С самого рождения детей окружают различные явления природы: летним днем они видят солнце и ощущают теплый ветер, зимним вечером с удивлением смотрят на луну, темное небо в звездах, чувствуют, как мороз пощипывает щеки. Собирают камни, рисуют на асфальте мелом, играют с песком, водой – предметы и явления природы входят в их жизнедеятельность, являются объектом наблюдений.
Детство – это радостная пора открытий. Познание окружающего должно проходить в непосредственном взаимодействии ребенка с миром природы и разворачиваться, как увлекательное путешествие, так, чтобы он получал от этого радость.
На сегодняшний день в системе дошкольного образования появляется множество новых методов работы с детьми. Вместе с этим меняются задачи и цели обучения.
Современный образовательный процесс в ДОУ немыслим без поиска новых, более эффективных технологий, призванных содействовать развитию творческих способностей детей, формированию навыков саморазвития и самообразования. Вместе с тем, обилие новейших технологий связано определением эффективности самого образовательно-воспитательного процесса. Нужно понимать эту эффективность с точки зрения пользы для самих детей.
Данное пособие предназначено для занятий с детьми 5 – 7 лет и может быть использовано воспитателями, как часть непосредственной образовательной деятельности, так и в свободной деятельности с воспитанниками. Наглядный материал можно использовать и как раздаточный материал (задания на бумажном носителе ламинируются и ребёнок фломастером отмечает ответы на задания).
Цель: создание условий для формирования у воспитанников поисково- познавательной деятельности, систематизировать и расширить имеющиеся у воспитанников представления об окружающей действительности, через эксперимент.
Задачи:
- Создавать условия для формирования у воспитанников способность видеть многообразие мира в системе взаимосвязей и взаимозависимостей.
- Продолжать развивать познавательный интерес у воспитанников в процессе организации элементарных исследований, экспериментов, наблюдений и опытов;
- Обучать воспитанников проводить элементарные и доступные опыты, строить гипотезы, искать ответы на вопросы и делать простейшие умозаключения, анализируя результат экспериментальной деятельности;
- Развивать познавательные умения (анализировать, делать выводы, элементарно прогнозировать последствия);
- Расширять представления о физических свойствах окружающего мира;
- Поддерживать у воспитанников инициативу, сообразительность, пытливость, критичность, самостоятельность.
- Развивать у детей коммуникабельность, наблюдательность, самоконтроль своих действий.
Игры:
«Удивительный песок»
Цель: познакомить со свойствами и качествами песка, его происхождением, развивать смекалку.
Материал: 3 стеклянные банки (первая – с сухим песком, вторая – с влажным песком, третья – с прозрачной водой), лопатка, пластинка, 3 оргстекла.
Ход: Дети, вы любите бегать по песку босиком? Где его можно увидеть? 1.Что такое песок? Из чего он состоит? Обследовать сухой песок пальцами; насыпать его на пластину, рассмотреть.
Вывод: песок – это очень – очень мелкие камешки разного цвета, разной формы, разного размера.
2.Почему песок тонет?
В баночку с водой опустить горсть сухого песка, не размешивать его. Что происходит? (песок оседает) На поверхности воды можно увидеть песочную пыль. Если размешать лопаткой воду, что произойдёт? (песочная пыль, растворившись, окрашивает воду).
Вывод: песок – тяжёлый – он опускается на дно баночки; пыль – лёгкая – осталась на поверхности, при размешивании окрасила воду, мокрый песок меняет цвет.
«Соревнование»
Цель: познакомить с состоянием почвы; развивать наблюдательность.
Материал: две стеклянные банки с почвой (одна с рыхлой, другая – с уплотнённой), палочка, черенок традесканции.
Ход: Где мягче почва – на газоне или на тропинке? Давайте проверим все версии.
- Дети трогают почву в банках, определяют состояние почвы палочкой. По совету воспитателя делают луночки. В какую почву палочка проходит легко, в какую с трудом? Сажают в луночки черенки традесканции, поливают их умеренно.
