Конспект мероприятия «Игровой марафон «День добрых дел» для детей старшего дошкольного возраста группы компенсирующей направленности
Составитель: учитель-логопед
Анищенко Неонила Евгеньевна
Форма мероприятия: игровой марафон для детей старшего дошкольного возраста.
Продолжительность: в течение дня.
Участники: учитель-логопед, воспитатели, дети, родители.
Аннотация: марафон проводится в течение дня в группах компенсирующей направленности для детей с ОВЗ. Этапы марафона соотносятся с режимными моментами. Время мероприятий, их продолжительность может, меняется в зависимости от расписания. Марафон проводят учитель-логопед и воспитатели группы в соответствии с планом. Продолжить марафон дома могут родители дошкольников.
Цель: прививать детям дошкольного возраста нравственные общечеловеческие ценности.
Задачи:
Образовательные:
– обобщить представления детей о доброте, как о ценном качестве человека; – раскрыть сущность понятий «добро» и «доброта», «добрые поступки».
Развивающие:
– развивать у детей логическое мышление, воображение и внимание.
Воспитательные:
– воспитывать добрые чувства к окружающим людям, помочь детям понять, что все нуждаются в любви и доброжелательном отношении.
Оформление и наглядность: музыкальный зал украшен цветами и шариками. На шариках нарисованы улыбающиеся смайлики.
Оборудование и технические средства: ноутбук, колонки, запись песни «Если добрый ты», запись голоса «Бабы-Яги».
Декорации, реквизит, атрибуты: солнце (нарисованное и вырезанное из ватмана или макет), лучи для солнца, письмо, букет, ваза, два портрета Бабы-Яги (хмурый и добрый) зеленые и красные круги из двухстороннего картона, кубики разной формы и обручи для препятствий, маски на глаза.
Ход мероприятия.
- Часть 1. «Доброе утро».
Мини-беседа «Что такое доброта?»
Воспитатель: Ребята, сегодня 15 марта, отмечают «День добрых дел».
А вы знаете, что такое доброта? Какого человека можно назвать добрым?
Знаете ли вы ребята, что чем больше вы будете совершать добрых дел в жизни, тем уважительнее будут относиться к вам другие люди. Хотите проверить насколько добрыми и отзывчивыми можете быть вы.
Ответы детей.
Игра «Скажи доброе слово»
Воспитатель показывает детям солнышко, объясняя, что лучики у солнышка появятся, когда будут совершаться добрые дела и предлагает детям начать «День добрых дел» с добрых слов друг для друга.
Дети передают друг другу игрушечное сердце, называя того, кому его передали по имени ласково и придумывают для него доброе пожелание.
Воспитатель: Молодцы ребята, отлично справились. Это первый лучик для солнышка. (Отдает детям лучик). Сохраните его бережно, когда соберете достаточно лучиков, то сможете сделать солнышко.
- Часть 2. «Добрый день».
Досуг «День добрых дел»
Звучат: песня «Если добрый ты» из м/ф «Приключения кота Леопольда».
Логопед: День у нас сегодня совсем необычный! День, наполненный добротой, нежностью и лаской, потому что у нас сегодня «День Добрых дел»! Я долго думала, на что похожа доброта? А потом поняла, что доброта человека очень похожа на солнышко, от которого исходит золотистый цвет. Все его лучики, касаясь людей и детей, делают их добрее. А вы, как считаете, на что похожа доброта? (Ответы детей).
Воспитатель: Ребята, давайте поиграем в игру «Добрые дела». Перечислите, какие добрые дела можете выполнить вы – дошкольники? Кто больше вспомнит и назовет таких дел, которые вы выполняли?
По очереди дети называют дела, и каждый ребенок загибает пальчик (считают выполненные дела).
Ответы детей: вытереть пыль на полках в группе или дома, полить цветы, помочь помощнику воспитателя накрыть стол, убирать игрушки, помогать младшим (поиграть с ними, поделиться игрушкой, вести себя хорошо, починить книгу), не кричать и не драться с другими детьми и т. д.
