для детей старшей логопедической группы
Составила: воспитатель Головач Е.С.
Задачи:
– уточнение, расширение словаря по теме «Животные холодных стран» (Север, северный полюс, животное, белый медведь, морж, тюлень, северный олень, песец, рога, копыта, ласты, шерсть, жир, кожа, клыки).
-активизировать словарь детей существительными обозначающими животных, сложными прилагательными.
– формировать умение составлять сложносочинённые предложения с союзом а; сложноподчинённые предложения, правильно употребляя существительные в творительном падеже.
– учить согласовывать существительные с числительными.
– развивать внимание, восприятие, память, мышление, диалогическую речь, связную речь. Воспитывать бережное отношение и любовь к живой природе.
Оборудование: картинки с изображением животных севера, цветик-семицветик, плоскостные фигуры животных, фонарик, карточки для игры «Сосчитай», «Назови детёныша», стол для песка, колонка, светящийся шар.
Ход занятия:
Дети заходят в музыкальный зал.
Воспитатель: Ребята, а с каким настроением вы пришли? Давайте возьмёмся за руки и передадим хорошее настроение друг другу через ладошки.
Ребята, мы сегодня отправимся в необычное путешествие. А куда вы должны догадаться сами.
Включается аудиозапись звуки севера. Дети слушают.
Что это за звуки? Где можно услышать такие звуки?
(Если дети не сказали про север, то воспитатель задаёт наводящий вопрос).
Где такое бывает всегда не зависимо от времени года. Да ребята мы сегодня отправимся на север. А где же он находится? (Смотрят на интерактивную доску где изображена карта). А почему вы так решили? Кого же можно встретить на севере?
А как же мы туда попадёт? Вы дорогу знаете? А у меня вот есть цветик-семицветик может он нам как-то может помочь? Вы помните сказку про цветик-семицветик? Что же помогло девочке Жене побывать на северном полюсе? Какой листочек нам поможет? А почему синий? А как же надо себя вести на севере? Почему?
Дети проговаривают: Лети-лети лепесток, через Запад на Восток, через Север, через Юг. Возвращайся сделав круг, как коснёшься ты Земли, ты по-моему вели… Вели, чтобы мы оказались на Севере. Вокруг себя повернись и на Севере окажись.
Включается северное сияние. (светящийся шар).
Вот мы и очутились на Севере. Нас встречает завораживающее, прекрасное зрелище – Северное сияние. Давайте полюбуемся им.
Что за чудо-чудеса:
Загорелись небеса!
Ой, горит, пылает пламя
Над сверкающими льдами.
Никого за тучей нет,
Не пекут там хлеба.
Это свет, холодный свет
Северного неба.
Ребята, а вы хотите немного поэкспериментировать? (ответы детей) Я предлагаю вам создать свое необычное Северное сияние при помощи молока и разноцветных красок. Попробуем? (ответы детей). Тогда подходите все ко мне.
Вспомните, пожалуйста, какие цвета использовала природа при создании северного сияния?
В этом сосуде у нас молоко. Теперь мы возьмем краску красного и фиолетового цвета и капнем в молоко. Что произошло с молоком? (ответы детей) А теперь в окрашенное молоко добавим немного средства для мытья посуды. Посмотрите, что происходит?
О, какое чудо получилось!
Ребята, посмотрите, кто это сидит на льдине? (Ребенок в костюме белого медведя).
Подойдём поближе. А какой он? А чей это детёныш? А что же он здесь делает один? А как вы думаете хорошо ему одному? А где же его мама? А может он потерялся? Что же нам с ним делать? А как мы найдём его маму? Ребята посмотрите у него фонарик. (У медвежонка в лапах маленький фонарик) Может он нам поможет? Ну что пойдемте за светом фонарика.
Переходят к столу где в контейнерах с водой плавают на льдинках (пенопласт) морж и тюлень. (плоскостные фигуры).
Кто это ребята? Кто же из них мама медвежонка? А почему? А какие они? А чем они похожи? Чем они отличаются? Что же делать дальше?
Дети продолжают путь за светом фонаря.
Переходят к столу с песком. (белый песок или манка) А там в песке закопаны белый волк и песец.
Почему нас сюда привёл фонарик? Здесь же никого нет.
На песке следы, которые ведут к горочке с песком где закопаны животные.
Дети рассматривают холмы из песка.
