Автор: Гавриленко Людмила Ивановна
воспитатель МАДОУ ЦРР – д/с № 22
ст.Кавказская
2020 год
Предисловие
Потребность современного общества в гармоничном развитии личности предъявляет новые требования к системе образования. Современные условия характеризуются гуманизацией образовательного процесса, обращением к личности ребенка, развитию лучших его качеств. Реализация этой задачи объективно требует качественно нового подхода к обучению и воспитанию детей. Обучение должно быть развивающим, обогащать ребенка знаниями и способами умственной деятельности, формировать способности.
Игра – это наиболее доступный и ведущий для детей вид деятельности, способ переработки из окружающего мира полученных впечатлений. В игре ярко проявляются мышление и воображение ребенка, его эмоциональность, активность, потребность в общении. А интересная игра повышает умственную активность ребенка, и он может решить более трудную задачу, чем на занятии. Поэтому подбор игр для детей – это очень ответственный момент для каждого педагога. Ребенку нужна активная деятельность, способствующая повышению его жизненного тонуса, удовлетворяющая его интересы, социальные потребности.
Введение
Основные положения теории игровой деятельности были сформулированы и разработаны классиками русской и советской педагогики: К. Д. Ушинским, Н. К. Крупской, А. С. Макаренко, Л. С. Выготским, А. Н. Леонтьевым и другими. Дидактическая игра является для ребенка наиболее подходящей формой обучения. В дидактических играх дети уточняют, закрепляют, расширяют имеющиеся представления о предметах и явлениях природы, растениях и животных. Многие игры подводят детей к обобщению и классификации. Дидактические игры способствуют развитию памяти, внимания, наблюдательности, учат применять имеющиеся знания в новых условиях, активизируют разнообразные умственные процессы, обогащают словарь, способствуют воспитанию у детей умения играть вместе.
Игра всегда свободна. Ребёнка можно заставить изображать игровой процесс, но это будет не игра, а её имитация. В дошкольных образовательных учреждениях право детей на свободный выбор игр и других видов деятельности является одним из главных принципов, на которых строится образовательный процесс. Признавая это право, педагог проявляет уважение к воспитанникам, показывает, что ему важно их мнение и желание. Таким образом, он на личном примере учит ребёнка уважать и себя, и окружающих, прислушиваться к мнению другого и отстаивать собственное.
Игра расширяет и дополняет реальность. Дети — непревзойдённые выдумщики и фантазёры, но этот талант дан им не напрасно. Благодаря своей удивительной фантазии ребята постоянно мысленно создают и изменяют ситуации, «примеряют» их на себя и выбирают те виды деятельности и отношений, которые приходятся им по душе. Умело руководя ходом игры, педагог даёт детям положительные модели поведения, способствует формированию важных жизненных компетенций (как вести себя в обществе, взаимодействовать с людьми, проявлять свои лучшие качества, успешно осваивать новые знания и навыки).
Несмотря на быстро меняющуюся вокруг действительность и возникающие проблемы в развитии, неизменной тягой детей остается игра. Ведь именно «Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности», как говорил В. А. Сухомлинский.
Анализируя вышесказанное, считаю, что данное игровое дидактическое пособие полностью соответствует современным требованиям к дидактической игре и игре в целом:
– отражает реальную картину окружающего мира и доступно дошкольникам; – обеспечивает возможность играть как отдельному ребенку или небольшой группе детей, так и коллективу в целом;
– позволяет ребенку самостоятельно контролировать правильность выполнения задания;
– материалы для игры прочны, красочно оформлены, привлекательны и отвечают гигиеническим нормам).
Основная часть
Игровое дидактическое пособие «Чудо – дерево» предназначено для ознакомления ребенка с определенными понятиями, предметами и характеристиками.
Чтобы ребенок лучше запомнил изучаемую информацию и усвоил ее, требуется привлечь его внимание. Именно наглядность позволяет привлечь внимание ребенка, обеспечивает сосредоточенность, что в свою очередь позволяет ему легче усваивать материал и лучше его запоминать. Наглядность пособий воздействует не только на память. Благодаря яркости образов ребенок создает аналогии, которые понятны конкретно для него.
Данное игровое дидактическое пособие – это совокупность дидактической и словесной игры, но в отличие от дидактической игры, охватывает многообразие различных игр, а в отличие от словесно – речевой игры – имеет наглядность. «Скажи мне – и я забуду, покажи мне – и я запомню, дай сделать – и я пойму», гласит китайская притча. Поэтому данное пособие «Чудо-дерево» является сочетанием дидактической задачи, реализацией речевых возможностей, визуализацией конкретных образов, допустимости манипуляций с этими образами.
