Составила Попова А.С.
Задачи.
Развивать двигательную активность ребенка; активизировать работу рук, учить повторять движения за воспитателем, упражнять в звукоподражании и произношении звукосочетаний и облегченных слов; развивать внимание, память.
Уровень развития движений ребенка определяет уровень его физического и психического развития. Чем выше его двигательная активность, тем он лучше развивается. Поэтому, начиная с самого раннего возраста, развитию общей и мелкой моторики ребенка необходимо уделять особое внимание.
Своевременное освоение малышом речи становится катализатором его успешного интеллектуального, творческого и социального развития. К тому же говорящего ребенка гораздо легче понять, и это серьезно облегчает жизнь ему самому и его любимым взрослым. Конечно же, нам хочется, чтобы наш замечательный малыш поскорей научился хорошо пользоваться речью. Можно ли как-то ему помочь?
Известно, что речью управляет центральная нервная система.
Ученые доказали, что двигательные импульсы пальцев рук влияют на формирование «речевых» зон и положительно действуют на кору головного мозга ребенка. Разнообразные действия руками, пальчиковые игры стимулируют процесс речевого и умственного развития ребенка.
Специальные речевые центры в мозге отличают речь от других звуков, дифференцируют фонемы, стимулирует речевые органы к воспроизведению звуков, осваивают и используют законы образования слов, словосочетаний и предложений, использования грамматических форм и многое другое.
Кисти рук — представители речевых центров мозга, при повышении их умелости и ловкости напрямую активизируются речевые функции — двойная сила.
Занятия и игры, направленные на развитие моторики кистей и пальцев рук. В настоящее время на рынке представлены разнообразные книги, пособия и игрушки, способствующие развитию мелкой моторики.
Итак, чем же можно заниматься с крохой:
- Игрыс водой — помогают снизить тонус и уменьшить напряжение пальцев и кистей рук, повысить их работоспособность, увеличить объем активных движений, что создает основу для новых возможностей в формировании необходимых умений и навыков.
- Массаж! – ежедневный, тщательный массаж кистей рук: мягкие массирующие движения и разминания каждого пальчика, ладошки, наружной стороны кисти, а также предплечья. Во время массажа в небольшом количестве можно использовать массажное или обычное детское косметическое масло. Массаж внутренней поверхности ладоней можно проводить с использованием различных предметов: карандашей с гладкой и ребристой поверхностью; пластмассовых, резиновых, деревянных шариков. Особенно важно уделять много внимания массажу, если у ребенка есть явные отставания в речевом развитии. Он дает отличные результаты.
Можно использовать такие игры как: «Крутись, карандаш», «Непослушные шарики» (катание ладошкой по столу или другой поверхности, «Не боюсь колючек» (используем бигуди-липучки)
- Фасолевые ванны — в любую емкость насыпать фасоль или горох, положить туда мелкие игрушки. Малыш запускает руки в фасоль перемешивают, пересыпают и выискивают игрушки. Эффекты: массажа
Также используют различные крупы.
- Лепка из разных материалов (соленое или обычное тесто, пластилин, глина). Кроме очевидного творческого самовыражения, малыш также развиваетгибкость и подвижность пальцев и способствует улучшению речи.
- Игры с пуговицами, бусинами, шнуровками — нанизывание на нитку, застегивание пуговиц на петли, перебирание пальцами бус из пуговиц или бусин, шнурование готовых основ: (елочка, башмачок, сюжетная картинка и т. д.)Можно нашить на ткань пуговицы разных размеров и цветов и малыш будет тренировать пальчики, одновременно развивая сообразительность и осваивая понятия большой-маленький.
- Мозаика — улучшает мелкую моторику, развиваетсообразительность и творческие способности.
- Пальчиковая гимнастика и пальчиковые игры — о том, что движения пальцев тесно связаны с речью, было известно. Талантливые люди из народа бессознательно понимали это. Играя с маленькими, еще не говорящими детьми, сопровождали слова песни, игрыдвижениями пальцев ребенка, отсюда появились известные всем «Сорока-ворона», «Ладушки», «Коза-рогатая»и т. д. А современные исследователи дополнили ассортимент увлекательных игр. Занимайтесь с малышом — игры и гимнастика для пальчиков способствует не только речевому, но и всестороннему развитию.
Например: «Развитие мелкой моторики рук у детей раннего возраста» Е. А. Янушко. Издательство «Мозаика-Синтез».
Как мы видим, функция руки и речь развиваются параллельно. Естественно, это должно использоваться в работе с детьми — и теми, у которых развитие речи происходит своевременно, и особенно с теми, у которых имеются различные нарушения развития речи. Совершенствование мелкой моторики — это совершенствование речи.