Автор: Попова Ольга Борисовна
воспитатель МАДОУ ЦРР – д/с № 22
станица Кавказская
2020 год
Предисловие
Природа –это самая лучшая из книг, написанная на особом языке.
Этот язык надо изучать.
Н. Г. Гарин-Михайловский
Природа – важнейшее средство воспитания и развития детей дошкольного возраста. Сколько открытий делает ребенок, общаясь с ней! Неповторимо каждое живое существо, увиденное малышом. Разнообразны и природные материалы (песок, глина, вода, снег и т.д.), с которыми дети любят играть. Дошкольники общаются с природой в разное время года –и когда вокруг лежит пушистый белый снег и когда зацветают сады. Ни один дидактический материал не сравнится с природой по разнообразию и силе развивающего воздействия на ребенка.
Таким образом, экологическое образование и воспитание дошкольников становится в настоящее время одним из приоритетных направлений. Чем раньше начинается формирование основ экологической культуры, тем выше в дальнейшем ее уровень. Научить видеть и понимать красоту родной природы, бережно относиться ко всему живому, передать определенные знания в области экологии – главные задачи экологической работы в ДОУ. Поэтому дошкольное детство – один из важнейших этапов формирования личности, ее ценностной ориентации в окружающем мире. В этот период закладывается позитивное отношение к природе, предметному миру, к себе и другим людям.
На мой взгляд, познавательный интерес к окружающему и эмоциональную насыщенность, мы могли реализовать в экологическом воспитании, в процессе общения с природой: ведь экология – простор для детской деятельности (наблюдение, труд, игра, опытно-экспериментальная и речевая деятельность).
Введение
Идея о первичности эмоциональной связи ребенка с природным окружением впервые была высказана еще классиками нашей педагогики -Ушинским К.Д. и Сухомлинским А.В.. В работах современных исследователей – Кондратьевой Н.Н., Николаевой С.Н., Рыжовой Н.А. и других, можно встретить идея о важности развития эмоционально-положительного отклика на объекты природы у детей дошкольного возраста. Например, Виноградова Н.Ф. и Филиппова Т. Подчеркивают, что необходим начальный этап эмоционального общения детей непосредственно с окружающими их природными объектами – «…как основа доброжелательного отношения, нравственного поведения, познавательного интереса и желания вновь вступать во взаимодействие с природой». Как показывают исследования Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, Д.Б. Эльконина – для того, чтобы ребенок не только понял объективное значение усваиваемых норм и требований, но и проникся к ним соответствующим эмоциональным отношением, для того чтобы они стали критериями его эмоциональных оценок своих и чужих поступков, должен быть собственный практический опыт ребенка.
Главные задачи на начальном этапе экологического воспитания детей дошкольного возраста; заложить первые ориентиры в мире природы, в мире растений и животных, как живых существ, обеспечить понимание первоначальных связей в природе, сезонные изменения в природе.
В методике экологического воспитания дошкольников все методы классифицируются на две группы: знакомство детей с природой через непосредственный контакт, через ознакомление с природой посредством использования дидактических пособий.
Основная часть
Реализуя свою работу в нашем детском саду, я пришла к выводу, что использование в образовательной деятельности дидактического игрового пособия «Времена года», позволит детям в активной форме овладеть необходимыми практическими умениями и навыками.
Для решения данной проблемы, мною было изготовлено многофункциональное дидактическое игровое пособие экологической направленности.
Актуальность
Пособие многофункциональное, мобильное и очень легкое в использовании. Используются различные варианты игровых заданий и упражнений с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей. Ознакомившись с играми и усвоив их правила, дети могут под руководством педагога проводить игры и вне занятия.
Цель: Сформировать у ребенка дошкольного возраста представления о сезонных изменениях в природе, формировать предпосылки экологической культуры, экологического сознания, бережного отношения к природе.
Задачи:
- Формирование представления детей дошкольного возраста о временах года
- Ознакомление детей с понятиями: год, осень, зима, лето, весна, через игровую деятельность
- Развитие умения определения времени года по совокупности признаков и примет
- Развитие самостоятельности и инициативы
- Воспитывать положительное отношение к природе
- Развитие мелкой моторики рук
Пособие представлено в виде дерева, состоящее из четырех секторов в соответствии времен года, сделанное из фанеры, модули изготовлены из фетра.
