнений необходимо соблюдать некоторые правила:
Дуем всегда плавно, не надувая щеки и не поднимая плечи, слегка вытянув губы вперед, либо дуем на широко распластанный передний край языка, лежащий на нижней губе.
Вдыхать нужно «мягко» и коротко, но при этом достаточно глубоко; выдыхать — длительно и плавно.
По длительности упражнения короткие — не более 30 секунд непрерывной работы.
Нельзя играть сразу после принятия пищи.
Любые дыхательные упражнения проводить в хорошо проветренном помещении.
При проведении игр на развитие дыхания важно помнить, что такие упражнения быстро утомляют ребенка. Иногда даже могут вызвать головокружение. Поэтому игры должны ограничиваться по времени с перерывами на отдых.
Игра «Султанчик»
Взрослый предлагает ребёнку подуть вместе с ним, обращая внимание, как красиво разлетаются полоски.
Игра «Шарик» – на формирование произвольного ротового выдоха.
Подуть на лёгкий шарик для пинг-понга, который находится в тазике с водой.
Игра «Пёрышко»
Сдувать с ладони взрослого пёрышко, лёгкий ватный шарик.
Игра «Бабочка, лети» – на продолжительность ротового выдоха.
Дуть на бумажную бабочку, закреплённую по центру ниткой.
Бабочка летала,
Над Машенькой порхала,
Маша не боится,
Бабочка садится.
Взрослый «сажает» бабочку на руку ребёнку, побуждая его подуть.
Игра «Загони мяч в ворота»
На небольшой «мячик» (из фольги, ваты) ребёнок и взрослый попеременно дуют, перекатывая по столу.
Игра «Кораблик»
В емкость, наполненную водой поместить бумажный кораблик и дуть, что бы кораблик перемещался.
Игра «Задуй свечу»
Игра «Угадай по запаху» – на формирование носового вдоха.
Игра «Пузырьки» – формирование предпосылок комбинированного типа дыхания (вдох носом, выдох ртом).
Используется стакан до половины наполненный водой и соломинка для коктейля.
Ребёнок учится контролировать силу выдоха.
Игра «Капелька» – активизировать целенаправленный ротовой выдох.
Взрослый капает краской на лист бумаги и предлагает ребёнку подуть на неё через соломинку, капелька «бежит» и оставляет след на бумаге.
Игра «Катись, карандаш» – развитие длительного плавного выдоха, активизация губных мышц.
Дуть на карандаш, находящийся на столе.