Актуальность этого пособия в том, что дидактические игры для дошкольников позволяют не только узнать что-то новое, но и применить полученные знания на практике. Несомненно, такие навыки станут основой дальнейшего успешного обучения, развития важных интегративных качеств: любознательный, активный; эмоционально-отзывчивый; способный решать интеллектуальные и личностные задачи, адекватные возрасту; способный управлять своим поведением и планировать свои действия.
Цель: Обогащение игрового опыта детей.
Задачи:
- Закрепление знаний детей о природе и характерных признаках времени года, о животном и растительном мире;
- Развитие связной речи, закрепление умения составлять небольшие предложения и рассказы,
- Развитие психических процессов (мышления, воображения, памяти, внимания, восприятия,
- Развитие познавательных и творческих способностей, совершенствование лексико-грамматических категорий языка.
Формы работы с игровым дидактическим пособием «Чудо – дерево»:
- Беседы;
- Чтение стихов и рассказов о временах года, птицах и т.д.
- Составление коротких рассказов, сказок;
- Отгадывание загадок,
- Дидактические игры
Ценность таких дидактических игр заключается в том, что они создаются в развивающих целях. Благодаря их использованию можно добиться более прочных и осознанных знаний, умений и навыков. Дух соревнования ускоряет умственные процессы, рождает познавательную активность, заряжает чувством, ведет к сильным эмоциональным переживаниям. Развивается сообразительность, умение самостоятельно решать поставленные задачи.
Такое пособие многофункционально и практично. Может быть гибко использовано в соответствии с замыслом ребенка, сюжетом игры в разных функциях, способствует развитию творчества, воображения, мышления. Его можно использовать одновременно группой воспитанников в образовательной деятельности (в том числе с участием взрослого, как играющего партнера), так и в самостоятельной и совместной деятельности.
Представляет собой дерево, на которое прикрепляются различные модули в зависимости от заданий работы с ним.
Его можно использовать во всех образовательных областях.
Социально-коммуникативное развитие: Приобщение к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками и взрослыми: развивать умение играть не ссорясь, помогать друг другу и вместе радоваться успехам.
Познавательное развитие: Формирование элементарных математических представлений: привлекать детей к формированию групп однородных предметов. Формировать умение различать количество предметов: много-один (один-много). Формирование целостной картины мира, расширение кругозора: учить детей называть цвет, сравнивать предметы (яблоко красное, яблоко зеленое, яблоко желтое, подбирать предметы по тождеству (найди такой же листочек).
Формировать элементарные представления о сезонных изменениях в природе: осенью листья становятся желтыми и красными, созревают овощи и фрукты. Зимой на деревьях нет листочков, падает снег, можно лепить снеговиков, рассматривать снежинки. Весной на деревьях появляются первые листочки, цветочки. Летом на деревьях зеленые листья, на травке цветут цветочки.
Речевое развитие. Активизировать словарь детей. Побуждать составлять творческие рассказы. Развивать умение детей по словесному указанию педагога находить предметы по названию, цвету.
Художественно-эстетическое развитие. Развивать творческую фантазию, эстетическое восприятие.
Работая с данным пособием, мы можем использовать различные современные образовательные технологии: игровая, технология сотрудничества, мнемотехника, сказкотерапия, технология активного слушателя, технология творческого рассказа и т. д.
Такое пособие практично, потому что сделано из прочного материала (фетр, фанера), мобильно. Можно постоянно дополнять новыми модулями, как самим воспитателям, так и совместно с детьми. Очень выигрышно смотрятся в игровом пространстве. Что, по моему мнению, полностью соответствует ФГОС ДО, при создании предметно-пространственной среды.
Заключение
В заключении можно сделать вывод, что при использовании данного игрового дидактического пособия у детей сформируются элементарные математические представления, первичные представления об основных свойствах и отношениях объектов окружающего мира: форме, размере, количестве, числе и пространстве.
Играя с развивающим пособием «Чудо-дерево», у детей вырабатываются навыки быстрого произвольного переключения внимания, повышается уровень наглядно-действенного мышления и зрительного восприятия, развивается зрительно-моторная координация.
Оглавление
Предисловие________________________________________2
Введение __________________________________________2
Основная часть _____________________________________3
Заключение_________________________________________6
Приложение _______________________________________ 7
Приложение
Примеры дидактических игр, заданий с использованием игрового дидактического пособия в разных образовательных областях:
(Содержание дидактических игр может постоянно пополняться, в соответствии с возрастом детей и поставленной дидактической задачи).
Познавательное развитие (ознакомление с природой) :
Игра: «С какой ветки эти детки?»
Задачи: Закреплять умение детей зрительно находить реальные изображения листьев и плодов, соотносить их с контурным и силуэтным изображением. Развивать целостное восприятие.
