Составитель: музыкальный руководитель Грибанова О.Ю.
Музыка занимает особое место в развитии и воспитании детей дошкольного возраста.
Занятие музыкой имеет огромное значение в умственном, нравственном, эстетическом и физическом воспитании. Ребята в возрасте от трех лет до семи систематически занимаются всеми видами музыкальной деятельности: учатся петь, танцевать, слушать, играть на музыкальных инструментах. У детей развивается память, мышление, воображение, ориентировка в пространстве, Идёт постоянная работа над дикцией, ребята учатся правильно пропевать звуки, слова, предложения, правильно владеть своим голосом, дыханием. Учатся выразительно, ритмично, красиво танцевать, выражать в танце свои чувства и эмоции. При систематическом слушании музыки у детей вырабатывается усидчивость, внимание.
В этом возрасте уже появляются музыкальные предпочтения, малыши могут проявить интерес к музыкальному образованию.
Музыка в семье
Основы музыкальной культуры дошкольников закладываются прежде всего на музыкальных занятиях в детском саду, но огромную роль играет семья.
Для совместных музыкальных занятий с детьми совершенно не нужно быть профессиональным музыкантом, достаточно лишь доброжелательного настроя. Иногда не нужно даже выделять особое время под занятия. Я подготовила небольшой список идей для музыкальных минуток дома:
- Придумать (или найти) и разучить коротенькую песенку для ежедневных дел: приём пищи, чистка зубов, подготовка ко сну. Её можно начинать напевать, чтобы малыш подготовился к тому, что пришло время идти спать или, например, не забыл помыть руки после прогулки.
- Песенки в жанре «Что вижу, то и пою» – это игра, которая прекрасно развивает речь и слух ребенка. Используйте несложные мелодии и просто пропевайте то, что вы сейчас делаете: «Мы построим дом, все мы в нем живем. Мама, папа, я – дружная семья!», « Суп мы варим вместе, вместе интересней. С бабушкой и с дедушкой гораздо все быстрей!» Такое занятие влияет на развитие речи, скорости мышления и творческих способностей малыша?
- В процессе сборов в сад, готовки и дел по дому можно включать энергичную музыку и придумывать различные танцы под неё. Можно придумывать танец загрузки белья в стиральную машину, мытья яблок или танец намыливания головы.
- Игра в ритмы не требует владения сложными музыкальными инструментами – можно выстукивать мелодии на ложках или другой кухонной утвари. Придумайте несложный ритм и попросите малыша повторить его. Вариантов правил данной игры невероятное множество.
Развивать музыкальный слух у ребенка нужно с помощью правильной музыки. От выбора музыкального материала зависит и направление развития личности малыша.
Не стоит включать малышу:
- Шумную и слишком громкую музыку. Такая музыка может вызвать у детей слезы и истерику, а у детей постарше – агрессию
- Песни с нецензурной лексикой. Тексты многих композиций содержат слова, которые даже взрослые стараются не употреблять в своей речи. Дети повторить нецензурное выражение могут с совершенно невозмутимым лицом. Отучать их от дурной привычки будет очень сложно.
- Затянутые и слишком медленные композиции. Спокойная и легкая музыка – это хорошо, но в меру. Расслабляющие композиции ребенку лучше слушать перед сном или после принятия пищи, а динамичные и веселые – до еды.
Репертуар может быть широким и включать в себя детские, эстрадные, джазовые, народные песни, классическую музыку.
Печальный факт – около 70% детей имеют низкую успеваемость в школе. Плохо усваиваются русский язык и математика, история и иностранный язык. Психологи считают универсальным способом улучшения успеваемости по всем предметам регулярные занятия музыкой. Причём, чем раньше они начнутся, тем лучше будет результат.