Весна – представлена в виде дерева, на которое, можно самостоятельно прикрепить весенние цветы и листья с помощью липкой ленты.
Лето – так же представлено в виде дерева , на которое крепятся фрукты с помощью липкой ленты.
Осень – листочки разные по цвету.
А зима в виде снежинок .
Так же на материал с помощью липучек крепятся тематические картинки с признаками времен года.
Простота изделия позволяет использовать пособие в разных видах организованной деятельности, как с подгруппой детей, так и индивидуально. Дети с удовольствием играют сами с этим пособием . Придумывают различные экологические сказки ,что способствует развитию речи, мышления, воображения. Ценность этого пособия заключается в том, что оно полностью безопасно и экологично.
Виды деятельности:
коммуникативная;
двигательная;
игровая;
познавательная.
Интеграция образовательных областей:
речевое развитие;
социально-коммуникативное развитие;
познавательное развитие;
физическое развитие;
художественно-эстетическое развитие.
Заключение
В ходе использования методического пособия «Времена года» были сделаны следующие выводы:
- В процессе практической деятельности было установлено, что дидактические игры с методическим пособием «Времена года» являются эффективным средством экологического воспитания дошкольников и способствует экологизации развивающей предметно-пространственной среды в группе.
- Игра доставляет детям много радости и содействует их всестороннему развитию. В процессе игры воспитываются любовь к природе, бережное и заботливое отношение к ней, а также эколого-целесообразное поведение в природе. У дошкольников развивается интерес к игровой деятельности, сознательное, ответственное отношение к ней.
- В результате организованной деятельности на основе работы с данным пособием дети закрепили понятия: «времена года», «признаки времен года», «погода», «растительный мир», «животный мир» и т.д. У детей расширились знания о признаках времён года, о последовательности жизненных циклов в природе, о тех закономерных изменениях, которые с ней происходят. Дети научились составлять описательные рассказы о временах года, используя картинки.
Развивающая деятельность детей продолжается: формируется умение подбирать предметные и сюжетные картинки; происходит обогащение активного словаря, грамматического строя речи, развитие связной речи.
Оглавление
Предисловие________________________________________2
Введение __________________________________________2
Основная часть _____________________________________3
Заключение_________________________________________5
Приложение _______________________________________ 6
Примерный перечень игр
Игра «Составь картинку и расскажи»
Цель игры: развить у детей мышление, воображение, речь.
Ход игры: детей спрашивают –«Какое сейчас время года?» и предлагают составить картинку, выбрав нужные детали из фетра. Затем воспитатель просит описать картинку.
Игра «Что не так?»
Цель: развить речемыслительную деятельность ребенка – внимание, мышление, восприятие, связную речь.
Ход игры: Выбрав какое- либо время года, одна группа детей размещает несколько несоответствующих деталей или фигурок на панно и предлагает другим детям найти лишнее, объяснив свой выбор.
Игра «Какая сейчас погода?»
Цель: развивать мышление, связную речь у детей
Задачи: описать сегодняшнюю погоду и составить картинку, данному описанию.
Ход игры: воспитатель просит детей описать сегодняшнюю погоду. Дети отвечают, перечисляют все явления, которые есть на данный момент.
Игра «Составь рассказ об осени»
Задачи: побуждать детей к составлению рассказа об этом времени года; формировать у детей эстетическое отношение к природе, умению погружаться в мир природы, её образов, цветов; учить рассказывать связно, полно, четко выстраивать композицию рассказа.
Ход игры:
На панно выставляются детали, которые соответствуют признакам осени, воспитатель предлагает составить небольшой связный рассказ об осени. Сначала воспитатель даёт примерный образец рассказа.
Игра “Приметы зимы”
Задачи: обогащать знания детей о приметах зимы, обучать составлению сложноподчиненных предложений с союзом «потому что».
Ход игры:
Воспитатель спрашивает: “Какое сейчас время года? Почему вы думаете, что сейчас зима. Назовите приметы зимы”. Дети по очереди называют приметы зимы и выставляют на панно соответствующие детали названной приметы, составляя предложение. Например: “Я думаю, что сейчас зима, потому что идет снег”.
Игра «Когда это бывает?»
Задачи: закрепить знания о природных явлениях. Формировать представления о временах года, о месяцах.
Развитие внимания, зрительного восприятия.