Содержание игры:
Предложить детям собрать плоды (семена) и листья с дерева, подобрать к ним силуэтные изображения, по силуэтам найти контуры (контур плода и листа изображены вместе, затем наложите реальное изображение плода и листа на контур. 2. На листе бумаги изображены силуэты осенних листьев. Предложить детям подобрать к силуэтам реальные изображения листьев. Затем к листьям найти плоды (семена, обвести их контур рядом с листьями и раскрасить.
Игра: «Так бывает или нет?»
Задачи: Развивать логическое мышление, умение замечать небылицу, доказывать, почему так не бывает. Закреплять умение обобщать понятие фрукты. Учить классифицировать косточковые и семечковые фрукты.
Содержание игры:
Солнце печёт, липа цветёт. Рожь поспевает, когда это бывает? (Лето)
Посмотрите внимательно на дерево и скажите, какая часть дерева обозначает лето.
Почему так думаете?
Что за плоды созрели на нем?
Растут ли они на дереве одном?
Дай-ка срочно ответ: в жизни так или нет?
Предложить детям внимательно рассмотреть плоды, назвать их одним словом (фрукты) затем все перечислить (яблоко, груша, вишня, абрикос).
Ответить на поставленные вопросы. Исправить ошибки.
На дереве выросли яблоки, как называется дерево? (яблоня)
Если на дереве выросли груши, то дерево называется? (груша) и т. д.
Затем предложить детям собрать в одну корзинку косточковые фрукты, а в другую семечковые фрукты.
Игра: «Узнай по описанию»
Задачи:Закреплять знания детей о временах года, сезонных изменениях. Учить детей угадывать и описывать предмет по его характерным признакам. Развивать внимание, наблюдательность, находчивость, мелкую моторику рук.
Содержание игры:
День сегодня необычный, удивить хочу я вас.
В приключение большое мы отправимся сейчас.
Как у наших у ворот чудо-дерево растет.
Дети все на свете знают, что каким у нас бывает.
Перед началом игры можно обговорить о каком времени года пойдет речь, или же ведущий (воспитатель или ребенок) сам называет время года, а затем уже дает описание предмета, не называя его, остальные дети, молча на листочке бумаги рисуют отгадку. Кто первый правильно отгадал и схематично нарисовал загаданный предмет, находит его в коробке, вешает (кладет) на игровое поле и становится ведущим.
Игра: «Когда – это бывает?»
Задачи: Закрепить представления детей о последовательности изменений в природе весной, летом, зимой, осенью по существенным признакам. Учить детей соотносить описание природы в стихах или прозе с определенным временем года. Формировать умение находить картинки с изображением признаков времени года. Развивать зрительное восприятие, слуховое внимание, быстроту мышления.
Содержание игры:
Воспитатель дает короткое описание времени года в прозе, стихах или загадках, дети их отгадывают, и выбирают картинки, и предметы с изображением соответствующих признаков времени года развешивают или раскладывают их на игровое поле.
Игра «Какие, птицы прилетают на участок»
Цель: знакомство с зимующими птицами.
На прогулку мы пошли
Вон и голуби, смотри
Воробей, синица
А это, что за птица?
Игра «Какая погода?».
Цель: расширять представления детей, о природных явлениях.
Игра «Какая снежинка – теплая или холодная?»
Цель: Развитие представлений о превращении льда в воду.
Игра «Загадки от Совушки»
Цель: закреплять понятия о логических связях и отношениях, существующих между некоторыми объектами окружающего мира.
Содержание игры:
Слова и картинный материал можно изменять в соответствии со временем года. Я, Совушка, я – художница, Осень (Зиму) вам изображу. (на дереве выставляются кленовые листья, еловые шишки, белка в дупле, дятел, снегирь, снежинка, гусеница) Но немножко не похоже, Отгадайте почему? Детям предлагается найти и исправить ошибки.
Познавательное развитие (РМП):
Игра: «Какой месяц пропущен?»
Задачи: Вызвать у детей интерес к решению поставленной задачи. Учить детей путем зрительного и мыслительного анализа цветных секторов времени года находить и называть закрытый месяц, на основе соотнесения его названия с цветным обозначением. Закреплять знания детей о последовательности месяцев времени года. Упражнять в умении различать светлые и темные оттенки основных цветов.
Содержание игры:
Рассмотреть с детьми круг с цветными секторами времен года. Предложить детям назвать цвет времени года и оттенки цветов, обозначающие каждый месяц. Затем дети закрывают глаза, в это время ведущий закрывает один из цветных секторов белой бумагой. Дети открывают глаза и определяют время года и месяц закрытого сектора.
Ответить на поставленные вопросы. Исправить ошибки.
На дереве выросли яблоки, как называется дерево?(яблоня)
Если на дереве выросли груши, то дерево называется?(груша)и т. д.
Затем предложить детям собрать в одну корзинку косточковые фрукты, а в другую семечковые фрукты.
Игра: «Что где?»