2 .Баночки оставляют на несколько дней. Наблюдают, где почва высохнет быстрее? Почему?
Вывод: уплотнённая почва не подходит растениям – плохо пропускает воздух и воду; рыхлая хорошо пропускает воду и воздух; быстро высыхает.
«Свойства сухого песка»
Цель: познакомить со свойствами песка, развивать смекалку, наблюдательность.
Материал: две баночки (одна с сухим, другая – с мокрым песком), пустая баночка, вода в лейке.
Ход: Детям предлагают пересыпать сухой песок из одной баночки в другую (песок сыпучий);
Из сухого песка слепить колобок – не получается (сухой песок рассыпчатый, шершавый, содержит пыль);
Рассмотреть влажный песок (плотный, мягкий), сделать из него колечки, оставить их на некоторое время (песок высохнет); полить сухой и влажный песок (влажный быстро пропускает влагу, а сухой – некоторое время держит её на поверхности, затем она уходит в глубь).
Вывод: песок хорошо пропускает воду; из влажного песка можно лепить предметы, а сухой не держит форму.
«Сухая и влажная почва»
Цель: учить определять и сравнивать сухую и влажную почву.
Материал: две стеклянные баночки (одна с сухой, другая с влажной почвой), пластинка из оргстекла, лопаточка.
Ход: Почва бывает разной: Чёрной, жёлтой, красной, глинистой, песчаной, подзолистой, болотистой,
Серой лесной, ещё чернозёмной. 1.Как узнать в какой баночке почва сухая, а в какой влажная? (обследовать пальцами, сравнить цвет, запах)
Вывод: сухая почва рассыпчатая, её комочки жёсткие. Влажная почва мягкая, липкая.2.Что произойдёт со стеклом, если им накрыть баночки с сухой и влажной почвой? Баночки закрывают пластинками из оргстекла на 1-2 минуты; на пластине, которой закрыта баночка с влажной почвой, появились следы испарения влаги, а на пластине, которой закрыта баночка с сухой почвой – нет.
Вывод: сухая почва не содержит влагу; из влажной почвы испарение происходит в окружающую среду.
«Солнечные зайчики»
Цель: познакомить с происхождением солнечных зайчиков, их движением, предметами, от которых они отражаются; развивать смекалку, любознательность.
Материал: зеркало, баночка с водой, пластина из нержавеющей стали.
Ход: Рыхлый снег темнее в марте, Тают льдинки на окне
Зайчик бегает по парте И по карте на стене.
Поиграем с зеркалом? Зеркало и другие блестящие предметы отражают солнечные лучи. Сейчас мы в этом убедимся.
- Дети ловят зеркалом луч солнца и направляют его отражение в любую сторону. Что происходит?(зеркало отражает солнечные лучи, меняя его наклон можно играть).
2.Дети берут баночку с водой, «ловят» солнечные лучи (вода их отражает), если слегка пошевелить рукой – поверхность воды приходит в движение, «зайчики» начинают прыгать.
3.Дети берут пластину из нержавеющей стали и повторяют эксперимент.
Вывод: все блестящие предметы отражают свет и солнечные лучи.
«Игра в прятки»
Цель: продолжать знакомить со свойствами воды; развивать наблюдательность, смекалку, усидчивость.
Материал: две пластины из оргстекла, пипетка, стаканчики с прозрачной и цветной водой.
Ход: Раз, два, три, четыре, пять!
Будем капельку искать
Из пипетки появилась
На стекле растворилась…
- Из пипетки на сухое стекло нанести каплю воды. Почему она не растекается? (мешает сухая поверхность пластины)
- Дети наклоняют пластину. Что происходит? (капля медленно течёт)
- Смочить поверхность пластины, капнуть на неё из пипетки прозрачной водой. Что происходит? (она «растворится» на влажной поверхности и станет незаметной)
- На влажную поверхность пластины из пипетки нанести каплю цветной воды. Что произойдёт? (цветная вода растворится в прозрачной воде)
Вывод: при попадании прозрачной капли в воду она исчезает; каплю цветной воды на влажном стекле видно.
