Уважаемые коллеги!
Составитель: учитель-логопед Анищенко Н. Е.
С детьми трех лет все упражнения артикуляционной гимнастики проводятся в форме веселой игры-сказки. Сюжет сказки можно придумать самому и менять, включая в него разные артикуляционные упражнения из комплекса.
К технике выполнения упражнений в этом возрасте не предъявляется больших требований. Главное, чтобы малыши усвоили базовые навыки.
Сказка о веселом язычке. Младшая группа.
Жил на свете язычок. Был у него свой домик. Домик назывался ротик. Домик открывался и закрывался. Посмотрите, чем закрывается домик. Логопед медленно, четко смыкает и размыкает зубы.
Логопед: Чем закрывается домик?
Дети: Зубами.
Логопед: Правильно! Нижние зубы – это крылечко, а верхние зубы – дверка.
Жил Язычок в своем домике и часто на улицу глядел. Откроет дверку, высунется из нее и опять спрячется в домик. Посмотрите! Логопед показывает несколько раз широкий язык и прячет его.
Язычок был очень любопытный. Все ему хотелось знать. Увидит, как котенок лакает молоко, и думает: дай-ка я так попробую! Высунет широкий хвостик на крылечко и опять спрячет. Высунет и спрячет, высунет и спрячет.
Высунем язычок все вместе! А теперь спрячем его. Сначала медленно, а потом быстрей, быстрей. Совсем как у котенка получится. Посмотрите! Логопед делает лакательные движения. Полакаем молоко теперь все вместе! Дети повторяют упражнение.
А еще Язычок любил песни петь. Веселый он был. Что увидит и услышит на улице, то и поет. Услышит, как дети кричат «А-А-А», откроет дверку широко-широко и запоет: «А-А-А». Услышит, как лошадка ржет «И-И-И», узенькую щелку в дверке сделает и запоет: «И-И-И». Услышит, как поезд гудит «У-У-У», кругленькую дырочку в дверке сделает и запоет: «У-У-У».
Так у Язычка незаметно и день пройдет. Устанет Язычок, закроет дверку и спать уляжется. Вот и сказке конец.
Сидел раз Язычок в домике и стал хвастаться: «Я умею петь песни тихо, без голоса, и звонко, с голосом. Все эти песенки слышны в словах, которые говорят люди. Я умный-преумный! Вот какой я молодец!»
Услыхали Губы, как Язычок хвастается, и рассердились. «Вот как! Только ты один умный! Только ты умеешь песни петь! Мы тоже умеем песни петь. И наши песни тоже слышатся в словах, которые говорят люди. Вот послушай!»
Губы сомкнулись, пустили теплый ветерок и тихо, без голоса, запели: «П-П-П». Как запели губы?
Потом они включили голос, пустили теплый ветерок и звонко-звонко запели: «Б-Б-Б».
Губы стали широко открывать домик-ротик и запели тихо, без голоса» «Па-па, папа». Как запели губы? Затем они включили голос и звонко-звонко запели: «Ба-ба». Губы всё пели. Они звонко пели: «Би-би-би», так же сигналит машина. Дети повторяют «би-би-би». И вдруг Губы запели тихо: «Пи-пи-пи» как маленькие цыплята на дворе. Дети повторяют «пи-пи-пи».
Язычок внимательно слушал, как пели Губы. Ему стало стыдно, что он хвастался. Песни Губ ему очень понравились, и он попросил, чтобы Губы ещё раз спели все свои песенки.