КОНСПЕКТ НОД по познавательному развитию тема «ГОРЖУСЬ ТОБОЙ, РОССИЯ!»
Подготовила и провела воспитатель: Крапивина Л. В.
Цель: закрепить знания детей о природе России, о народных умельцах, о русских народных инструментах. Воспитывать у детей интерес к истории своей страны, чувство любви и гордости за свою страну. Закрепить знания детей о символики страны: флаг, герб, гимн.
Предварительная работа: разучить с детьми песни «Песня о России, танец «Русские матрешки», стихотворения: «Наша Родина» Н. Забила, «Береза» С. А. Васильева; загадку о балалайке. Подготовить изобразительные материал, силуэты матрешек для коллективной работы.
Воспитатель:
– Много стран на планете Земля. Каждая страна имеет символы, историю, традиции, людей, прославивших ее, войска для защиты народа. Как и у человека у страны есть имя.
– Как называется наша страна? (Россия).
– А, мы, живущие в ней? (россияне).
– Россия страна большая, красивая: в ней есть леса, поля, реки, горы.
– Сейчас Арина , прочитает стихотворение, Н. Забила «Наша Родина».
«Как велика моя земля,
Как широки просторы!
Озера, реки и поля,
Леса, и степь, и горы.
Раскинулась моя страна
От севера до юга:
Когда в одном краю весна,
В другом – снега и вьюга».
Владик:
«Люблю тебя моя Россия
Степей задумчивую грусть.
Люблю все то, что называют
Одним широким словом «РУСЬ».
Песня «Россия. Летят журавли»
Воспитатель:
– Наша Родина – большое и красивое государство. У любого государства есть отличительные знаки – символы.
Что это за символы?
–(Флаг, герб, гимн).
– Поговорим о флаге. Из каких цветов состоит флаг нашей страны?
–(Из белого, синего, красного).
– Что означает белый цвет?
–(Он говорит о том, что наша страна миролюбивая, она ни на кого не нападает).
–(Синий цвет – это вера, верность, народ любит свою страну, защищает ее, верен ей).
–Цвет силы, это кровь людей, пролитая за Родину).
Воспитатель:
– Как вы думаете, что такое гимн?
–(Эта главная песня страны).
Воспитатель:
– Он исполняется в торжественных случаях, в знак уважения к стране. Велика наша Россия, но на ее территории находится наш край. Как он называется (Краснодарский край)
В нашем крае живет много национальностей. Вспомните, народы каких национальностей живут в нашем крае?
– Чем богат наш край? Почему его называют житницей и здравницей?
Девочка читает стихотворение:
«Русь деревянная – края дорогие.
Здесь издавна русские люди живут.
Они прославляют жилища родные,
Раздольные песни поют. ..»
«Песня «Хохлома».
Воспитатель:
– Россия – страна очень большая и красивая. Через всю страну протекает много рек, назовите, какая главная река протекает у нас в крае?
В России очень богатые леса.
– Кто знает и назовет дерево, которое у славян издревле считалось священным.
–(Береза).
Ребёнок читает стихотворение «Береза» С. А, Васильевой.
«В белых платьицах подружки
Из русской выросли земли.
На лесной стоят опушке,
Листья в косы заплели.
В мае россыпью сережек
Их украсится наряд
Много исходив дорожек,
Я всегда березе рад».
Воспитатель:
Ребята, мы поговорили чем славится наша Россия.
– А теперь, представьте, что мы с вами отправляемся на ярмарку, где продаются прекрасные вещи, сделанные руками русских мастеров.
– Что будем покупать? Отгадайте загадку:
Ребёнок загадывает загадку:
«В руки ты ее возьмешь,
То растянешь, то сожмешь.
Звонкая, нарядная,
Веселая, трехрядная.
Заиграет, только тронь
Наша русская». ..(гармонь).
Воспитатель:
– Ну, гармонист, выходи. Ребенок читает стихотворение:
Мальчик:
«По бокам коробочки
Костяные кнопочки.
Растянул ее меха
Стал похож на жениха».
Воспитатель:- Алина, загадай, нам еще загадку:
– «Ой, звенит, она звенит,
Всех в округе веселит.
А всего-то три струны.
Ей, для музыки, нужны.
Кто, такая, отгадай-ка.
Это наша». ..(балалайка).
Ни одна ярмарка не обходилась никогда без этих музыкальных инструментов.
Воспитатель:
– К нам в Россию, приезжает очень много гостей из разных стран: из Англии, Германии, Франции, Японии и всегда увозят с собой наш российский сувенир.
– Как вы думаете, какой сувенир увозят гости?
– Давным-давно (сто лет) назад родилась расписная матрешка. Ее придумал художник Сергей Васильевич Малютин. А прообразом нашей матрешки послужила фигурка добродушного старичка мудреца Фукуруму, из Японии.
– Как выглядела первая русская матрешка?
– Самая большая – первая – изображала девочку в сарафане и платке с черным петушком в руках. Внутри находилась фигурка мальчика, опять фигурка девочки и так далее. Все они отличались чем-нибудь друг от друга, а последняя – восьмая – была младенцем, завернутым в пеленку.
– Почему игрушку назвали матрешка?
– В доме у художника работала Матрена добрая и красивая девушка в честь ее назвали игрушку.
Лиза
«Мы матрешки, мы сестрички,
Мы толстушки-невелички.
Как пойдем плясать и петь –
Вам за нами не успеть».
– Ну, матрешки, выходите, да для нас попляшите.
Танец – песня «Русские матрешки».
Воспитатель:
– Вот мы с вами и побывали на ярмарке. Пели, да танцевали, себя показали.
– Россия еще славилась и народными умельцами:
– Мы, с вами отправляемся в мастерскую, рисовать будем, да матрешки расписывать.
(Дети рисуют матрешек).
Воспитатель: Ребята, мы с вами сегодня замечательно провели время. Вспомнили символы нашей Родины, ее особенности. Никогда нельзя забывать, что Родина, как и мать у человека одна. Родину человек не выбирает и нужно любить и беречь ее, делать все для процветания нашей страны!