МАДОУ ЦРР-д/с №22

352140, Кавказский район, ст.Кавказская, ул. 60 ЛЕТ СССР,,18., тел:(861)93-22-9-24, Е-mail: mdou22@list.ru

МАДОУ ЦРР-д/с №22 - 352140, Кавказский район, ст.Кавказская,  ул. 60 ЛЕТ СССР,,18., тел:(861)93-22-9-24, Е-mail: mdou22@list.ru
Uc browser

Формирование правильного речевого дыхания у дошкольников с общим недоразвитием речи.   

 Подготовила Учитель-логопед     Лихникевич М.Б.

Для формирование правильного речевого дыхания у дошкольников с общим недоразвитием речи необходимо использовать здоровьесберегающие технологии при выполнении определенных условий.

Здоровьесберегающие технологии – механизм, позволяющий изменить устойчивую тенденцию ухудшения здоровья детей.

Дыхание – совокупность процессов, обеспечивающих поступление из атмосферного воздуха в организм кислорода, использование его и удаление из организма углекислого газа.

ДЫХАНИЕ делится на:

1.ВНЕШНЕЕ: Поступление кислорода в лёгкие , выделение углекислого газа

2.ВНУТРЕННЕЕ: Насыщение кислородом тканей и органов

Типы физиологического дыхания

1.Верхнереберный

2.Грудной

3.Грудобрюшной (диафрагмально-реберный)

Речевое дыхание – система произвольных психомоторных реакций.

Особенности нарушений физиологического и речевого дыхания у детей с речевыми нарушениями разнообразны.

Цель, которую ставят перед собою педагоги – научить ребенка осознанному управлению всеми фазами акта дыхания.

Условие реализации –  наличие организованной мультисенсорной среды

Аспекты комплексного воздействия осуществляются:

–  узкими специалистами во время образовательной  деятельности и в индивидуальной работе;

–  воспитателями в разных режимных моментах.

Выполнять упражнения необходимо:

– в хорошо проветриваемом помещении или на свежем   воздухе;

– соблюдая температурный режим 18-20о;

– не более 10 – 15 минут;

– только в свободной и удобной одежде;

– соблюдая правило: вдыхать через нос;

– в хорошем эмоциональном состоянии;

– с ребенком, у которого нет заболевания органов дыхания в  острой фазе.

Этапы работы:

– должны проходить в строгой последовательности;

– регламентируются только результатами работы.

 

Этапы работы над формированием дыхания:

I этап – создание фундамента для формирования правильного дыхания.

II этап – тренировка дыхательных мышц.

IIIэтап  –формирование активного вдоха, регуляция дыхательного ритма.

IV этап –  автоматизация  диафрагмального  дыхания, формирование собственного речевого дыхания.

Логопед проводит с ребенком пассивные дыхательные упражнения. Во время проведения дыхательной гимнастики можно включить или напевать тихую плавную мелодию или спокойно, ласково рассказывать что-либо ребенку. Разработка дыхания проводится в различных положениях ребенка: лежа на спине, сидя, стоя.

Цель работы:

– сформировать  у детей навык произвольной  двигательной активности;

– вызвать  и закрепить энергетически экономный тип дыхания;

– обеспечить комплексное развитие всех систем речи.

При развитии речевого дыхания логопед проводит работу, направленную на дифференциацию носового и ротового вдоха и выдоха. Необходимо сделать ротовой выдох по возможности более произвольным, длительным, ритмичным. Все упражнения логопед выполняет вместе с ребенком.

 

Целесообразно использовать следующие дыхательные упражнения.

1) для тренировки вдоха и выдоха через рот логопед закрывает ноздри ребенка и просит его: «Давай подышим, как собачка»;

2) для тренировки носового вдоха и выдоха логопед закрывает рот ребенка, придерживая сомкнутые губы пальцами. Детям дошкольного возраста дается инструкция: «Не открывай рот. Вдыхай глубоко и выдыхай длительно через нос». Через некоторое время ребенок начинает сам следить за положением своего рта. При отработке вдоха через нос можно провести игру «Давай понюхаем цветочек»;

3) рот закрыт. Логопед зажимает одну ноздрю, и ребенок дышит под определенный ритм (счет или стук метронома); потом зажимает другую ноздрю, и повторяется тот же цикл дыхательных упражнений;

4) для формирования удлиненного произвольного выдоха через нос учить правильно сморкаться;

5) для закрепления удлиненного произвольного выдоха (через рот) необходимо максимально опираться на кинестетические ощущения. Ребенок должен «видеть и слышать» свой выдох. С этой целью рекомендуется дутье через трубочку, соломинку, пипетку в воду. Ребенок дует и смотрит, как появляются пузыри. Затем дует с закрытыми глазами (для усиления кинестетических ощущений). Логопед дает инструкцию ребенку: «Делай большие пузыри, смотри, слушай», «Делай попеременно один маленький, один большой пузырь»;

6) для формирования произвольного направленного выдоха через рот большое значение имеют специальные игры-упражнения: выдувание мыльных пузырей, задувание свечей, сдувание со стола мелких пушинок и бумажек, дутье в дудочку, свисток, губную гармошку. Можно провести игры «Чья птичка дальше улетит», «Одуванчик», «Чей пароход дольше гудит». Игры подбираются дифференцированно в зависимости от возраста и характера нарушения дыхания;

7) ротовой выдох можно поддержать ощущением воздуха на руке. Вначале на руку ребенка дует логопед, привлекая его внимание к ощущению воздуха: «Ты чувствуешь ветер?» Затем на свою руку дует сам ребенок;

8) наконец, очень важно научить ребенка произвольно вдыхать через нос и выдыхать через рот.

Позже, в момент ротового выдоха, логопед произносит различные гласные звуки (сначала шепотом, потом громко), стимулируя ребенка подражать ему. С целью увеличения длины ротового выдоха ребенок произносит постепенно удлиняющиеся цепочки гласных на одном выдохе.

При проведении дыхательной гимнастики нельзя переутомлять ребенка. Необходимо следить за тем, чтобы он не напрягал шею, плечи, не принимал неверную позу. Следует концентрировать внимание ребенка на ощущениях движений диафрагмы, межреберных мышц, продолжительности произвольного вдоха и выдоха. Нужно следить за плавностью и ритмичностью дыхательных движений. Дыхательная гимнастика должна проводиться до еды, в хорошо проветренном помещении.

Категория: Лихникевич М.Б.

Наш сайт использует файлы cookies, чтобы улучшить работу и повысить эффективность сайта. Продолжая работу с сайтом, вы соглашаетесь с использованием нами cookies и политикой конфиденциальности.

Принять