А как же мы узнаем кто там прячется? Давайте, тихонечко пальчиками раскопаем.
Кто это ребята? Скажите это мама белого медвежонка? А почему нет? А какой он? А мне кажется они похожи? Что же дальше делать?
Потом раскапывают второй холм из песка. Там белый волк.
В: Вот она – мама медвежонка. А кто же это? А как по-другому можно назвать песца? А чем же он отличается от медвежонка?
В: Что же нам делать дальше. Пойдёмте дальше за фонариком.
Ну что ребята идём дальше? Встречают белую медведицу (Белый медведь взрослый). Чья же это мама? А как вы узнали, что это его мама?- Ребята какие вы молодцы, помогли моему маленькому медвежонку меня найти. Ребята вы не замёрзли? (Да, холодно)
Предлагаю вам немного погреться.
ФИЗМИНУТКА (Медведица с медвежонком)
По ледяной пустыне (Медленно идут по кругу, имитируя движения животного)
Медведица идет,
За нею медвежата
Торопятся вперед.
Трещит мороз жестокий, Руками обнимают себя.
Повсюду снег и лед. Повороты из стороны в сторону.
По полынье холодной
За нерпой морж плывет. Плавательные движения руками.
Бегут, спешат олени Бег на месте с подниманием колен.
Им виден путь едва
Над ними тихонько кружит Поворот вокруг себя с поднятыми руками.
Полярная сова.
В: Ребята мы так долго шли я даже устала. Предлагаю вам присесть и отдохнуть. (на мольберте прикреплена картина с другими животными севера). Ребята посмотрите на картинку, а каких животных севера мы с вами не встретили по пути. (олень, заяц). А кто у них детёныши?
А как вы думаете, на севере только по одному животному каждого вида.
Далее работа с раздаточным материалом.
Ребята, посмотрите, у вас на столе есть карточки. Кто же на них изображён? (у каждого ребенка карточка с животными) Посчитайте, сколько животных на ваших картинках. Посчитай пожалуйста Варя своих животных? И так со всеми детьми.
Ребята, медвежонок нашёл свою маму, а другие детёныши не могут. Что же делать?
Ребята у вас на карточках изображены детёныши, найдите и им мам. (На мольберте изображены мамы детёнышей севера) Катя расскажи кто у твоего детёныша мама. У зайчонка мама зайчиха, у лосёнка мама лосиха и т. д. я отдам зайчонка зайчихе и т.д.
Ребята, что-то у меня руки замёрзли, давайте погреем пальчики.
Пальчиковая гимнастика
Кто на Севере живет? (Хлопки в ладоши – удары кулачками попеременно)
Кто там ест и кто там пьет?
Звери необычные, к холоду привычные. («Замок» – меняя положение пальцев).
Вот песец из норки смотрит, (Соприкосновение подушечек пальцев с
большим пальцем, образовывая «колечки»).
Белый мишка важно ходит, (Пальчики «шагают»).
Ну, а морж, как капитан, (Ладони «лодочкой» двигаются вперед).
Покоряет океан.
Гордый северный олень (Кисти рук скрещены, пальцы раздвинуты).
Грузы возит целый день. (Растирание ладоней движениями вверх- вниз).
Ну что ребята отдохнули. Ой, а что это такое? (показывает снежок сделанный из ваты). Я предлагаю вам поиграть в снежок. Я вам буду бросать мяч, а вы скажите наоборот. Игра с мячом (воспитатель бросает мяч и говорит первую фразу, ребенок продолжает):
У тюленя не руки, а …. ласты,
У моржа не зубы, а …. клыки,
У медведя не волосы, а …. мех.
У медведя не лицо, а …. морда,
У моржа не руки , а …. ласты.
У пингвина не ноги, а …. лапы,
Коллективная работа (Пингвины) заранее сделать заготовки.
Ребята, но на севере холодно и нам уже пора возвращаться домой. А как же попадём домой?
Дети предлагают обратится к цветику-семицветику.
Лети-лети лепесток, через Запад на Восток, через Север, через Юг.
Возвращайся сделав круг, как коснёшься ты Земли, ты по-моему вели…
Вели, чтобы мы оказались на Севере.
Вокруг себя повернись и в детском саду окажись.
Вам понравилось путешествие? Кому мы помогли? Кого мы встретили? Кого ты считала? Что вам больше всего понравилось.