Задачи: Упражнять в умении правильно ориентироваться в микропространстве, дифференцировать понятия вверху, внизу, слева, справа, над, под, около, между. Развивать умение рассуждать, аргументировать свои ответы.
Содержание игры:
1.Ведущий показывает картинку с изображением предмета, ребенок рассказывает, где на дереве находится этот предмет, относительно себя.
2.Предложить ребенку назвать все предметы, которые находятся на дереве (вверху, внизу, слева, справа, над, под, около, между).
Игра «Один – много»
Мы волшебники немного
Был один, а станет много
Цель: образовывать существительные множественного числа именительного и родительного падежей.
Воробей – воробьи – воробьев сорока – сороки – сорок
Синица – синица – синиц ворона – вороны – ворон
Снегирь – снегири – снегирей дятел – дятлы – дятлов
Игра«Веселый счет»
Сколько их – всегда мы знаем
Хорошо мы все считаем
Цель: закрепить в речи детей согласование существительных с числительными.
Один воробей, два воробья, три воробья, четыре воробья, пять воробьев.(Снегирь синичка дятел, сорока)
Речевое развитие:
Игра: «Составь рассказ»
Задачи: Побуждать детей к составлению рассказа о временах года. Учить детей составлять предложения и объединять их в связный рассказ, четко выстраивать композицию. Развивать у детей речевую активность, зрительную память, активизировать словарь по данной лексической теме.
Содержание игры:
Предложить детям выбрать на дереве игровое поле с одним из времен года. Подобрать к данному времени года картинки и предметы, отражающие сезонные изменения в природе, разложить и развесить их на дереве. Предложить детям с помощью опорных картинок выстроить мнемодорожки на магнитной доске. И затем уже составить рассказ – описание по данному времени года.
Игра «Какой (какая, какое, какие)?»
Цель: развивать навык согласования прилагательного и существительного.
Содержание игры:
Детям предлагается подобрать как можно больше слов-признаков к данному предмету. Бабочка – красивая, пестрая, маленькая, разноцветная, пятнистая, легкая. Дерево красивое, высокое, зеленое.
Игра «Назови ласково».
Цель: формирование навыка образования уменьшительной формы существительных и прилагательных. Птица – птичка, цветок – цветочек, дерево – деревце. Низкое дерево – низенькое деревце, красивый цветок – красивенький цветочек.
Игра «Раздели слово на слоги»
Цель: совершенствовать навык деления слов на слоги.
Содержание игры:
Детям предлагается найти все предметы, в названиях которых один (два, три, четыре) слога. Один слог: ствол, лист. Два слога: трава, листья, ветка, цветы. Три слога: дерево, снежинки, ягоды, бабочка.
Игра «Словосочетания и предложения»
Цель: Упражнять в составлении словосочетаний.
Составляем словосочетание -предмет + цвет, -предмет + количество, -фигура + цвет, -фигура + количество, -предмет + действие,
Игра «Составь предложение»
Цель: Знакомим с интонацией в игре Если «не бывает» — знакомим с вопросительной интонацией, затем можно поиграть и с восклицательной: «Красный банан?» (вопросительно), «Красный банан!» (восклицательное предложение, удивленно, восхищенно, изумленно).
Физическое развитие
Использование данного пособия в ходе физкультминуток, динамических пауз.
Выросли деревья в поле.
Хорошо расти на воле! (Потягивания – руки в стороны)
Каждое старается, к небу, к солнцу тянется. (Потягивания руки вверх)
Вот подул веселый ветер, закачались тут же ветки, (Дети машут руками) Даже толстые стволы наклонились до земли. (Наклоны вперед)
Вправо-влево, взад-вперед –так деревья ветер гнет. (Наклоны вправо-влево, вперед-назад)
Он их вертит, он их крутит.
Да когда же отдых будет? (Вращение туловищем)
Ветер стих.
Взошла луна.
Наступила тишина. (Дети приседают)
Список рекомендуемых источников
- Венгер Л.А. Воспитание сенсорной культуры от рождения до 6 лет- М.: Просвещение, 1988.
- Дыбина О.Б. Ребенок и окружающий мир: программа и методические рекомендации. – М.: Мозаика – Синтез, 2008.
- Соломенникова О.А. Экологическое воспитание в детском саду: программа и методические рекомендации – М.: Мозаика – синтез, 2008.
- Е.А. Пономарёва, С.А.Иванова «Изменения в природе: времена года. Наглядно- дидактический материал для развития речи детей дошкольного возраста»- Издательство: Айрис 2007 г.
- О.Е. Громова, Г.Н. Соломатина, Н.П. Савинова «Стихи о временах года и игры. Дидактические материалы по развитию речи детей 5-6 лет». Москва 2005 год.
- https://ped-kopilka.ru/ стихи о временах года для детей 4-5 лет.