Логопед: Каждый человек должен иметь добрым, говорить добрые слова, чтобы всем помогать, кто попал в беду. А как говорят о таких людях? Какие они? (Ответы детей).
Действительно, о таких людях говорят: «Это добрый человек». А добрые дела добрых людей называют добрыми поступками. Давайте мы с вами рассмотрим иллюстрации и обсудим, где изображены хорошие, добрые поступки, а где – нет. (Дети рассматривают картинки и рассказывают о поступке детей.) Ребята, вы целые день находитесь в детском саду, общаетесь друг с другом, ваши ручки могут делать много разных дел в группе. Но дела бывают добрые и недобрые. А вы знаете, какие бывают недобрые дела? (Когда отбирают игрушки, разбрасывают, ломают, ссорятся друг с другом бросают бумажки, фантики от конфет и т.д.)
Да, недобрые дела — это те, которые приносят вред, расстраивают, могут сделать больно кому-то, портят настроение. Да, добрые дела приносят всем радость, помогают быть добрым и внимательным.
Логопед: Я вижу, вы знаете, как быть добрыми, вежливыми людьми и знаете добрые слова. Какие это слова? А как их надо произносить? (Ответы детей: ласково, негромко, глядя в глаза человеку, которому их говоришь). Я с удовольствием поиграю с вами в игру «Доскажи слова». Я начну, вы продолжайте, хором дружно отвечайте.
-Придумано кем-то просто и мудро
При встрече здороваться: доброе утро!
– Растает даже ледяная глыба
От слова теплого — спасибо.
– Зазеленеет старый пень
Когда услышит — добрый день.
– Когда вас ругают за шалости
Вы говорите — простите, пожалуйста. (Н. Красильников)
Воспитатель: Ребята, посмотрите друг другу в глаза, подарите друг другу свои улыбки. И наше Солнышко стало еще ярче и лучистее на один лучик. Храните его очень бережно, пожалуйста.
Упражнение на расслабление.
Воспитатель: Поиграем с лучиком, повторяйте за мной:
Солнечный зайчик заглянул вам в глаза. Закройте их. Он побежал дальше по лицу, погладьте его ладонями: на лбу, на носу, на ротике, на щёчках, на подбородке; поглаживайте аккуратно, чтобы не спугнуть, голову, шею, животик, руки, ноги. Он забрался за шиворот? Погладьте его и там. Он не озорник-он любит и согревает вас своим теплом. А теперь лучику надо идти дальше. Возьмите его в ладошки, вытяните их вперёд и вверх. Откройте глаза, выпустите зайчика и помашите ему вслед…
Логопед: Знаете ли вы ребята, что здороваться можно разными способами. Например, предлагаю вам поздороваться вот так…
Игра «Весёлые приветствия».
Глазами и головой (дети здороваются глазами так, как придумывают в этот момент, можно предложить подмигивание, кивок головой и др.).
Руками (дети здороваются, как могут и как им позволяет фантазия).
Голосом (сказать: «Здравствуй!», «Привет!», «Здорово!»).
А теперь немного изменим правила. Вы по сигналу начинаете двигаться по залу и здороваться со всеми, кто встречается на пути. Здороваться надо определенным образом:
- Один хлопок – здороваемся за руку;
- Два хлопка – здороваемся плечиками;
- Три хлопка – здороваемся спинками.
Воспитатель: А сейчас я предлагаю игру «Не ошибись, пожалуйста!»
Я буду просить вас исполнить задание, но выполнять его надо только тогда, когда я назову “волшебное слово” — пожалуйста. Будьте внимательны!
– Встаньте, пожалуйста!
– Будьте добры, похлопайте в ладоши!
– Поднимите руки!
– Потопайте, пожалуйста.
– Попрыгайте, пожалуйста.
– Руки вперед.