«Прятки»
Цель: углублять знание свойств и качеств воды; развивать любознательность, закреплять знание правил безопасности при обращении со стеклянными предметами.
Материал: две баночки с водой (первая – с прозрачной, вторая – с подкрашенной водой), камешки, салфетка из ткани.
Ход: Что вы видите в баночках?
Какого цвета вода?
Хотите поиграть с камешками в прятки?
- В баночку с прозрачной водой дети опускают камешек, наблюдают за ним (он тяжёлый, опустился на дно).
Почему камешек видно? (вода прозрачная)
- Дети опускают камешек в подкрашенную воду. Что происходит? (камешка не видно – вода подкрашена, не прозрачная).
Вывод: в прозрачной воде предметы хорошо видны; в непрозрачной – не видны.
«Черное и белое»
Цель: познакомить с влиянием солнечных лучей на чёрный и белый цвет; развивать наблюдательность, смекалку.
Материал: салфетки из ткани чёрного и белого цвета.
Ход: Белая тряпочка похожа на зайчика,
Тряпочка чёрная – на ворона огородного
Потрогайте салфетки – какие они? (прохладные)
- Положить салфетки на окно, оставить под лучами солнца на несколько минут. Затем прикоснуться рукой. Что произошло? (они нагрелись: белая – стала тёплой, а чёрная – горячей)
- Переложить салфетки с окна на стол, оставить на несколько минут. Что произойдёт? (салфетка белого цвета стала холодной, а салфетка чёрного цвета – тёплой).
Вывод: белый цвет отталкивает солнечные лучи – салфетка белого цвета нагрелась слабо; чёрный цвет поглощает солнечные лучи – салфетка чёрного цвета стала горячей.
«Теплая и холодная вода»
Цель: уточнить представления детей о том, что вода бывает разной температуры – холодной и горячей; это можно узнать, если потрогать воду руками, в любой воде мыло мылится: вода и мыло смывают грязь.
Материал: мыло, вода: холодная, горячая в тазах, тряпка.
Ход:
Воспитатель предлагает детям намылить руки сухим мылом и без воды. Затем предлагает намочить руки и мыло в тазу с холодной водой. Уточняет: вода холодная, прозрачная, в ней мылится мыло, после мытья рук вода становится непрозрачной, грязной.
Затем предлагает сполоснуть руки в тазу с горячей водой.
Делают вывод: вода – добрый помощник человека.
«Когда льется, когда капает»
Цель: продолжать знакомить со свойствами воды; развивать наблюдательность; закреплять знание правил безопасности при обращении с предметами из стекла.
Материал: пипетка, две мензурки, полиэтиленовый пакет, губка, розетка.
Ход:
Воспитатель предлагает ребятам поиграть с водой.
- Воспитатель делает отверстие в пакетике с водой. Дети поднимают его над розеткой. Что происходит? (вода капает, ударяясь о поверхность воды, капельки издают звуки).
Накапать несколько капель из пипетки. Когда вода быстрее капает: из пипетки или пакета? Почему?
- Дети из одной мензурки переливают воду в другую. Наблюдают, когда быстрее вода наливается – когда капает или когда льётся?
- Дети погружают губку в мензурку с водой, вынимают её. Что происходит? (вода сначала вытекает, затем капает)
Вывод: интенсивное развитие детского экспериментирования во всех его видах и формах является необходимым условием успешного становления личности дошкольника, развитию познавательного интереса, воспитанию потребности к целостному восприятию окружающего мира.
Чем раньше привить любовь к природе, расширять знания об окружающем мире, тем качественнее будут протекать такие психические процессы у детей, как воображение, память, внимание, восприятие, мышление. Дети стали более самостоятельны, любопытны, появился интерес к экспериментированию, расширился кругозор. Собственные исследовательские поиски дошкольников способствуют повышению у детей уровня культуры мышления, развитию коммуникативных, интеллектуальных и личностных качеств ребенка. В результате организации детского экспериментирования у детей появляется интерес к поисково-исследовательской деятельности.