Ход игры: Воспитатель предлагает разгадать загадки о временах года и подобрать детали из фетра, соответствующие определенному времени года. Вспомнить характерные особенности данного времени года.
Кто, скажи мне милый друг,
Красит белым всё вокруг,
И деревья, и дома?
Это — зимушка -…(ЗИМА)
Стало солнышко теплей,
Зажурчал в лесу ручей,
Вся природа расцветает,
Время года кто узнает? (ВЕСНА)
Солнце печет, липа цветет,
Вишня поспевает,
Когда это бывает? (ЛЕТОМ)
Листья быстро пожелтели
И на землю полетели.
Так бывает раз в году,
А когда? Я не пойму! (ОСЕНЬ)
Лото «Когда это бывает?»
Цель: развить у детей внимание, мышление, связную речь.
Ход игры: Детям предлагают игровое поле, разделенный на четыре части с изображением времен года и карточки, соответствующие им. Карточки перевернуты изображением вниз. Воспитатель берет по одной карточки, показывает детям и спрашивает какому времени года подходит картинка. Дети отвечают, объясняют почему именно так и картинка ложится на игровое поле, к соответствующей части. Для старших групп можно усложнить задачу, спросив у детей к какому именно месяцу подходит картинка. В процессе игры закрепляем последовательность времен года и его месяцы.
Игра «Определи и назови»
Цель: развить у детей внимание, мышление, речемыслительную деятельность, закрепить знания о природных явлениях, форму, цвет.
Ход игры: Ребёнок крутит стрелку на игровом поле, после того как стрелка остановится, называет- время года и определяет цвет, соответствующий данному времени. На данное время года раскладывает геометрические фигуры такого же цвета и называет их. В старших группах- перечислить месяцы и посчитать геометрические фигуры.
Игра «Прослушай и выбери нужное»
Цель: развить у детей внимание, мышление, речемыслительную деятельность, закрепить знания о природных явлениях.
Ход игры: перед детьми разложены карточки с временами года и природными явлениями. Воспитатель предлагает прослушать стихотворение о времени года, а дети должны выбрать нужные карточки и назвать их месяцы.
Осень.
Обсыпается весь наш бедный сад,
Листья пожелтелые по ветру летят;
Лишь вдали красуются, там, на дне долин,
Кисти ярко-красные вянущих рябин.
А. К. Толстой
Зима.
Пришла зима с морозами
С морозами, с метелями.
Сугробы под берёзами,
Белым-бело под елями.
О. Высотская
Весна.
Сельская песня
Травка зеленеет,
Солнышко блестит,
Ласточка с весною
В сени к нам летит.
А. Н. Плещеев
Лето.
Если в небе ходят грозы,
Если травы расцвели,
Если рано утром росы
Гнут былинки до земли,
Если в рощах над калиной
Вплоть до ночи гул пчелиный,
Если солнышком согрета
Вся вода в реке до дна,
Значит, это уже лето!
Значит, кончилась весна!
Е. Трутнева
«Составь рассказ о весне»
Цель: побуждать детей к составлению рассказа об этом времени года; формировать у детей эстетическое отношение к природе, умению погружаться в мир природы, её образов, цветов.
Ход беседы: на макете прикреплены предметы, которые соответствуют признакам весны, воспитатель предлагает составить небольшой связный рассказ о весне. Сначала воспитатель даёт примерный образец рассказа. Потом предлагает детям самостоятельно составить небольшой рассказ по образцу.
Список использованной литературы
- Венгер Л.А. Воспитание сенсорной культуры от рождения до 6 лет- М.: Просвещение, 1988.
- Дыбина О.Б. Ребенок и окружающий мир: программа и методические рекомендации. – М.: Мозаика – Синтез, 2008.
- Соломенникова О.А. Экологическое воспитание в детском саду: программа и методические рекомендации – М.: Мозаика – синтез, 2008.
- Е.А. Пономарёва, С.А.Иванова «Изменения в природе: времена года. Наглядно- дидактический материал для развития речи детей дошкольного возраста»- Издательство: Айрис 2007 г.
- О.Е. Громова, Г.Н. Соломатина, Н.П. Савинова «Стихи о временах года и игры. Дидактические материалы по развитию речи детей 5-6 лет». Москва 2005 год.
- https://ped-kopilka.ru/ стихи о временах года для детей 4-5 лет.