Садитесь, пожалуйста.
Логопед: Может, мы немножко отвлечемся и гимнастикой займемся?
Я иду, и ты идёшь – раз, два, три (шаг на месте).
Я пою, и ты поёшь – раз, два, три (дирижируем руками).
Мы идём и поём – раз, два, три (идём по кругу в одну сторону).
Очень дружно мы живём – раз, два, три (идём по кругу в другую сторону).
Мы живём, не тужим, и со всеми дружим (идём в круг, взявшись за руки и друг друга обнимаем).
Воспитатель: Ребята, смотрите, письмо лежит. Прочитайте, что в нем написано. (Дети читают письмо).
«Здравствуйте, ребята! Мы живем в Цветочной стране, мы знаем, что вы очень добрые, поэтому приготовили для вас очень красивый букет. Но случилась беда. Налетел сильный ветер, он сдул букет. Помогите, пожалуйста, собрать все цветы из букета».
Логопед: Ребята, давайте поможем? Цветы не простые, а волшебные. Нужно сказать доброе слово, а потом прикрепить лепесток к цветку. (Дети по очереди говорят вежливые слова).
Воспитатель: Молодцы, ребята! Думаю, жители Цветочной страны очень рады, помощи, говорят вам «Спасибо» и посылают яркий солнечный лучик.
В день сегодня доброты,
Было столько теплоты,
Что от этой теплоты,
Распустились все цветы!
Звучит музыка “Бабы-Яги” и аудио запись её голоса, которая предлагает найти её с небольшой инструкцией, где она спрятала свой портрет.
Логопед: Для того чтобы найти портрет, вы ребята, должны пройти таинственной дорогой.
Игра «Повтори маршрут»
Дети должны выполнить те движения, которые предлагает ведущий. «Сделай три шага вперед, теперь поверни направо, четыре шага вперед, поворот налево и т.п.». Упражнение можно усложнить дополнительными действиями или препятствиями. «Три шага вперед, теперь перешагни препятствие. Один маленький шаг назад, повернись вокруг своей оси и сделай два шага вперед и т.п.». Таким образом, дети подходят к месту, где спрятан нужный предмет.
Дети находят картинку Бабы-Яги страшную и хмурую.
Воспитатель предлагает детям подарить Бабе-Яге букет жителей Цветочной страны, говоря ей добрые слова. Дети берут по одному цветку, подходят к портрету Бабы-Яги, дарят ей цветок и говорят комплименты или вежливые слова, ставят цветок в вазу. Например: «Бабушка, стань, пожалуйста, доброй!» или: «Бабушка, я тебя люблю!»
Воспитатель ставит в вазу последний цветок из букета, закрывая от детей портрет и заменяет картинку на изображение доброй и улыбчивой Бабы-Яги. Перед портретом оставляет солнечный лучик.
Логопед: Доброта – это стремление людей подарить счастье всем людям.
Понять и исполнить желание другого – одно удовольствие, честное слово!
Я попытаюсь сейчас угадать ваше желание. Вы хотите сюрприз! Я права?
Тогда, ребята, наш праздник не закончился, а продолжится на улице.
Возвращаясь в группу, дети вместе с педагогами прикрепляют солнечные лучи.
Игры на прогулке
Игра «Качества настоящего друга»
Логопед: Знаете ли вы дети, какими качествами должен обладать «настоящий друг»? (Ответы детей). Я назову вам несколько качеств друзей и если это качество подходит к другу, то вы можете поднять зеленый круг, если нет, то красный (воспитатель и логопед раздают детям круги).
«Вежливый, внимательный, глупый, грубый, капризный, смелый, верный, надёжный, злой, терпеливый, жадный, ответственный, стойкий, честный.
Воспитатель: Молодцы, вы справились с заданием и получаете за это лучик добра.
Игра «Проведи через препятствие»
В беседке на полу размещаются препятствия. Одному из детей закрывают глаза маской. Другому — предлагается аккуратно провести невидящего ребенка мимо препятствий.
