Составила: воспитатель Сахань И.С.
Цель: Закрепить у детей представления о зиме. Развивать способность воспринимать красоту зимних явлений природы, через их отражение в произведениях русских поэтов, в народных пословицах и поговорках.
Задачи:
Развивающие:
- Продолжать развивать внимание посредством игровой деятельности.
- Уметь устанавливать связи между явлениями природы.
- С помощью художественной литературы развивать память, мышление, наблюдательность.
Обучающие
- Закреплять знания о зиме: названия зимних месяцев, зимних игр, пословиц о зиме.
- Закреплять умение отвечать полными предложениями.
- Расширять кругозор с помощью литературных произведений.
Воспитывающие:
- Воспитывать любовь к русским народным традициям.
Предварительная работа: рассматривание иллюстраций про зимние месяцы, разучивание народных подвижных игр, чтение русских народных сказок, знакомство с устным народным творчеством, культурой и традициями русского народа..
Материалы: иллюстрации с зимнем временем года, книга «Сказочные загадки», колокольчик, снежинка, иллюстрации с изображением русских народных сказок., загадки о сказках.
Ход
Воспитатель: Ребята, сегодня мы с вами отправимся в удивительное путешествие в зимнее время года. У меня есть волшебная снежинка, но она не простая, а волшебная. с ее помощью можно попасть в любой зимний месяц.
Ребята, я забыла, а как называются зимние месяцы? Я буду называть месяцы всех времен года, а вы громко хлопните в ладоши, когда услышите названия зимних месяцев.
Игровое упражнение «Угадай месяц»
Начинает календарь с месяца по имени… (Январь)
Мы ведь знаем, у него 28 дней всего! (Февраль)
«Году конец и начало зиме!» — когда приходит скажите мне. (Декабре)
Воспитатель: Спасибо, что вы мне помогли вспомнить названия зимних месяцев: первый месяц – декабрь, второй – январь, и последний – февраль. Теперь можно отправляться в путь. Вместе станем мы в кружок и подбросим нашу снежинку. Снежинка перенесла нас в гости к первому месяцу декабрь.
У декабря полно забот –
Как всё успеть не знает
Он провожает старый год
И Новый год встречает!
Воспитатель: декабре наступают морозы, Одеваться нужно очень тепло. На окнах появляются морозные узоры. С приходом декабря наступают самые короткие дни и самые длинные ночи. ребята, декабрь приготовил вам задание: назвать пословицы и приметы о зиме, которые вы знаете.(дети называют пословицы и приметы)
Молодцы, а сейчас мы с играем в игру, которая называется «Золотые ворота».
Подвижная игра: «Золотые ворота»
Описание игры: два игрока встают лицом друг к другу и поднимают вверх руки – это «Ворота». Остальные игроки берутся друг за друга так, чтобы получилась цепочка. Игроки – «ворота» говорят стишок, а цепочка должна быстро пройти между ними.
Золотые ворота
Пропускают не всегда.
Первый раз прощается,
Второй раз – запрещается,
Третий раз – не пропустим вас!
С этими словами руки опускаются, «ворота закрываются». Те дети, которые оказались пойманными, становятся дополнительными воротами.
Воспитатель: Замечательно! Мы с вами немного повеселились, а теперь отправляемся в следующий месяц. Вместе станем мы в кружок и подбросим нашу снежинку.
А сейчас наша волшебная снежинка перенесла нас в гости к месяцу январь.
Январь – начало года
Силён его мороз.
Уснула вся природа.
Теперь нам не до гроз.
Под снежным покрывалом
Покоится земля.
В краю большом и малом
Все белые поля.
Бери скорее санки
Из дома выбегай.
Поедем спозаранку
Кататься в снежный край.
Воспитатель: Ребята, расскажите мне во что можно играть на улице зимой? Какие вы знаете зимние игры и забавы?
Дети: лепим снеговика, строим крепости, катаемся на санках, коньках, лыжах, играем в снежки.
Воспитатель: В январе как правило крепчают морозы, зимние вечера длинные, и чтобы скоротать время, народ придумывал и рассказывал сказки, многие из которых и сейчас ваши мамы читают вам. Ребята, какие русские народные сказки вы знаете?
Дети называют русские народные сказки.
Воспитатель: У меня тоже есть книга со сказками, но вот беда, там потерялись слова. Помогите мне закончить сказку и назовите её.
Викторина по русским народным сказками
Вышли дружно всей семьей,
Чтобы справиться с одной.
И пришла на помощь мышка,
Хорошенечко всё вышло. (РЕПКА)
«Колобок»
Из муки он был печен,
На сметане был мешен,
На окошке он студился
По дорожке ……. (покатился)
Был он весел, был он смел,
И в пути он песню………(пел).
Что за сказка? ……..(Колобок)
«Волк и семеро козлят»
Жили семеро ребят –
Белых маленьких……… (козлят)
Мама их любила,
Молочком …… (кормила)
Тут – зубами щелк да щелк –
Появился серый ……. (волк)
«Маша и медведь»
Маша в коробе сидит,
Далеко она ………(глядит)
Кто несет ее, ответь,
Быстрыми шагами?
А несет ее ………. (медведь)
Вместе с пирогами.
Это «……..и………»
Воспитатель: Ребята, чтобы ярче светило солнце, поскорее пришла весна, люди выходили на улицу и играли в игру «Гори, гори ясно».
Подвижная игра «Гори, гори ясно»
Описание игры. Дети встают в круг. С помощью считалки выбирается ведущий, который встает с колокольчиком по середине круга.
Дети идут по кругу и проговаривают слова:
Гори, гори ясно,
Чтобы не погасло,
Глянь на небо,
Птички летят.
Колокольчики звенят.
После этих слов дети останавливаются, и те, между кем будет ведущий с колокольчиком, на слова «Раз, два, три беги», бегут по кругу в разные стороны. Кто вперед возьмет колокольчик, тот и будет водящим. Игра повторяется 2 – 3 раза.
Воспитатель: Посмотрите все сюда. Отправляться в путь пора.
Вместе станем мы в кружок и подбросим нашу снежинку. Снежинка перенесла нас в гости месяцу февраль.
Воспитатель: Я – февраль, я младший сын,
Я метелей господин.
Всех вас ветром застужу,
В снежном вихре закружу,
Лица снегом залеплю
И в сугробах утоплю,
Снег насыплю без разбору
И в карманы, и за ворот!
Не боится детвора!
Не уходит со двора!
Бабу снежную катает
И вовсю в снежки играет!
Февраль приготовил вам загадки.
Чтобы осень не промокла,
Не раскисла от воды,
Превратил он лужи в стёкла,
Сделал снежными сады. (мороз)
Меня не растили.
Из снега слепили
Вместо носа ловко
Вставили морковку.
Глаза – угольки.
Руки – сучки.
Холодная, большая,
Кто я такая? (снежная баба)
С неба он летит зимой,
Не ходи теперь босой,
Знает каждый человек,
Что всегда холодный … (снег)
Тройка, тройка прилетела,
Скакуны в той тройке белы,
А в санях сидит царица
Белокоса, белолица,
Как махнула рукавом –
Все покрыла серебром. (зима)
С неба падают зимою
И кружатся над землею
Легкие пушинки,
Белые … (снежинки)
Воспитатель :Молодцы ребята, подошло к концу наше путешествие, пора возвращаться в группу. Вместе станем мы в кружок и подбросим нашу снежинку.
Воспитатель: Скажите ребята, вам понравилось путешествие? Что понравилось больше всего? Какие русские народные игры вы узнали?
Ответы детей.