Составитель: учитель-логопед Лихникевич М. Б.
Уважаемые коллеги!
С детьми пяти лет артикуляционная гимнастика проводится иначе, чем с детьми более младшего возраста. Нужно очень тщательно следить за четкостью и плавностью движений органов артикуляционного аппарата, за правильностью выполнения упражнения во всех его нюансах. Упражнения проводятся не только в медленном или среднем, но и в быстром темпе, так как движения уже хорошо отработаны и привычны для ребенка.
Отрабатываются все комплексы артикуляционной гимнастики.
Детям становится доступно выполнение более сложных артикуляционных упражнений: «Чашечка», «Лопатка», «Иголочка».Затем детей знакомят с динамическими упражнениями: «Лошадка», «Маляр»,«Качели», «Барабанщик» и др. Необходимо обращает внимание детей на характер движений (быстрый, медленный, ритмичный, спокойный), на положение органов артикуляции (за зубками, на верхней или нижней губе, вперед-назад, вверх-вниз).
Артикуляционные упражнения в старшем дошкольном возрасте тоже преподносятся детям в виде сказок, стихов, загадок, считалок, образных иллюстраций, слайдов. Занятие становится интересным, увлекательным, эмоциональным. Ребёнок не замечает, что его учат. А это значит, что процесс развития артикуляционной моторики протекает активнее, быстрее, преодоление трудностей проходит легче.
В настоящее время существуют разнообразные комплексы артикуляционных гимнастик. Особый интерес представляют «Сказки о Веселом Язычке», которые в интересной форме рассказывают о разных приключениях Язычка.
Сказка о веселом язычке.Старшая группа.
Жил да был Веселый Язычок. А у тебя есть язычок? Покажи. У Веселого Язычка был домик. Домик очень интересный. Что это за домик? Догадался? Это рот. Вот такой интересный домик был у Веселого Язычка. Чтобы Веселый Язычок не убежал его дом был постоянно закрыт. А чем закрыт домик? Губами. Покади, где у тебя губы? Видишь их в зеркале? Но у этого домика была не одна дверь, а две (Упражнение «Заборчик» – улыбнуться, показав верхние и нижние зубы). Как называется эта дверка? Зубы. Покажи свои зубки. Посмотри на них в зеркало.
Однажды захотелось Веселому Язычку посмотреть на солнышко и подышать свежим воздухом. Сначала открылась первая дверь. Покажи, как она открылась. Да так и осталась открытой. Не закрывай первую дверь, пока я не скажу (Ребенок должен удерживать положение 5-6 секунд без подергиваний, уголки губ растянуть симметрично). А теперь закроем первую дверку (повторите упражнение с ребенком 3-4 раза). Открылись дверки в домике веселого Язычка, и он высунулся наружу, но не весь, а только кончик. Показался Язычок и спрятался, холодно на улице.
В домике Веселого Язычка есть постелька, где он спит («Мост» – язык лежит в ротовой полости распластанным, спокойно, неподвижно). Пусть твой язычок также спокойно поспит. Не буди его, пока я не скажу (Такое положение удерживается ребенком 5-6 секунд без толчков и подергиваний, боковые края языка расположены симметрично). Закроем сначала вторую дверь, а потом первую.
Наш Язычок очень веселый, он любит веселиться, прыгать, иногда даже достает до потолка. Потолок в домике Язычка называется нёбо. Пусть твой язычок допрыгнет до потолка и погладит нёбо. А теперь пусть твой язычок достанет потолок и посидит там немножко («Парус» – движение должно выполняться только языком, без вспомогательных движений губ и нижней челюсти. Рот широко открыт. Спокойно, без подергиваний язык удерживается наверху в течение 5-6 секунд). Потом Веселый Язычок спустился вниз и опять подпрыгнул до потолка. Спустился… Подпрыгнул… (Упражнение повторяется несколько раз). Напрыгался Язычок, устал и пошел спать. Пусть немножко отдохнет.
На следующий день Язычок решил еще раз проверить, не стало ли на улице теплее. Когда все двери были открыты (Упражнения «Забор», «Окошко»), Язычок выглянул, посмотрел влево, вправо, вверх, вниз (Упражнения «Качели», «Часы»), почувствовал, что стало холоднее и ушел в свой домик. Сначала закрылась одна дверь, а затем вторая.