Логопед: Вы настоящие друзья. Справились и с этим заданием. Возьмите солнечный лучик.
Игра «Скажи наоборот»
Логопед: Следующим заданием будет ваше умение плохие слова заменить на хорошие. Я буду бросать вам мяч, тот, кто его поймает, должен изменить мое слово. Готовы?
Грубый – ласковый, злой – добрый, жадный – щедрый, грустный – веселый, вражда – дружба, горе – радость, ненависть – любовь, обман – правда, унижение – похвала, жестокость – нежность.
Воспитатель: И с этим заданием вы справились, вот ещё один лучик.
Игра «Сад добра»
Логопед: Добрых слов вы знаете очень много. А сейчас я приглашаю вас в «Сад Добра». Представьте, что вы – это деревья, растущие в саду. Я буду называть разные дела, которые можно совершить за день. Если вы одобряете их, то поднимайте руки (ветки) вверх, а если вам дела не понравятся, то руки опускают. Дерево огорчается, ветки плачут.
- Поздороваться при встрече.
- Уступить место в автобусе пожилому человеку.
- Пожаловаться на всех подряд.
- Смастерить кормушку для птиц.
- Перебивать взрослых, которые разговаривают.
- Порадовать маму и папу.
- Сорить в общественных местах.
- Помочь другу в трудной ситуации.
- Выкрикивать на занятии.
- Поделиться печеньем с друзьями.
- Говорить плохие слова другим детям.
- Ударить другого ребенка.
- Помочь пожилому человеку перейти проезжую часть через пешеходный переход.
Логопед: Здорово, ребята, я вижу, вы все очень постарались насобирать, побольше лучиков добра. Возьмите еще один луч. Вернувшись в группу, не забудьте прикрепить лучик к солнышку.
- Часть 3. «Добрый вечер»
Воспитатель: Как много солнечных лучиков у вас получилось собрать за день. Ребята, а солнышко дарит добро? (ответы детей) Я вам предлагаю подарить ваши солнечные лучики друг другу (дети дарят лучики, кто кому захочет). Теперь можно украсить солнышко лучами доброты (совместно с воспитателем прикрепляют лучи к солнцу). Вам нравится наше солнышко?
Посмотрите на это прекрасное солнышко и ответьте, вам интересно было сегодня выполнять задания? Как вы думаете, вы хорошо с ними справились? (ответы детей).
Рефлексия «Свеча»
Дети «зажигаются» свечу с помощью рук.
Воспитатель: Расскажите мне, какое у вас настроение после проведённого дня, какое задание показалось им самым трудным, что понравилось больше всего. «Зажжённую» свечу, дети, высказавшись, передают по кругу. Вечером, дома, вы можете продолжить «День добрых дел» с родителями. А утром расскажите мне, как вы закончили «День добрых дел».
Игра” Пирамида”
Педагог и дети складывают пирамиду из рук и произносят девиз “Спешите делать добро!”
Используемые источники:
https://infourok.ru/scenariy-meropriyatiya-den-dobrih-del-v-detskom-sadu-3176361.html Смирнова Н. Н. «День добрых дел» в детском саду.
https://www.maam.ru/detskijsad/nod-den-dobryh-del.html Павликова О. Конспект НОД «День добрых дел»
https://infourok.ru/scenariy-razvlecheniya-dobrie-dela-starshaya-gruppa-3774617.html Н. С. Залилова «Добрые дела»
https://nsportal.ru/detskii-sad/vospitatelnaya-rabota/2019/02/03/kvest-igra-den-dobryh-del Козлова О. Г. Квест – игра «День добрых дел»
https://www.maam.ru/detskijsad/igra-viktorina-dlja-detei-podgotovitelnoi-k-shkole-grupy-na-temu-den-dobryh-del.html Е. Леонтьева. Игра-викторина для детей подготовительной к школе группы «День добрых дел»